Послание к человечеству — Габриэль Гарсия Маркес
Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес, тяжело больной раком лимфатических желез, обратился к читателям с прощальным письмом:
Если бы на одно мгновение Бог забыл, что я всего лишь тряпичная марионетка, и подарил бы мне кусочек жизни, я бы тогда, наверно, не говорил все, что думаю, но точно бы думал, что говорю.
Я бы ценил вещи, не за то, сколько они стоят, но за то, сколько они значат.
Я бы спал меньше, больше бы мечтал, понимая, что каждую минуту, когда мы закрываем глаза, мы теряем шестьдесят секунд света.
Я бы шел, пока все остальные стоят, не спал, пока другие спят.
Я бы слушал, когда другие говорят, и как бы я наслаждался чудесным вкусом шоколадного мороженного.
Если бы Бог одарил меня еще одним мгновением жизни, я бы одевался скромнее, валялся бы на солнце, подставив теплым лучам не только мое тело, но и душу.
Господь, если бы у меня было сердце, я бы написал всю свою ненависть на льду и ждал пока выйдет солнце. Я бы нарисовал мечтой Ван Гога на звездах поэму Бенедетти, и песня Серрат стала бы серенадой, которую я бы подарил луне.
Я бы полил слезами розы, чтобы почувствовать боль их шипов и алый поцелуй их лепестков. ..
Господь, если бы у меня еще оставался кусочек жизни, я бы НЕ ПРОВЕЛ НИ ОДНОГО ДНЯ, НЕ СКАЗАВ ЛЮДЯМ, КОТОРЫХ Я ЛЮБЛЮ, ЧТО Я ИХ ЛЮБЛЮ.
Я бы убедил каждого дорогого мне человека в моей любви и жил бы влюбленный в любовь.
Я бы объяснил тем, которые заблуждаются, считая, что перестают влюбляться, когда стареют, не понимая, что стареют, когда перестают влюбляться!
Ребенку я бы подарил крылья, но позволил ему самому научиться летать.
Стариков я бы убедил в том, что смерть приходит не со старостью, но с забвением.
Я столькому научился у вас, люди, я понял, что весь мир хочет жить в горах , не понимая, что настоящее счастье в том, как мы поднимаемся в гору.
Я понял, что с того момента, когда впервые новорожденный младенец сожмет в своем маленьком кулачке палец отца, он его больше никогда его не отпустит.
Я понял, что один человек имеет право СМОТРЕТЬ НА ДРУГОГО С ВЫСОКА только тогда, когда он ПОМОГАЕТ ЕМУ ПОДНЯТЬСЯ.
Есть столько вещей, которым я бы мог еще научиться у вас, люди, но, на самом-то деле, они вряд ли пригодятся, потому что, когда меня положат в этот чемодан, я, к сожалению, уже буду мертв.
Всегда говори то, что чувствуешь, и делай, то что думаешь.
Если бы я знал, что сегодня я в последний раз вижу тебя спящей, я бы крепко обнял тебя и молился Богу, что бы он сделал меня твоим ангелом-хранителем.
Если бы я знал, что сегодня вижу в последний раз, как ты выходишь из дверей, я бы обнял, поцеловал бы тебя и позвал бы снова, чтобы дать тебе больше.
Если бы я знал, что слышу твой голос в последний раз, я бы записал на пленку все, что ты скажешь, чтобы слушать это еще и еще, бесконечно.
Если бы я знал, что это последние минуты, когда я вижу тебя, я бы сказал: Я люблю тебя и не предполагал, глупец, что ты это и так знаешь.
Всегда есть завтра, и жизнь предоставляет нам еще одну возможность, что бы все исправить, но если я ошибаюсь и сегодня это все, что нам осталось, я бы хотел сказать тебе, как сильно я тебя люблю, и что никогда тебя не забуду.
Ни юноша, ни старик не может быть уверен, что для него наступит завтра.
Сегодня, может быть, последний раз, когда ты видишь тех, кого любишь. Поэтому не жди чего-то, сделай это сегодня, так как если завтра не придет никогда, ты будешь сожалеть о том дне, когда у тебя не нашлось времени для одной улыбки, одного объятия, одного поцелуя, и когда ты был слишком занят, чтобы выполнить последнее желание.
Поддерживай близких тебе людей, шепчи им на ухо, как они тебе нужны, люби их и обращайся с ними бережно, найди время для того, чтобы сказать: “мне жаль”, “прости меня”, “пожалуйста и спасибо” и все те слова любви, которые ты знаешь.
НИКТО НЕ ЗАПОМНИТ ТЕБЯ ЗА ТВОИ МЫСЛИ. Проси у Господа мудрости и силы, что бы говорить о том, что чувствуешь. Покажи твоим друзьям, как они важны для тебя. Если ты не скажешь этого сегодня, завтра будет таким же как вчера. И если ты этого не сделаешь никогда, ничто не будет иметь значения. Воплоти свои мечты. Это мгновение пришло ….
Проверка книжного фонда библиотеки. Как ее организовать?
Проверка осуществляется совместно с увольняющимся работником, а также в присутствии работника отдела комплектования и обработки центральной районной библиотеки.
Проверка фонда - сличение каждой единицы с документами индивидуального учета с целью установления наличия в фонде произведений печати и других материалов.
В ходе проверки выявляют:
-
состояние учета,
-
правильность исключения книг,
-
задолженность,
-
недочеты в работе по сохранности фонда.
-
выявление документов, которые нуждаются в ремонте, реставрации и списании как устаревшие, непрофильные по содержанию
Проверка фонда способствует:
-
восстановлению порядка в расстановке книг на полках,
-
очищению фонда от ветхих и устаревших по содержанию книг, дублетной и непрофильной литературы.
-
выявлению небрежного, невнимательного, халатного отношения к учету, сохранности и использованию фондов;
-
раскрытию случаев разворовывания, если они имели место;
Проверка БФ производится:
-
при смене материально-ответственного лица (при смене руководителя библиотеки или заведующего структурным подразделением в котором есть фонд (читальный зал, абонемент, филиал и др.);
-
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
-
в случае реорганизации или ликвидации библиотеки, стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
Проверка библиотечных фондов осуществляется одним из способов проведения проверки (посредствам контрольных талонов, по инвентарным книгам) в следующие сроки:
-
наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах - ежегодно;
-
редчайшие фонды - один раз в три года;
-
ценные фонды – один раз в пять лет;
-
фонды библиотек до 100 тысяч учетных единиц – один раз в пять лет;
-
фонды библиотек от 100 до 200 тысяч учетных единиц – один раз в семь лет;
-
фонды библиотек от 200 тысяч до 1 миллиона учетных единиц – один раз в 10 лет;
Проверка библиотечного фонда или его части при смене руководителя библиотеки или структурного подразделения, имеющего библиотечные фонды, приравниваются к очередному сроку проверки.
Проверка завершается составлением акта с объяснительной запиской и списком отсутствующих изданий
Результаты проверки, зафиксированные в акте, рассматриваются комиссией по сохранности или другим коллегиальным органом по фондам. На основании решения акт о списании передается на утверждение.
