Цель любого изучения библиотечного фонда – выявление соответствия имеющегося фонда информационным потребностям пользователей библиотеки, и как результат – улучшение качества комплектования, повышение целенаправленности библиотечного и справочно-информационного обслуживания,  выявление малоиспользуемой литературы. Анализ состава фонда и его использования является одним из направлений работы многих ЦБС области. Интересно поставлено это направление работы с фондом в Саранской ЦБС (http://saran-library.ucoz.ru/index/cociologicheskie_issledovanija/0-49), систематически и поэтапно изучаются отдельные части фонда. В этом году путем сплошного просмотра литературы на книжных полках, изучения читательских формуляров были проанализированы такие разделы фонда, как «Сельское и лесное хозяйство», «Биологические науки (наука о живой природе)». Ежегодно проводится мониторинг «День сплошного учета спроса читателей». С целью популяризации чтения классики отечественной и зарубежной литературы проведен блиц-опрос «Книга – откровение». Подготовлены информ-буклет «Вспомним давайте любимые книг», ретро-реклама одной книги «Обратите внимание!», выставка-хобби «Мой дивный сад», выставка-ассорти «Провайдер чтения»

Популяризации электронных изданий, имеющихся в фонде, а также использованию интернет-ресурсов способствовал «День электронной книги» и проведенное социологическое  исследование «Электронная библиотека - чтение в новом формате. За и против», с результатами которого предлагаем вам познакомиться.

«Электронная библиотека - чтение в новом формате. За и против».

В ЦГБ проведено социологическое исследование «Электронная библиотека-чтение в новом формате. За и против».

Цель исследования:  выявление взаимодействия старых и новых средств коммуникации, влияние «электронной» культуры на читательскую культуру, определение отношения пользователей  к глобальной сети Интернет.

Всего в исследовании приняло участие 64 человека. Самыми активными респондентами стали читательские группы: служащие и рабочие, учащиеся школ города.

Респонденты ответили  на вопросы:

1. Ваша читательская категория:

  • учащиеся школ                        9 человек (14, 1%)
  • студенты колледжей ВУЗов      7человек (10,9%)
  • служащие                                17человек (26,6%)
  • рабочие                                   16человек (25,0%)
  • пенсионеры                              8человек (12,5%)
  • прочие                                      7человек (10,9%)

2. Как часто Вы читаете художественную литературу (сборники рассказов, повести, романы)

  • менее одной книги в месяц – 5 человек (7,8%).
  • одну- две книги в месяц – 16 (25,0%).
  • четыре книги в месяц – 19 (29,7%).
  • пять книг в месяц и более – 21 (32,8%)
  • затрудняюсь ответить – 3 (4,7%).
  • Большая часть опрошенных (32,8%) читают 5 и более книг в месяц.

3. Читаете ли Вы художественную литературу в виде электронных текстов?

  • нет, никогда  не читают - 20 респондентов (31,2%)
  • иногда, но только небольшие тексты  – 8 (12,5%)
  • иногда, в том числе средние и большие тексты (повести и романы) – 3  (4,7%)
  • время от времени, если нет возможности/желания найти бумажное издание – 7  (10,9)
  • довольно часто, но только небольшие тексты – 4 (6,3%)
  • довольно часто, в том числе средние и большие тексты –  4 (6,2%)
  • читаю постоянно – 18  (28,1%)

Более  тридцати   процентов респондентов не  читают с экрана, это в основном люди старшего поколения- пенсионеры, безработные.

Небольшие тексты, рассказы и тому подобное читают только  12,5% .В этой группе оказываются как те, для которых это привычно, так и те, для которых это привычкой не является. Около 3 процента могут прочитать и повесть или роман, но это является нестандартной ситуацией. К такой ситуации может быть отнесен, например, популярный роман, который по каким-то причинам (например, невозможно достать) не удается прочитать на бумаге. Такие ситуации обычно возникают спонтанно и не слишком влияют на общее положение дел с электронными текстами

Группа людей, которые читают большие электронные тексты часто или постоянно, составляет  28 % от числа опрошенных  в эту группу входят студенты СГТК, ВУЗов, учащиеся школ.

4. Электронные книги Вы обычно читаете с...

  • с настольного компьютера читают 15 (23,4%) респондентов.
  • с ноутбука - 11 (17,2%,)
  • специализированного устройства (например Rocket eBook) -8 (12,5)
  • распечатываю и читаю с бумаги – 10респондентов (15,6%)

В основном (23,4%) электронные книги читают с экрана монитора.  Для многих  читателей это является причиной основных затруднений. Сидеть на неудобном  стуле за рабочим столом  и смотреть на мерцающий экран - невеликое удовольствие и напряжение  для глаз. Для многих это начисто убивает удовольствие от чтения. 

