В отделе литературы по искусству представлена очередная выставка из серии "Палитра зрелищных искусств" "Кино – рухани әлемдегі өнер".
Своеобразный зачин экспозиции – монография "Мировое кино". (М., 2011). Её автор – культуролог, доктор искусствоведения Кирилл Разлогов. Большой экскурс в историю, эволюцию и практику искусства экрана начинает глава под выразительным названием "Кино начиналось так". Далее, как и должно – развитие темы от Великого немого до интеллектуального кино и к парадоксам экрана XXI века. Своего рода систему ценностей – "между искусством и бизнесом" – представляет автор перечень наград в фестивальном калейдоскопе 1932-2010 годов.
Книжная панорама предлагает читателю-зрителю неисчерпаемую по содержанию казахстанскую кинопанораму, начиная с книги А. Назарова "Первенец казахского кино" (Алматы, 1980) о создании первого казахского художественного фильма "Амангельды", снятого на "Ленфильме" в 1938 г. Здесь мы найдем полный литературный сценарий фильма (его авторы – классики советской литературы Всеволод Иванов, Беимбет Майлин и Габит Мусрепов), редкие фотографии и очень теплые воспоминания деятелей искусства, участников работы над фильмом: Габита Мусрепова, Музакира Шурупова, Касыма Тогузакова, композиторов Арама Хачатуряна, и Газизы Жубановой.
Шакен Айманов, Нурмухан Жантурин, Мажит Бегалин, Амина Умурзакова, Асанали Ашимов, Сатыбалды Нарымбетов, Ыдырыс Ногайбаев… Перечень ярчайших имен нашего кинематографа можно долго продолжать. Их творчество отвечает лучшим экранным традициям, напоминая ритмы времен, представляя поколениям зрителей образ национального героя. Замечательное тому подтверждение – в сериях персональных альбомов "Халық перзенті" и "Қазақ өнерінің қайраткерлері". Фотохроника творческого процесса, премьерные показы, фестивали, встречи со зрителями – вся непростая ткань жизни, о которой мы, эти самые зрители, судим понаслышке... Глубинную же суть этого процесса изучили киноведы Бауыржан и Баубек Ногербековы, раскладывая на талантливые составляющие содержание и форму кинопроизведения, с интересом вглядываясь в новаторский результат современного искусства на страницах исследовательского труда "Казахское игровое кино" (Алматы, 2014). Кстати, один из показательных примеров в этой книге – фильм "Мустафа Шокай". Фильм и его литературный сценарий из серии "Наша кинопроза" (Алматы, 2008) тоже представлены на выставке.
Сценарий о жизни исторического персонажа всегда встречает вопросы у читателя и зрителя: что было на самом деле, а какой факт вызывает сомнение. Об абсолютной вере каждому кадру можно судить по контексту сборника Махата Садыка "Деректі фильмнен үлкен киноға дейін" (Астана, 2004). Статьи, вошедшие в это издание, увлекают нас в рассуждения о проблемах "малого", телевизионного экрана, его актуальности, его публицистичности и о мастерстве в подаче проблем дня.
Столь же убедительны суждения Дариги Тналиной, первой женщины кинорежиссера Казахстана. Отличник кинематографии СССР, заслуженный деятель искусств Казахстана, ученица Александра Довженко, Дарига Тналина работала на разных киностудиях страны, а с 1964 года – режиссер киностудии "Казахфильм". Её учениками были Н. Жантурин, А. Мамбетов, К. Абусеитов, М. Абусеитова и многие другие. На страницах её мемуаров с многозначительным заглавием "Черно-белое кино" (Алматы, 2007) оживают встречи со многими выдающимися современниками "в неоднозначности жизненных и творческих коллизий".
Очевидно, читателям разных поколений будет интересным взгляд в прошлое мультипликации Казахстана. Автор миниатюрного издания "Когда оживают сказки" Бауыржан Нугербеков (Алматы, 1984) с удовольствием перелистывает страницы истории "мультиков" с кадрами из фильмов и с остроумными рисунками. Нам, в свою очередь, хочется обратить внимание на главы "Школа и индивидуальность" и "От персонажа к характеру".
Остается лишь сожалеть, что скромная выставочная площадь отдела литературы по искусству не вмещает множество значительных изданий об именах и фильмах, составляющих гордость мирового кино, а также литературу об особенностях нашего восприятия произведений искусства.
Эта выставка – не только историческая ретроспектива казахского кино – это стартовая площадка для взлета вдохновения и всевозможных творческих открытий наших читателей, в какой бы сфере они ни реализовали свой талант.