Вся работа по проверке фонда осуществляется в три этапа:
-
1) подготовительная работа;
-
2) проверка фонда;
-
3) подведение итогов и оформление документально результатов сверки.
Подготовительная работа.
В случае необходимости за месяц до начала проверки в библиотеке вывешивают объявление о сроках ее начала и окончания, где обращаются к читателям с просьбой возвратить к началу проверки документы, задержанные свыше установленного срока. Проводят подготовительную работу с фондом: проверяют точность расстановки, расставляют возвращенные читателями или задержанные при обработке документы. Готовят бумагу для написания контрольных талонов, коробки для них, номерные разделители, цветные карандаши и т.д. Необходимо ведение ежедневного точного учета работы каждого участника проверки.
Основные способы проверки фонда в нашей области
Проверка БФ с помощью контрольных талонов.
Проверка БФ с помощью инвентарной книги.
Выбор способа проверки зависит от условий работы библиотеки, вида расстановки и объема фонда.
Проверка БФ с помощью контрольных талонов.
Это наиболее распространенный способ проверки фонда. Суть его заключается в том, что на каждый экземпляр документа пишется талон размером в половину каталожной карточки.
Существует два варианта проверки фонда с помощью контрольных талонов.
1) талоны составляют по учетным документам, а потом сверяют с фондом на полках;
2) талоны пишутся непосредственно с документов (книги и др.), которые стоят на полках. На каждую книгу выписывают контрольный талон. В нем указывают инвентарный номер, фамилию автора или первое слово заглавия. Каждый талон вкладывают в книгу. Члены комиссии проверяют правильность записей.
После написания талонов на весь имеющийся фонд, пишутся талоны на документы выданные читателям (сведения берутся из читательских формуляров). На книги, выданные читателям или в передвижные библиотеки, талоны составляют по книжным формулярам и записям. На книгах, в читательских формулярах, в тетради книг передвижной библиотеки ставят отметку о проверке.
Контрольные талоны расставляют по инвентарным номерам. Проверку осуществляют путем сверки контрольных талонов с инвентарной книгой - против записи ставят отметку о проверке. По инвентарной книге составляют список недостающих книг.
Использованные контрольные талоны сохраняют к следующей проверке в той же последовательности, в которой они сверялись с учетным документом.
Проверка фонда с помощью инвентарной книги заключается в сверке каждой книги с записью в инвентарной книге. Проверку проводят два работника: первый - снимает с полок одну книгу за другой (или берет формуляры выданных книг) и называет их инвентарные номера. Второй - по этим номерам находит записи книг в инвентарной книге. Проводят сверку книг и записей. На книги ставят отметку о проверке, а в инвентарной книге в графе «Отметка о проверке библиотеки» проставляют условный знак («галочку»); отсутствие условного знака свидетельствует о том, что отдельные книги не обнаружены в фонде или среди выданных читателям .Сведения об отсутствующих изданиях находят в «Тетради регистрации карточек учетного каталога» и учетном каталоге, выписывают на специальный лист.
Итоги проверки оформляют актом определенной формы в 3-х экземплярах. В акте комиссия делает заключения о правильности организации хранения фонда в библиотеке, состоянии ведения его учета и выдачи, выполнении инструкций и распоряжений по этому вопросу, указывает на недостаток в экземплярах и общую их стоимость. Комиссия подает директору ЦБС документы по итогам проверки. Он определяет степень материальной ответственности виновников и утверждает акт. После утверждения первый экземпляр акта передается в отдел комплектования, второй - в бухгалтерию, а третий остается в библиотеке, или отделе библиотеки, фонд которого проверялся. После утверждения акта, невыявленные издания исключают, а сведения о них изымают из каталогов и картотек.
В случае необходимости по результатам проверки директор ЦБС издает приказ, в котором определяются мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации учета, хранения и использования фонда, указывает конкретных виновников.
Примерный план проведения проверки книжного фонда (примерный)
№ | Наименование процесса | Объем работы | Ответственные |
1. | Приказ о проверке | план | |
2. | Объявления о сроках начала и окончания проверки и возврате книг в библиотеку | ||
3 | Проведение инструктажа по проверке | инструктаж | |
4.
|
Проверка правильности расстановки фонда | экземпляр | структурное подразделение (аб, чит. зал, филиал) |
5. |
Проверка правильности расстановки читательских формуляров по номерам, алфавиту | формуляр | //-// |
6. |
Проверка правильности расстановки карточек в учетном каталоге (по алфавиту авторов или названий, инвентарным номерам) | карточка | |
7. | Написание контрольных талонов на книги | ||
8. | Расстановка контрольных талонов в порядке инвентарных номеров | 2000 талонов |
|
9. | Сверка контрольных талонов с инвентарной книгой (учетным каталогом) | 1000 талонов | |
10. | Поиск документов, которые не прошлиинвентаризацию | один документ | |
11.
|
Составление списка отсутствующих документов, которые были выявлены в результате инвентаризации | ||
12. | Просмотр инвентарных книг. На документ, который не прошел инвентаризацию, выписать контрольный талон | ||
13. | Поиск документов, которые не прошли инвентаризацию | ||
14. |
Составление списка отсутствующих документов, которые были выявлены в результате инвентаризации | ||
15. | Написание акта с объяснительной запиской и списком отсутствующих изданий | ||
16. | Результаты проверки (приказ). | ||
17. | Мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации учета, хранения и использования фонда |
|
|
-
Тимершина Фаина Харисовна,
-
зав. отделом развития библиотек
-
Карагандинской ОУНБ им.Н.В. Гоголя
-
Программная и проектная деятельность — один из важнейших инструментов развития инновационных процессов в деятельности библиотек.
С 2001 Карагандинская областная универсальная научная библиотека им.Н.В Гоголя (ОУНБ им. Н.В. Гоголя) работает в инновационном режиме, осуществляя методическое сопровождение инновационных процессов путем трансляции новшеств на семинарах, практикумах, стажировках и т.д.
Основой реализации инновационной деятельности являются: стратегическое планирование, маркетинг, проекты (с 1994 г. ОРБ в координации с другими отделами библиотеки разработаны 19 проектов и программ), конкурсы, форумы, популяризация опыта работы библиотек CНГ, внедрение в практику работы технологических новшеств. Все эти программы и проекты были направлены на развитие ЦБС.
-
1997год - Программа - «Областная библиотека как Региональная память»
-
2001 год - Программа автоматизации библиотек Карагандинской области. 1 этап (2002-2004 годы)
-
2003 год - Проект автоматизации районных библиотек
-
2004 год – Проекта «Модельная сельская библиотека на 2004-2006»
-
2010 год - Проект «Библиотека - точка доступа к услугам электронного правительства».
-
2011 год - Программа модернизации библиотек Карагандинской области на 2011-2013гг.