Часто (более15% опрошенных) тексты распечатывают и читают с бумаги, что также является не самым лучшим решением: дорого и все равно неудобно. Более приятное для глаз решение в виде жидкокристаллического монитора пока что тоже слишком дорого для пенсионеров и малообеспеченных семей. То же относится и к ноутбукам, которые пока тоже являются для многих не дешёвыми. Многие молодые  люди читают книги с мобильного телефона с его крошечным экраном,  или планшета. Таких людей, правда, очень мало - всего три процента.

Не читают книги, ни  на каких электронных носителях 20 человек.

5. Каковы, на Ваш взгляд, главные достоинства электронных текстов?

  • 34,4% (22человека)  вообще не усматривают у электронных текстов достоинств в чтении электронных текстов. Считают неудобным читать, потому что быстро устают глаза и неудобно сидеть долго в одной позе.
  • Не устраивает качество электронных текстов в целом  четырех  (6,3%)опрошенных. 
  • Восемь (12,5%) опрошенных считают большим достоинством  компактность - компьютер не занимает много  пространства.
  • Студенты и учащиеся  15 человек (23,4%) считают достоинством компьютера  большую мобильность, возможность переслать по сети или передать информацию на любом носителе, возможность поиска по тексту. 
  • Перевод текста с помощью электронных переводчиков на другой язык отметили 6 респондентов (9,4%).
  • Молодое поколение  4 человек  (6,2%) относит  к  достоинству компьютера  просмотр большего  количество наименований книг для выбора нужного текста.
  • К другим  достоинствам 5 (7,8%) респонденты отнесли мобильность, возможность чтения книг с флэшки или с ноутбука например во время поездки в отпуск, командировку и т.д.
  • Первое место  в предпочтении читателей отдано мобильности т.е. возможности переслать по сети или передать информацию на любом носителе-15 человек (23,4%)
  • Второе место 12,5% (8респондентов) делят такие достоинства электронных книг, как компактность и возможности заранее оценить текст и выбрать его по своему вкусу.
  • Очень важна для многих  возможность быстрого поиска по тексту. Потому что хочется не читать все подряд, а насладиться избранным отрывком.
  • 22 человекам  это в основном людям пожилого возраста не видят никаких достоинств в чтении электронных книг.

6. Что бы Вы отнесли к основным недостаткам электронных текстов?

  • Не вижу недостатков. Меня вполне устраивает качество электронных текстов в целом – 16 (25,0%)
  • Отсутствует атмосфера чтения (бумажные страницы, запах бумаги, возможность
  • полистать страницы) – 15 (23,4%)
  • Устают глаза при чтении с экрана – 17 (26,6%)
  • Некомфортно читать (неудобно сидеть за столом перед монитором, нельзя полежать на диване и т.д.) – 8 (12,5%)
  • Текст с экрана воспринимается хуже  напечатанного на бумаге – 7 (10,9%)
  • Электронный текст некачественен (плохое форматирование, скверная вычитка, отсутствие иллюстраций...) – 1 (1,6%)
  • Ограниченный выбор уже готовых электронных книг и  Другие недостатки  на эти вопросы респонденты не ответили
  • Не видят недостатков 25,0% читателей, качество электронных текстов в целом вполне устраивает.
  • Недовольных и, к сожалению, недовольных справедливо, куда больше.
  • Первое место (26,6%опрошенных) уверенно держит усталость глаз при чтении с экрана.
  • Второе место занимает отсутствие атмосферы чтения (шуршания страниц, запах типографской краски) -15 (23,4%)
  • Третье место так же предсказуемо занимает неудобство чтения за столом. Читать в кресле или на диване куда удобнее. Однако это сложно даже с ноутбуком. Он тяжелый и горячий, на коленях неудобен, на диване - перегревается, да и читать лёжа - не самая полезная для глаз поза.
  • Наконец, ограниченный выбор готовых электронных книг - на этот вопрос респонденты не ответили
  • Вероятно, с течением времени количество людей, читающих с экрана, будет увеличиваться. Добавьте привыкание к электронному тексту и увеличение  ассортимента книг в результате работы альтруистов - и из недостатков остается лишь плохое форматирование.

7. Электронные библиотеки в Интернете...

  • должны жестко регулироваться законами об авторском праве- 17 (26,6%)
  • незаконны и должны быть ликвидированы- 8 (12,5%)
  • обеспечивают доступ к текстам, которые не получается найти на бумаге- 21 (32,8%)
  • (28,1%) считает, что электронная библиотека является логическим развитием библиотеки традиционной.
  • 8. Купите ли Вы понравившуюся книгу в бумажном виде, прочитав электронный  вариант?
  • Да, разумеется. Электронный вариант годен только для ознакомления  16 респондентов (25,0%)
  • Возможно, если очень понравится – 24 (37,5%)
  • Вряд ли - по техническим причинам (дорого, ставить некуда, не найти в продаже, не связываюсь с бумагой  6 (9,4%).
  • Книга уже прочитана - зачем покупать? – 12 (18,7%)
  • Затрудняюсь ответить – 6 (9,4%)
  • Более 25% проголосовавших, в принципе не станут читать роман с экрана.  А пойдут и купят  понравившуюся книгу.
  • 37,5% не столь категоричны - они, возможно, прочитают роман и с экрана, но купят лишь в том случае, если текст им понравится. Весьма интересный.
  • Не купят книгу по каким-либо техническим причинам всего 9,4%  (6 опрошенных.) Причины эти -малогабаритные квартиры, неудобство обращения с бумажной книгой, дороговизна и т.д.
  • А вот принципиальный отказ - зачем покупать уже прочитанное? (18,7%) – 12 человек встречается чаще. Но это уже вопрос жизненных взглядов: некоторые
  • люди, например, никогда не перечитывают раз прочитанные книги.
  • Затрудняюсь ответить 6 человек (9,4%)

