Информационный цикл
"Тәуелсіздіктің шығармашылық көкжиегі = Творческие горизонты Независимости"
Изобразительное искусство Независимого Казахстана
Идея Независимости в живописи проявилась в обострении идеи личной свободы, независимости от прежде утвержденных авторитетов. Огромный мир, вошедший в пространство полотен, неизмеримо расширил грани и возможности толкования действительности, заставил живописцев сверить особенности времени, пространств и характера героев с системой ценностей.
Обращение к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу, став одной из характерных особенностей современной живописи Казахстана, позволяет назвать новый этап, в который вступило наше искусство эпохи 1990-х – возвращением к себе
(из статьи Р. Ергалиевой "Верность идеям Великой степи", – "Простор", 2013, №1.)
Казахстанские художники в своем духовном поиске обращаются не только к внешней событийной канве жизни, но, создавая новый изобразительный язык казахского искусства 21 века, открывают в ней глубинные основы степного миропонимания, показывают свою живописную картину мира.
Один из таких создателей собственной степной саги – художник из Темиртау Куат Аскаров.
Его искусство необычно, одновременно эмоционально и интеллектуально, взволнованно проникновенно и продуманно строго.
Р. Ергалиева
Главная тема и любимые мотивы полотен Куата Аскарова – Казахстан, его земля, люди, традиции, и об этом сами за себя говорят названия его работ: "Кокпар", "Звуки кобыза", "Наследие", "Степная мадонна", "Бесик", "Священный казан", "Той". Эти работы К. Аскарова узнаваемы своеобразием авторской интерпретации знаковых элементов традиционной культуры казахов – юрты, кобыза, шанырака, дастархана, вокруг которых и разворачивается действие, манерой использования орнаментов. Этот цикл работ приковывает взгляд: здесь отображены история и основные ценности казахского народа, запечатлены разные мгновения жизни человека – от рождения до великих подвигов на поле битвы. Художник, с детства подмечая детали быта, очень точно обращает на них внимание зрителя: выгон скота на пастбище, уборка сена, приготовление обеда, убранство юрты, кобыз, казан, шанырак... В представлении автора в идеальной гармонии с миром природы находятся мужчина и женщина. В его трактовке домашний очаг – средоточие идеи о всеобщем благоденствии. Последние годы художник обращается к сюжетам казахских легенд, национальных обычаев, игр, праздников. Работа над фольклорными образами – это воссоздание национального мира. Художник пишет маслом, увлечен графикой – потому, очевидно, и графичны его полотна, исследующие прошлое, но обращенные в будущее.
Традиционная система ценностей помогает выправить ситуацию духовного кризиса, помочь обрести стабильную почву в отношениях между людьми, между человеком и природой, точнее понять самих себя, свои духовные основы и способности к развитию. В этом, как оказалось, и заключается сама идея творческой свободы, свобода личного мнения.
Разные стилистики и формальные решения выбирают живописцы. Незамысловатый народный быт, поэтично и философски осмысленный – основная формула, раскрывающая творчество Кенжебая Дуйсенбаева.Переживаемые его героями чувства и сомнения открываются на сокровенном срезе глубинных, закрытых постороннему взгляду моментах жизни личности. Его персонажи почти всегда – люди традиционного быта и сознания, существующие наедине с самими собой и своей жизнью.
В молчаливых подростках, пасущих коней синей степной ночью, в женщинах, тихо баюкающих под луной младенцев или привычно скользящих в будничных заботах в саманных двориках нет места борьбе с бедами и проблемами общества. Согласие с миром – программа их бытия. Так художник приоткрывает свою тропинку к возрождению нации,словно игнорируя наступление города.