В первую очередь инновационная политика была связана с внедрением новых информационных технологий, формированием информационных ресурсов, выходом в глобальные сети Интернет и т.д. Весь спектр деятельности методической службы можно проследить на примере такого направления как модернизация библиотек области. Этому способствовали такие программы как:
- программа «Автоматизация библиотек Карагандинской области» 2001 г. 1 этап (2002—2004 годы). проект «Модельная сельская библиотека на 2004—2006» при поддержке управления культуры Карагандинской области в рамках Государственной программы поддержки села. «Модернизация библиотек Карагандинской области на 2007—2010 годы», «Модернизация библиотек Карагандинской области (2011—2013)». «Модернизация библиотек Карагандинской области (2014—2017)».
В целях поддержки инновационной деятельности в реализации этих программ в ЦБС формируется новая система управления, создаются новые структуры (отделы автоматизации, центры правовой информации, Интернет-классы). Учитывая сложную ситуацию с кадрами, большое внимание уделяется повышению квалификации и обучению новых сотрудников. В эти годы создается областная школа профессионального обучения (секция комплектаторов, библиографов, методистов, работников отд. обслуживания, сельские библиотеки). Стали широко использовать активные формы методической работы с библиотекарями, такие как семинары-практикумы, деловые игры, SWOT–анализ и т.д. Возобновляются областные курсы повышения квалификации работников культуры Карагандинской области. ОУНБ им. Н.В. Гоголя становиться учебной базой для проведения курсов для библиотекарей, которые функционировали в течение 6 лет (2002—2008). Темы занятий были самые различные: от начальных шагов освоения Windows, программ Word и Excel до работы в интернет и его возможностями. Много времени было уделено такой проблемной теме, как создание электронного каталога в РАБИСе и техническая поддержка программы.
Обучение позволило слушателям получить первоначальные знания, адаптироваться к работе в автоматизированном режиме и осознать важность результатов обучения не только для себя, но и для библиотек в целом.
Следующим шагом в освоении компьютерной техники и возможностей Интернет стала организация Летнего Интернет-Университета «Информация для всех», летнего Интернет-лагеря на базе Интернет-Центра IREX и открытие IATP-Центра, который сыграл положительную роль в обучении сотрудников библиотек области Интернет-технологиям. Знания, полученные на обучающих семинарах и тренингах IREX, позволили на местах активизировать работу.
Многолетний опыт использования этих форм обучения позволил выстроить оптимальную систему занятий, подбирая тематику, периодичность, состав групп, чтобы охватить обучением основные группы библиотечных работников региона по наиболее значимым и актуальным направлениям: «Цифровые библиотеки: использование и формирование». «Правовые информационные системы РК — многофункциональная электронная среда полнотекстовых документов и поисковых возможностей». «Перспективы развития БД «Зан». «Информационная система «Параграф»: информация о комплектах и возможностях. «Поиск и заказ документов советского периода в правовых онлайн-базах данных» и т.д.
Новым и эффективным явилось участие библиотек области в реализации проекта «Краеведение без границ», по координации и кооперации деятельности ЦБС области по созданию информационных краеведческих ресурсов, разработанных отделом краеведения ОУНБ им. Н.В. Гоголя. Цель проекта — создание сводного краеведческого каталога. Большое внимание было уделено технологическим процессам. Отделом автоматизации и ОРБ разработали «Руководство по импорту — экспорту библиографических записей в АРМ «Каталогизатор».
Библиографы области изучали принципы отбора материала для отражения в ЭК. Были отработаны договора о росписи статей регионального характера между ОУНБ, городскими и районными ЦБС с целью устранения дублирования по росписи периодических изданий.
Приобретая новые знания, библиотекари осваивали методики экспорта и импорта, поиска библиотечных документов в электронном каталоге в АРМе «Поиск и Заказ», учились работать с разными форматами документов, осваивали технологии создания аналитического описания документа и его систематизации. Но, к сожалению, эта важная работа временно была приостановлена в связи с тем, что в ОУНБ им. Н.В. Гоголя была приобретена новая автоматизированная библиотечная система «ИРБИС».
Библиотеки области с помощью инноваций стали осуществлять работу по переводу фондов в электронную форму. Оцифровка краеведческих документов ЦБС области была начата в середине двухтысячных годов.
Это касается краеведческой информации, единичных и редких экземпляров книг, которые пользуются большим спросом. Активизация этой деятельности в ЦБС области была связана с разработкой проекта «Сохранность фонда краеведческих документов библиотеками Карагандинской области» (2007—2012 гг.). В рамках проекта разрабатываются технологии сканирования, обработки цифровых изображений, хранения и организации доступа к полученным электронным копиям пользователей библиотеки, в т.ч. и удаленным. Итогом этой работы стали «Методические рекомендации по оцифровке документов», где четко представлены: определения критериев отбора документов, представляющих собой памятники Центрального Казахстана, отвечающих требованиям теме цифровой коллекции и всем юридическим моментам использования для создания цифровых копии.
Для создания ЭБД о документальном наследии Карагандинской области рекомендовано включить: статьи из центральных и местных периодических изданий; уникальные краеведческие книги; краеведческие библиографические указатели, так как они являются основными источниками краеведческой информации; полнотекстовые материалы Интернет; электронные издания библиотек (CD-rom и.т.д.).
За эти годы были проведено 15 семинаров областных, кустовых, выездных, где рассматривались различные вопросы, связанные с оцифровкой, созданием электронных коллекций и полнотекстовых краеведческих баз данных. Организовано более 40 практических занятий, в ходе которых участники осваивали навыки работы с документами в электронной среде.
Для создания цифрового контента в ЦБС были приобретены и установлены сканирующие оборудования (более 40 компьютеров, 158 сканеров, 150 МФУ). Результат — на 1.01 2014 г. оцифровано более 25000 документов в т.ч. по ЦБС области было оцифровано более 8000 документов, в формате Word, JPEG, TIFF, html, PDF. Конечно, для создания уникального краеведческого информационного контента необходимы структурные подразделения в строгом соответствии с техническими требованиями. В 2012 году ОУНБ им. Н.В. Гоголя в вышестоящие органы представлена техническая заявка на создание Центров по оцифровке в каждой ЦБС. Но вопрос пока не решен.
Работа над проектом — это первый и ценный опыт оцифровки документов, принесший много положительного в деятельность библиотек, но и множество проблем, которые надо решать. Вместе с тем проделанная работа позволила пользователям прикоснуться к уникальным краеведческим материалам, которые выставлены на сайтах ЦБС. В первую очередь это полнотекстовые базы данных: «Афган 1979—1989» (Карагандинская ЦБС). «Темиртауские хроники» (Темиртауская ЦБС). «Шахтинск: время, события, люди». Архив газеты «Шахтерский Маяк» за 1982 г. (Шахтинская ЦБС). Представлены полные тексты книг авторов Прибалхашья и книг о Балхаше. (Балхашская ЦБС). Шахтинская ЦБС приступила к оцифровке уникальных книг из библиотеки парткабинета политотдела Карлага и книг, подаренных узниками лагерей НКВД.
Раздел «Краеведение» это самый обширный тематический раздел на сайтах ЦБС и наиболее посещаемый. В Абайской ЦБС («Энциклопедии сел» «История г. Абая»). Бухаржырауской («Творчество земляков», «Топонимы края»). Осакаровской («Литературная карта», «Почетные граждане Осакаровского района» и т.д.). Жезказганской ЦБС «Акыны», «Батыры», «Тарихи ескерткіштер». Жанааркинской («Творчество С. Сейфуллина», «Энциклопедия сел» и др.). Каркаралинской (весь сайт посвящен краю). Нуриской «Нура литературная», «Энциклопедия сел», «Почетные граждане района». Сатпаевской («Поэты города», «Почетные граждане»). Саранской «История шахт», «История семей города», «История города». Шетской («Акыны», «Батыры», «Писатели»). Осакаровский район в печати. Проект "Живая энциклопедия" Карагандинская ЦБС. Информация краеведческого характера по анализу запросов занимает лидирующие позиции на сайтах ЦБС
Сегодня в библиотеках области развиваются партнерские отношения с редакциями местных газет. На сайтах выставлены архивы газет в: Абайской ЦБС: " Абай-ақиқат" 2012 год. "Абай-ақиқат" 2013 год. "Абай-ақиқат" 2014 год . Балхашская ЦБС Балхашский рабочий. Жанааркинская ЦБС "Жаңаарқа" газеті 2014 жыл. Нуринской ЦБС Газета Нұра 2014 жыл. Осакаровской ЦБС: "Сельский труженик" 2014 год. Шахтинской ЦБС: "Шахтерский Маяк" за 1982 г. "Шахтинский вестник" за 2014 год.
Архивы местной периодической печати. Периодические издания в ЦБС на 2014 г.
Работа по оцифровке в области продолжается... ОУНБ им. Н.В. Гоголя ведет работу по созданию Реестра оцифрованных книг библиотеками Карагандинской области. Работа эта осуществляется для того, чтобы в первую очередь собрать все электронные книги в одном месте и иметь полную информацию, а также, чтобы избежать повторного копирования, что позволит экономить рабочее время и обмениваться электронными копиями и сделать оцифрованные материалы доступными для всех ЦБС области. Этот Реестр уже выставлен на сайт ОУНБ им.Н.В. Гоголя в разделе «Кабинет методиста».
Параллельно библиотеки области участвуют в проекте Министерства культуры и информации РК «Формирование электронного государственного библиотечного фонда» КазНЭБ (www.kazneb.kz) на базе Национальной академической библиотеки РК.В КазНЭБ было направлено более 70 названий качественных электронных копий книг ОУНБ им. Н.В. Гоголя, библиотек Жезказганской, Шахтинской, Балхашской, Улытауской ЦБС. Все центральные городские и районные библиотеки получили логины и пароли для обеспечения доступа в ЭГБФ-КазНЭБ читателей этих библиотек и использования электронных библиотечных услуг.
Обучение библиотечного персонала умениям и навыкам работы по поиску информации в КазНЭБе способствовало тому, что библиотекари области стали активнее проводить работу на местах по популяризации ресурсов этого портала.
Появление информационных технологий и цифровой информации способствовало таким процессам как предоставление информационных, интерактивных услуг. Для активизации этой деятельности ОРБ разработан проект «Библиотека – точка доступа к ресурсам е-правительства».
Библиотеки включились в реализацию государственной программы «Электронное правительство», целью которой является предоставление населению государственных электронных услуг. В 14 ЦБ созданы пункты общественного доступа.199 библиотек имеют доступ к Интернет. Для населения в библиотеках области создаются курсы компьютерной грамотности на основе имеющихся ресурсов (бесплатный доступ к компьютерам и Интернет). Большую помощь начинающим пользователям оказал электронный учебник по обучению населения компьютерной грамотностью (СИН), который был установлен в 250 библиотеках области. А также обучающие тренинги, консультации по работе с порталом www.e.gov.kz непосредственно при обращении за информацией. Оказывая помощь в реализации интерактивных услуг, библиотечные работники помогают посетить сайты, блоги акимов областей, страницы первых руководителей в социальных сетях, записаться на прием, оставить свое электронное обращение в интересующий государственный орган.
На сайтах ЦБС в разделе «Услуги» предлагаются более сотни интерактивных и транзакционных услуг, полезная и справочная информация в тематических разделах по недвижимости, образованию, трудоустройству и занятости, социальному обеспечению, гражданству и другим сферам жизнедеятельности человека. В течение 5 лет в библиотеках области побывало более 10 тыс. пользователей, которые обращались к порталу «электронное правительство».
Большинство обращений было к таким услугам как: получение адресной справки, справки о пенсионных отчислениях, оплата коммунальных услуг, поставка ребенка на очередь в детский сад, запись на прием к врачу, оплата налога на транспорт физических лиц, оплата штрафов за нарушение Правил дорожного движения и др. На пути к виртуальному правительству // Кітап патшалығы.-2010.- N2.- С.50-55 «Библиотека - точка доступа к услугам электронного правительства» опыт работы библиотек Карагандинской области
Активизировалась работа по продвижению информационных услуг в рамках реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Библиотеки оказывают информационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. представленных бизнес – порталом Фонд развития малого предпринимательства «Даму» - www.fund-damu.kz, который был создан для поддержки малых и средних предприятий в Казахстане. Потребность в этой услуги представителей малого бизнеса и предпринимательства (особенно среди начинающих предпринимателей, руководителей крестьянских хозяйств) возрастает с каждым годом и т.д. Активно используются электронные ресурсы. Это - нормативно-правовые документы. Типовые бизнес-планы от «Фонда «Даму». Книга «Экспресс-курс предпринимательства» и т.д. Для повышения эффективности информационного обеспечения малого бизнеса и предпринимательства на сайтах Осакаровской, Темиртауской, Шахтинской, Сатпаевской представлены интересные и нужные ресурсы, которые позволяют получить достоверную информацию в интересах бизнеса, а также возможность работать в режиме "on line". Многие библиотеки стали площадкой для проведения семинаров, тренингов. Более подробная информация Информационные услуги в поддержку малого бизнеса и предпринимательства о работе ЦБС представлена на сайте www.karlib.kz
Анализ информационного обеспечения малого предпринимательства показывает, что в ЦБС не полностью реализован единый комплексный подход к формированию информационных ресурсов и организации информационного обеспечения малого и среднего бизнеса. Библиотеки области сделали первые шаги в продвижении информационных услуг в поддержку малого предпринимательства. И сразу многие столкнулись с трудностями профессионального характера. Как, оказалось, работать с представителями малого бизнеса и предпринимательства непросто. Нужны: знания, алгоритмы поиска информации, эрудиция, начитанность, быть в курсе новинок литературы, казахстанских, российских, международных Internet-ресурсов для поддержки деятельности предприятий малого и среднего бизнеса и т.д.