Мощный позитивный символ казахской живописи – степь – обретает свой антипод – город. Грандиозностью замыслов привлекает художников новый облик столицы. Многие именитые мастера и начинающие художники, каждый в своем стиле, обращаются к теме огромных преобразований в столице нашей Родины. (Мария Копелиович (Мирас, 2008,)
"Астана таңы" – полотно молодого живописца Казбека Ажибекулы, посвященное теме созидания, которое переживает сегодня не только столица, но и вся страна. Во главе этого процесса стоит Президент Н.А. Назарбаев. В композиционном центре произведения – величественная фигура Главы государства. Он окидывает взором своё детище – молодой растущий город, радуясь его успехам. Рядом с Президентом – его соратники и народ. Персонажи мы воспринимаем монументальными и значительными, благодаря композиционному решению: фигуры людей максимально приближены к зрителю, а далекий пейзаж тает в розово-голубоватой дымке. Художнику удается создать эмоционально возвышенную, восторженную атмосферу.
Другой известный художник, Батима Заурбекова дает своим произведениям, посвященным Астане, символическое наполнение. Они стали настоящим гимном столице. Зрители и критики отмечали одну из самых известных работ Б. Заурбековой "Байтерек". Это гобелен, выполненный в сочетании нежно-голубых и белых тонов с золотисто-желтыми и огненно-красными всполохами. А её рукотворный ковер "Акорда" запечатлел грандиозные строительные площадки города. Огромная панорама левобережья с хай-тековскими архитектурными конструкциями играет красками зелено-голубой цветовой палитры гобелена. В картинах Заурбековой цветовая игра элементов создает изумительный эффект зримого образа. Сохраняя творческое своеобразие, Заурбекова прекрасно управляет линией и цветом, материалом и технологией исполнения.
Безмятежностью и покоем веет от картины Владимира Семизорова, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, лауреата Государственной премии "Наша Астана". Художник изображает городской пейзаж: речную гладь, в которой, как в зеркале, отражается город – небоскребы, фонтаны, набережная, прогуливающиеся влюбленные. Её спокойное звучание – в контрасте с многоголосьем "стройки века", символизирующим бурное развитие индустрии и государства в целом.
Закономерно и появление новых индивидуальностей. В работах молодого художника Нуржана Саутбекова есть искренность существования, честность, и в этой попытке настойчиво следовать самому себе и в достаточно умелом владении законами формы и цвета – очевидно: художник идет на поводу своих чувств и творческих исканий, отказываясь от коньюнктурных тем поисков выразительности. В его структурно-цветовых композициях сквозит ощущение глубинной духовности мира. Натюрморты, пейзажи, многофигурные композиции – в них лежит наболевшее чувство, напряженная мысль, а если и мимолетное впечатление, то всё же задевшее душу. Очевидно и особое умение художника создать из сочетания сдержанных или звучных в цвете пятен геометрических фигур эмоциональное состояние и пластический образ. Нуржан на свой лад перепевает, задевшие его сознание произведения. В этот ряд свободно могут войти как работы известных художников, так и детские рисунки. И в этом тоже кроется известная доля смелости и уверенности в себе. Отказ от мелочей жизни, второстепенных для него деталей вносит в работы лаконизм, четкость. Своеобразный живописный аскетизм оборачивается эстетизмом, притягивает сосредоточенность на главном. В этом умении художника абстрагироваться от мелочей с целью выразить суть, проявляется свойственный казахской художественной культуре способ обобщения.
Некоторые из многих его работ – "Осень", "Двое", "Синяя птица" и другие – духовные сигналы с оттенками настроений тревоги и смятения, тепла и радости. В классическом жанре натюрморта предметный мир Нуржана узнаваем. Зрителю доставляют удовольствие человечность окружающей среды, чистота звучания цвета. Здесь ощутимы золотистое тепло солнечного света, мягко коснувшегося белых чайников, чашек и фарфоровых блюдец, а отношения предметов между собой пронизывает ритм радости бытия.
Художественное осмысление сложных взаимосвязей свободного, независимого духа, пути к себе, к собственной и национальной духовной свободе могут быть принципиально разными, но, выбирая разные пути, казахские живописцы исповедуют одну духовную веру – веру в свободу и независимость человеческой души и жизни на этой земле.
P.s.
В работе над материалом использованы публикации ведущих искусствоведов Республики и обзорные статьи журналистов с республиканских выставок изобразительного искусства. Подробную библиографию содержит электронная база данных нашей библиотеки.