Автоматизация библиотечных процессов в библиотеках области требует постоянного изменения не только в технологии, но и в содержательных аспектах библиотечной работы. Многое меняется в работе библиотек, особенно это касается взаимоотношений с пользователями, поэтому постоянно пересматриваются требования к библиотечному сервису, индивидуальным формам информационного обеспечения, к качеству работы. Все эти изменения были внесены в программу «Модернизация библиотек Карагандинской области (2011—2013)», которая предусматривает:
- обновление технического парка, в том числе компьютерного, программного обеспечения,
- развитие информационно-библиотечных технологий, внедрение их в практику работы в сфере обслуживания и в сфере создания информационно-библиотечных ресурсов,
- дальнейшее формирование краеведческих информационных ресурсов библиотек региона и организацию доступа к ним
- интеграцию корпоративных ресурсов в единый технологический процесс информационно-библиотечного обслуживания
- дальнейшее развитие сайтов библиотек области,
- развитие новых услуг на основе информационно-коммуникационных технологий и Интернет.
Важнейшее, ключевое направление — это переквалификация и повышение квалификации библиотечных работников области.
На сегодняшний день модернизационные процессы, происходящие в библиотеках области, можно проиллюстрировать статистикой: в области 330 библиотек; компьютерный парк — 1050 компьютеров; 91% библиотек области компьютеризированы. Несмотря на то, что в области компьютерный парк увеличивается, тем не менее, 30% компьютеров устарели и требуют списания. Проблемы компьютеризации по-прежнему остаются актуальными, и одна из главных причин — недостаточное финансирование. Развитие компьютерных технологий предполагает постоянное обновление компьютерного парка. Несмотря на проблемы, в библиотеках приобретаются планшеты (по области 12 шт.), ноутбуки (41 шт.), нетбуки, мобильные устройства для чтения книг — букридеры.
Функционирование и взаимодействие библиотек не может происходить без доступа к Интернет, одной из самых важных и перспективных технологий сетевых коммуникаций. В нашей области 199 библиотек (60,1%) имеют доступ к Интернет в т.ч. на селе — 112. Развитие ИКТ дает возможность развивать новые мобильные услуги. У пользователей стали появляться новые возможности. В 5 ЦБС бесплатная зона Wi-Fi. Читателям предоставлена возможность работать в читальных залах используя не только библиотечные компьютеры, планшеты, букридеры, но и собственные устройства (ноутбуки, нетбуки, смартфоны, планшеты и т.д.). Для наполнения устройств для чтения было скачано из интернета более 800 произведений, находящихся в открытом доступе, в том числе более 300 произведений на государственном языке, а также краеведческие материалы.
Но вместе с тем, 39,9% библиотек области вообще не подключены к Интернет. 30% сельских библиотекарей имеют низкую компьютерную грамотность. Из-за отсутствия доступа к сети Интернет различные социальные группы населения имеют неравные возможности в использовании ИКТ.
В целях дальнейшего развития библиотечных услуг продолжаются работы по внедрению автоматизированной библиотечно-информационной системы «РАБИС». ВСЕ ЦБС имеют электронные каталоги. Объем электронного каталога по области на начало 2014 года составляет 918044 библиографических записей. Хотя качество и скорость создания электронных каталогов в ряде ЦБС развиваются не на должном уровне из-за технических недоработок.
На данном этапе решению проблем развития электронных каталогов в ЦБС мы видим в взаимоиспользование электронных сетевых ресурсов. В частности речь идет о Казахстанском Центре Корпоративной Каталогизации НБРК (Алматы). Сегодня ряд ЦБС в области получили возможность автоматизированного заимствования записей. Отделом развития ОУНБ им. Н.В. Гоголя разработаны методические рекомендации «Технология работы по заимствованию библиографических записей из Сводного электронного каталога библиотек Казахстана».
Прошли практические занятия, которые с одной стороны продемонстрировали, что заимствование позволяет снизить затраты на каталогизацию и повысить качество работы, но с другой стороны применению этой технологии во многих случаях препятствует множество технических барьеров. Библиотекари столкнулись с трудоемким процессом получения записи, много времени тратиться на редактирование готовых записей. БЗ на казахском языке конвертируются с ошибками в специфических казахских буквах и т.д. Предстоит большая работа. Нам нужно учиться кооперации, повышать эффективность работы. Наладить систему заимствования записей. Мы надеемся, что при технологической, методической и организационной поддержке Национальной библиотеки РК в 2014 году в рамках «Школы каталогизатора» пройдут обучения библиотекарей Казахстана.
Однако многие проблемы в деятельности библиотек по расширению и освоению сервисов связано с очень медленным развитием сайтов. 15 сайтов имеют зарегистрированные доменные имена и размещены в системе платного хостинга. Одной из важнейших причин является отсутствие принятия руководителями ЦБС своевременных управленческих решений. Не были продуманы и отработаны: договора на разработку сайтов, техническое задание архитектуры сайта. Библиотеки не имели доступ к веб-редактору.
В 2013 году ОУНБ им. Н.В. Гоголя параллельно с директорами ЦБС была проделана большая работа в решение важного вопроса — получение частичного доступа. Библиотеки получили логин и пароль, для работы в веб-редакторе. В учебном центре отделе развития библиотек ОУНБ им. Н.В. Гоголя прошли занятия по адаптации материала к использованию в Интернете (добавление, создание разделов, документов, гиперссылок, размещение фото, создание информации в PDF и расположение на сайте и т.д.) Частичный доступ к сайтам позволил внести изменения в структуру сайтов, появились новые разделы, страницы, сайты стали более привлекательными, хотя предстоит еще большая работа.
Сейчас идет интеграция веб-сервисов на сайтах библиотек. Они постоянно модернизируются. Пока очень медленно осуществляется работа по их расширению и освоению, продвижению и популяризации. Ряд сервисов проходят адаптацию. Постепенно в текстовом режиме в 15 ЦБС стали работать виртуальные справочные службы, развиваются формы автоматизированного обслуживания пользователей в режиме «OnIine-продление книг», интерактивные опрос, подписка на списки рассылок о поступлениях книг по интересующей тематике.
Понимая важность развития виртуальных сервисов, провели десятки презентаций, персональных консультаций в личных беседах с коллегами в рамках обучающихся семинаров, где прошли практические занятия по теме «Инновации Web 2.0 в библиотеках».
Одно из перспективных направлений — развитие библиотечных сервисов в социальных сетях по продвижению библиотек, чтения. 23 библиотеки области присутствуют в сетевых ресурсах. 6 библиотек в социальной сети «Facebook», 10 библиотек в Mail.ru, 4 — в Одноклассниках, 2 — «ВКонтакте», 1 официальная страница в Twitter ЦБС г. Караганды.
Библиотекари стали использовать социальные сети как форму общения.
На сегодняшний день библиотеки подружились и общаются с 5200 пользователями. Создание страниц в социальных сетях дали возможность пользователям социальных сетей посмотреть виртуальные обзоры литературы, виртуальные экскурсии по библиотекам, узнать о проведении мероприятий в библиотеках и получить на них приглашение, информацию об имеющихся книгах в библиотеках, ответы на экзаменационные билеты, ответить на мини- тест, познакомится с периодическими изданиями, получить рекомендательный список литературы и т.д.
Используя сервис «Агент@mail.ru» библиотекари выполняют запросы читателей: о наличии конкретной книги в библиотеке, тематические справки. На своих страницах библиотеки размещают: фотографии после проведенных мероприятий, видеоролики — рекламные (рассказывающий о книжном фонде библиотек и услугах; ролики читателей-участников конкурса). Читатели имеют возможность продлить книги, не приходя в библиотеку, получить консультацию, не выходя из дома. Это новшество получило огромный успех.
Благодаря новым сервисам Google на сайтах 8 ЦБС появились викторины, кроссворды.
Для проведения сеансов видеоконференцсвязи в Карагандинской ЦБС был приобретен и введен в эксплуатацию комплекс видеоконференцсвязи. В 2013 году в Центральной городской библиотеке им. М.О. Ауэзова прошли в режиме видео-моста: открытая лекция А.Л. Вахрушевой, заместителя директора Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева на тему «Публичные библиотеки в социальных сетях: проблемы продвижения библиотечных услуг»; лекция на тему: «Технологические и профессиональные вызовы информационного общества» доктора педагогических наук, профессора кафедры информационных систем и технологий города Москвы А.И. Каптерева; 3-я межрегиональная научно-практическая конференция «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития. Облачные технологии на службе библиотек: реальность и перспективы».
Одним из стратегических направлений развития библиотек области - формирование фондов электронными лицензионными книгами.Рынок электронных книг развивается. В библиотеках отмечается увеличение числа пользователей, которые их запрашивают. Учитывая современные тенденции, мы как методический центр обращаем большое внимание на формирование сетевых ресурсов. Прошли десятки семинаров: «Ключевые тенденции в развитии библиотек области: результаты, проблемы и пути решении», где речь шла об обеспечении доступа: к сетевым удаленным ресурсамограниченного доступа, открытого (свободного) доступа, к электронным версиям периодических изданий.«Интернет ресурсы в помощь комплектованию» для комплектаторов, «Управленческое прогнозирование как инструмент управления развития ЦБС» для директоров ЦБС. «Новые подходы к обучению библиотекарей Карагандинской области». для методистов. Использование новых информационных технологий в обслуживании пользователей.
Для работников отделов обслуживания. «Электронные ресурсы как составная часть библиотечного фонда».
Электронные ресурсы и их использование в обслуживании пользователей (на примере ЭБС «Лань», «Public.ru», «Polpred.ru») и др.
Мобильное обучение «Как использовать QR-коды в библиотеке для эффективного способа предоставления дополнительной информации для читателя»?
Большой резонанс вызвал обучающийи вебинар "Эффективный поиск и профессиональный анализ информации в СМИ. Возможности использования ресурса Public.Ru в библиотеках" организованный Public.Ru – крупнейшей интернет-библиотекой русскоязычных СМИ. В вебинаре приняли участие в удаленном режиме ОУНБ им. Н.В. Гоголя, городские и районные библиотеки области и т.д.
Все эти и другие мероприятия были организованы на практические действия в работе ЦБС. К сожалению, не всегда получается, так как мы планируем, думаем. Но первые шаги были сделаны.
Бесплатный тестовый доступ к каталогу ЛитРес, к полнотекстовым коллекциям книг и журналов электронно-библиотечной системы"Лань", к архиву важных публикаций Polpred.com Обзор СМИ, кресурам Public.Ru получили Шахтинская, Темиртауская, Карагандинская, Нуринская, Осакаровская, Балхашская, Осакаровская, Нуринская, Сатпаевсчкая, Саранская ЦБС. Были подписаны договора. В первую очередь библиотекари этих систем сами освоили технологию работы с электронными книгами, начали формировать свои фонды электронными книгами художественной тематики, наиболее интересными научными и познавательными статьями и отрывками из книг.
Интересным для библиотек и читателей стал крупнейший российский информационный портал - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
Первые шаги сразу определили ключевые проблемы: работа с электронными книгами требует изучения и в первую очередь принятия нормативных актов, касающихся вопросов финансирования, доставки, хранения, устройств для чтения е-книг и т.д. Предстоит обсуждение таких тем как модели приобретения е-книг, поставщики цифрового контента (E-книг), работа с устройствами для чтения электронных книг и форматами и др.
Развитию инновационных процессов в библиотеках области способствует работа с разделом «Кабинет методиста» на сайте ОУНБ им. Н.В. Гоголя.
За год и 9 месяцев работы кабинет собрал 310 тыс. 050 просмотров. Полнотекстовых материалов создано— 569. Сформированы списки ссылок на интернет-ресурсы различной тематики — 2057. В Calameo — размещено — 80 презентаций, а просмотрели их — 1154. В формате PDF было сохранено — 200 полнотекстовых материалов.
Анализируя выше изложенное важно отметить, что внедрение инноваций в библиотеках области осуществляется непросто. Инновационные процессы напрямую зависят от подготовки персонала, создания психологического настроя на новое. Дальнейшее развитие библиотек зависит оттого, какие кадры уже сейчас сформируются на смену среднему поколению специалистов.
Формирование и сохранение высокого кадрового потенциала — задача очень непростая.
Постоянное усложнение профессиональной ситуации требует непрерывного образования библиотекарей, поэтому повышение квалификации библиотечных кадров не только остается, но все в большей степени становится приоритетом в деятельности библиотек - методических центров.
Освоение инновационных процессов требует изменения мышления библиотечных работников и своевременного принятия управленческих решений руководителями библиотек.
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
научный журнал по библиографоведению и книговедению.В последнее время журнал расширил тематику публикаций, поставив во главу угла самые актуальные и злободневные проблемы как информационно-библиографического, так и более общего книговедческого характера.Идя навстречу пожеланиям пользователей, с апреля 2010 года РКП начинает выставлять на сайт полнотекстовые версии архивных номеров журнала «Библиография». |
![]() |
«Библиополе».
В этом году журнал разменял второй десяток лет, и всё это время, несмотря на кризис, он не изменяет своей миссии. «Библиополе» не только предоставляет методическую и консультативную помощь читателям, но и ставит вопросы повышения квалификации библиотекарей, улучшения качества комплектования, организации и создания модельных библиотек в разных уголках страны. Сегодня растёт новое поколение с собственными ориентирами в мире информации, и задача издания — своевременно предоставлять читателям необходимые материалы о внедрении новых технологий и об эффективном использовании электронных ресурсов. Но в то же время журнал по-прежнему уделяет внимание общему образованию, интеллектуальному развитию читателей. Поэтому на его страницах есть место очеркам о литераторах и писателях, деятелях науки и культуры, об известных отечественных художниках. |
![]() |
строит редакционную политику на основе двух принципов: продолжения и развития лучших традиций, заложенных несколькими поколениями библиотечных деятелей России, и изучения, освоения, доведения до широких кругов читателей передового опыта, технологических, организационных и иных полезных инноваций. |
![]() |
Библиотековедение.
научно-практический журнал о библиотечном и книжном деле в пространстве информационной культуры.Журнал посвящен широкому кругу проблем содержания и организации деятельности библиотек как одного из важнейших социальных институтов в сфере культуры, науки, образования, информации, рассматривает вопросы библиотечного дела в социально-культурном контексте, в единстве современных проблем и истории, теории и практики, во взаимосвязях с гуманитарными науками, на фоне мировых процессов в этой области.Содержание номеров журнала с 2003 г. (за 2002 г. №6) доступно на сайте Российской государственной библиотеки |
![]() |
Библиотечное дело.
специализированное научно-практическое издание, предназначенное для работников библиотек всех типов, работников архивов, информационных центров, преподавателей, студентов и аспирантов профильных вузов и техникумов, сотрудников музеев и библиотечных коллекторов, для всех — кто любит книгу и работает с ней. |
![]() |
Научные и технические библиотеки.
ежемесячное научно-практическое издание по вопросам теории и практики библиотечного дела.На страницах журнала публикуется обширная информация по всем направлениям работы библиотек России и зарубежья. Освещаются проблемы формирования информационного общества и библиотечной профессии; политики государства в области библиотечного дела, истории, организации и экономики библиотечного дела, библиотечного и справочно-информационного обслуживания, формирования, организации и сохранности библиотечных фондов, создания библиотечных каталогов и информационно-поисковых систем; внедрения новых информационных технологий в библиотеках. |
![]() |
Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии.
научно-практический журнал некоммерческого партнерства «Библиотечная Ассамблея Евразии» и Российской государственной библиотеки. Основан в 1993 году под названием «Информационный бюллетень Библиотечной Ассамблеи Евразии». С 2000 году издавался как научно-практический журнал «Вестник БАЕ». С 2002 году выходит под названием «Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии».
|
Молодые в библиотечном деле.
журнала есть свои тематические предпочтения, и это, в первую очередь, КАДРЫ и все, что с ними связано. От выбора профессии библиотекаря до пенсионного бытия библиотечных специалистов. Многие явления мы стараемся рассмотреть через призму кадровых вопросов. Не все из задуманного пока нашло отражение на страницах нашего журнала, но мы только в начале пути. |
|
![]() |
Современная библиотека.
научно-практический журнал об актуальных проблемах развития библиотечно-информационных и образовательных учреждений, о внедрении современных информационных и телекоммукационных технологий в библиотеках, о школах, информационных и культурных центрах, о чтении, книгах и людях профессии. |
![]() |
Электронные библиотеки.
упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг), снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору материала и более специализированными, как Фундаментальная электронная библиотека или проект Сетевая Словесность, нацеленный на собирание авторов и типов текста, наиболее ярко заявляющих о себе именно в Интернете. |
Электронные ресурсы в библиотеках.
Вторая половина двадцатого столетия ознаменована глобальным феноменом информационного взрыва. Развитие различных электронных технологий обеспечило миллионам людей возможность быстрого доступа к громадным информационным ресурсам, рассредоточенным по всей планете, обмен информацией, представленной в различных формах (текст, графика, видеоизображение, звук и т.д.). |
|
Интерактивный учебник "Интернет в профессиональной информационной деятельности" |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений material/metod/2019_konkursCBS как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
3 августа 2023 года в Карагандинской областной универсальной научной библиотеке им. Н.В. Гоголя царило праздничное настроение. Мы встречали гостей – молодых библиотекарей, участников областного конкурса профессионального мастерства из всех регионов нашей области. Нарядные и волнующиеся они поднялись в читальный зал библиотеки, где проходило все действие - подведение итогов областного конкурса. Оформление читального зала соответствовало моменту: оно было посвящено библиотекам, профессии библиотекаря и библиотечному труду.
И вот прозвучали фанфары и на сцену вышли ведущие, которые объявили о начале профессионального мероприятия, на котором будут подведены итоги областного конкурса. Ведущие рассказали о целях и задачах конкурса, который проходит в рамках участия в объявленном Национальной библиотекой РК республиканском конкурсе «Лучший молодой библиотекарь Казахстана 2023г.». С приветственным словом к участникам обратилась руководитель Карагандинской ОУНБ им. Н.В. Гоголя Дина Базарбаевна Аманжолова. Она подчеркнула, что сегодня как никогда остро стоит вопрос о профессионализме библиотекарей, о том, каким должен быть библиотекарь в современном информационном обществе, что будущее библиотек Казахстана за молодыми! Д.Б.Аманжолова пожелала участникам плодотворной работы, успешной защиты своих проектов, творческих выступлений.
{gallery}material/news/2023_luchshiy_bibl/1{/gallery}
Затем ведущие познакомили с порядком подведения итогов конкурса. Согласно положению Конкурса с мая принимались документы и творческие работы. Всего было представлено 11 заявок. Это молодые специалисты ЦБС городов и районов: Караганда, Шахтинск, Темиртау, Балхаш, Оскаровский, Каркаралинский, Шетский, Актогайский, Абайский районы.
Конкурс проходил в четыре тура:
1 тур - Видеознакомство «Визитная карточка библиотекаря», в ходе которого участник сам рассказывал о себе;
2 тур – «Библиопортфолио» - в виде электронной презентации, в этом туре участник должен был представить один из интересных своих проектов;
3 -тур «Библиоэрудит», вопросы, разработанные жюри, где будут оцениваться профессиональные умения и знания основ библиотечной работы;
4 - тур «Творческое выступление», посвященное своему родному краю.
В соответствии с жеребъевкой участники конкурса представляли видение библиотечной профессии и видят ли они свое будущее в этой профессии, рассказывали о проектах, авторами которых они являлись, отвечали на вопросы по основам библиотечной деятельности и в завершение представляли свои творческие выступления. Надо сказать, что в двух первых турах были домашние заготовки - видеоролики и портфолио. К сожалению, некоторые из участников, представив интересные видеоролики, не смогли должным образом преподнести себя на заключительном этапе. Конечно, все это объяснялось и волнением, вполне понятным, и достаточно небольшим опытом. Но у них все впереди и в будущем еще будет много конкурсов и творческих состязаний.
Оценивали выступления участников Конкурса жюри: Айгуль Каупеновна Карашова, руководитель отдела развития библиотек области ОУНБ им. Н.В. Гоголя (председатель жюри); Валентина Иосифовна Пак, ученый секретарь ОУНБ им. Н.В. Гоголя; Қалкатай Магиевна Калиева, заместитель директора ОДБ им.Абая.
В завершение, на сцену были приглашены члены жюри В.И. Пак и К.М. Калиева, которые вручили участникам сертификаты и цветы. Для торжественного вручения диплома победителя на сцену была приглашена предстедатель жюри А.К.Карашова, объявившая победителем конкурса Нурахметова Азамата Амантаевича, библиотекаря ЦРБ ЦБС Шетского района, он будет представлять Карагандинскую область на Республиканском конкурсе «Лучший молодой библиотекарь 2023 года». Нурахметов А. получил сертификат на 100 000 тенге.
{gallery}material/news/2023_luchshiy_bibl/3{/gallery}
Кроме того, жюри отметило визитные карточки, представленные Величко Е. П., библиотекарем отдела обслуживания ЦГБ им.М.Ауэзова, Ыбрайхан А., библиотекарем с.Дубовка ЦБС Абайского района и Никоновой Е.Е., библиотекарем читального зала детского отделения филиала№1 ЦБС г.Шахтинска и творческие работы - стихотворение, посвященное каналу «Иртыш-Караганда» в исполнении Шинкоревой В.В., библиотекарю детской библиотеки п.Молодежный ЦБС Оскаровского района, инсценировку Толеуовой П., библиотекаря сельской библиотеки с.Сәуле ЦБС Актогайского района и краеведческое колесо обозрение Нуржановой Ж.К., библиотекаря филиала №1 ЦБС г.Темиртау.
{gallery}material/news/2023_luchshiy_bibl/2{/gallery}
Члены жюри поблагодарили всех участников конкурса и пожелали им профессиональных успехов, творческого горения, новых креативных проектов.
В завершение - общее фото на память об этом замечательном событии.
Пак В.И., ученый секретарь
Карагандинская областная универсальная научная библиотека им. Н.В. Гоголя при поддержке управления культуры, архивов и документации Карагандинской области в мая месяце 2019 года объявила областной конкурс «Городская библиотека в условиях социокультурной трансформации общества» среди городских центральных библиотек области.
Цель конкурса - выявление и поощрение творчески работающих библиотек, реализующих перспективные инновационные культурно-образовательные, профориентационные и информационно-технологические проекты и программы. Дальнейшее становление городских библиотек как информационных, методических центров распространения знания города.
В областном конкурсе приняли участие центральные городские библиотеки города Балхаш, Жезказган, Караганда, Приозерск, Сарань, Сатпаев, Шахтинск. Было представлено 44 проектных работ, которые оценивались по шести номинациям.
В конкурсе, прошедшем в таких номинациях, как «Образец социального партнерства», «Библиотека – центр информации и досуга», «Библиотека - навигатор», «Новые формы комплектования», «Библиотека – центр краеведения», «Библиотека – центр развития ЦБС» библиотекари области продемонстрировали в своих проектах инновационные направления: формирования позитивного имиджа библиотеки в городской среде, виртуальная экскурсия по библиотеке с использованием информационных технологий, запуск мобильного приложения «Библиотека на ладони», получение информации о родном городе через QR-коды, создание платформы краудсорсинга с целью формирования библиотечного фонда, формирование электронного контента, оцифровка документов, комплектования фонда изданиями формата 3D, 4D, 5D и изданиями флипбэк, флипбук. Также были представлены креативные идеи и проекты по обучению библиотекарей в режиме on-line в целях развития профессионального мастерства библиотечных работников, по обеспечению современной информационной передвижной библиотекой - Book-bus, по созданию единого информационного пространства и привлечение волонтеров в исследовательской работе края.
{gallery}material/metod/2019_konkursCBS{/gallery}
Каждая городская центральная библиотека через свои проекты представила свою модель развития библиотеки. В ходе конкурса были выявлены устойчивые формы развития библиотеки в обществе, ее преимущества и недостатки.
14 ноября т.г. в Карагандинском областном казахском драматическом театре им. С. Сейфуллина состоялось подведение итогов данного мероприятия и торжественное награждение победителей и участников конкурса.
Пять из семи городских библиотек, принявших участие в конкурсе, были награждены сертификатами участников и ценными подарками. Все авторы проектов были награждены благодарственными письмами. Авторы лучших проектов были награждены дипломом «Лучший проект» и ценными призами: в номинации «Образец социального партнерства» - Мартель Л. А., в номинации «Библиотека – центр развития ЦБС» - Кейкина С. Е., в номинации» «Библиотека – центр краеведения» – Айтжанова Г. И., Газизова Г. И., в номинации «Библиотека – центр информации и досуга» - Сарина А. К.
Из семи библиотек две библиотеки в целом соответствовали всем критериям и параметрам лучшей библиотеки. Поэтому члены жюри пришли к решению об учреждении главного приза и специального приза оргкомитета. «Лучшей городской библиотекой» признана Центральная городская библиотека им. Бухар жырау г.Шахтинск и удостоена главным призом. А также Центральная городская библиотека им.С.Сейфуллина г.Балхаш и награждена специальным призом оргкомитета.
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
Карагандинская областная универсальная научная библиотека имени Н.В.Гоголя при поддержке Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области объявляет конкурс «Городская библиотека в условиях социокультурной трансформации». К участию в конкурсе приглашаются центральные городские Карагандинской области.
Задача нашего конкурса – найти векторы для развития библиотек, трансформировать их с целью создания модели библиотеки, востребованной обществом, и предложить дальнейшее становления городских библиотек как информационных, досуговых, методических центров распространения знания города.
На обсуждение будет вынесены следующие модели развития библиотек: «Библиотека – центр распространения знаний», «Библиотека – центр информации и досуга», «Библиотека – навигатор», «Библиотека – центр краеведения». Участники конкурса по очереди будут представлять экспертной комиссии свои модели развития библиотеки.
Таким образом, представители городских библиотек имеют возможность представить свою модель развития библиотек. По итогам конкурса будет выявлена жизнеспособность той или иной модели развития библиотеки, её плюсы и минусы.
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
Карагандинская областная универсальная научная библиотека имени Н.В.Гоголя при поддержке Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области объявляет конкурс «Центральная районная библиотека – флагман библиотечной системы района». К участию в конкурсе приглашаются центральные библиотеки районных ЦБС Карагандинской области.
В период с 19 июня по 12 июля т.г. проходил 4-ый этап областного конкурса «Центральная районная библиотека – флагман библиотечной системы района». На данном этапе конкурсная комиссия, состоящая из специалистов Управления культуры и ОУНБ, посещала центральные библиотеки районов и непосредственно ознакамливалась с их деятельностью.
Каждая библиотека-участник организовала экскурсию по структурным подразделениям. Комиссия встречалась с ведущими специалистами центральной библиотеки, знакомилась с деятельностью каждого подразделения, изучая документацию и общее состояние отделов.
Важной частью посещения была презентация проектов развития ЦБ и системы. Положением конкурса было определено 6 основных направлений деятельности библиотеки: административное управление, методическое обеспечение, комплектование фондов, автоматизация процессов, привлечение читателей и библиографическое обслуживание. В разработке проектов ЦБС опирались на имеющийся опыт и последние достижения в библиотечном деле.
В сентябре конкурсанты представили на рассмотрение комиссии окончательные варианты своих творческих проектов. Комиссия приступила к анализу собранных материалов и определению победителей конкурса. Кроме лучшей районной библиотеки будут определены лучшие проекты по каждому из 6 направлений.