ВЫВОДЫ:

По результатам проведённого исследования оказалось, что  не все воспользовались бы услугами электронной книги и захотели бы её иметь. А вот на вопрос, как часто бы стали пользоваться бумажной, старшее поколение  в большинстве случаев единодушно решило уравнять в правах и ту и другую книгу. И лишь 1 процент молодых людей высказали мнение, что электронная книга несомненно вытеснит бумажную, и что если бы у них имелась электронная  книга, то к бумажной они вряд ли обратились.

Старшее поколение  читателей озабочены и такой проблемой, как будущее книги и чтения. Многие респонденты считают, что книги читать будут всегда, но количество читающих будет всё же постепенно сокращаться; что чтение серьёзных, умных, глубоких книг – это вообще не массовое занятие. Другие подчёркивают, что будущее чтения во многом зависит от настоящего, а конкретнее – от них самих.

Несомненно, справочной, информационной, энциклопедической литературой пользоваться значительно проще и удобнее в электронном виде. Но произведениям художественной литературы, во многих случаях, всё-таки предпочтительнее традиционная, бумажная форма – она безусловно, намного более комфортна для чтения, более эстетична.

Студенты и учащиеся считают, что электронная книга имеет массу преимуществ.

Во-первых, цена. Печатные книги не такие уж дешевые, а некоторые – очень не дешевые. А электронную книгу без проблем можно скачать из Интернета бесплатно.

Во-вторых, электронные книги удобнее – можно подстроить себе нужный размер шрифта, а «чтение» аудиокниг можно совмещать с другими действиями, к примеру, ездой в автомобиле или в общественном транспорте. МР3-формат, который поддерживается большинством современных мобильных телефонов, дает возможность использовать аудиокниги без затрат на специальные устройства. Да и места электронные книги занимают гораздо меньше: целую библиотеку можно уместить на одной маленькой флэш-карте.

В-третьих, не всегда можно найти среди печатных изданий именно то произведение, которое тебя интересует, поэтому электронный вариант, скачанный из Интернета, является выходом из ситуации.

В-четвертых, производство бумаги для книг наносит непоправимый вред экологии, в отличие от электронных версий.

   Но неужели электронный вариант книги лишен недостатков? Они существуют: читать текст с монитора вредно для зрения, электроника требует своевременной подзарядки, а устройства для чтения электронных книг – удовольствие не из дешевых. Но главный недостаток – отсутствие «души» у электронного текста. Ничто не сравнится с пахнущей типографской краской печатной книгой, в которой чувствуется вложенная автором энергетика! Есть мнение, что электронные книги со временем могут вытеснить печатные. Но… Электронные и печатные книги идут бок о бок. В некоторых случаях перевод книги в электронный вид – единственная возможность сохранить ее. Поэтому создаются электронные библиотеки, где хранятся старинные экземпляры, которые были бы обречены на исчезновение. Одним людям нравится удобство и мобильность, а другие ни на какие новинки не променяют традиционную книгу, такую близкую и родную, существующую на протяжении нескольких веков. Неважно, в каком виде люди будут читать книги, главное, чтобы они их читали.

   Идея электронного текста как альтернативы тексту бумажному воспринимается в целом благосклонно, хотя существующая техническая база негативно влияет на положение вещей. Молодое поколение считает, что бумажная книга обречена на вымирание. Распространение текстов в электронном варианте теоретически позволяет донести его до гораздо большей аудитории, чем на бумаге. Наконец, электронная книга мобильна и не занимает места, с ней удобнее работать, можно найти быстро нужный текст. Что бумажная книга - красива, приятна на ощупь, выпускается массовыми тиражами, но ее час уже пробил. И можно предположить, что не в слишком далеком будущем стеллажи в книжных магазинах заменят ряды мониторов, а ходить туда  будут с дискетой или флэшкой. Всё больше респондентов обращаются в Интернет-библиотеки. При этом учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты ВУЗов и школьники пользуются сетевыми библиотеками примерно одинаково. Активность юношей и девушек примерно одинакова. Количество молодых (и не только молодых) людей, читающих в тех или иных форматах электронные тексты, безусловно увеличивается

   Чтение печатных книг становится все менее популярным. Молодые люди предпочитают книге Интернет, ТВ и компьютерные игры. Люди больше не ходят в библиотеку в поисках информации, она сама приходит к ним через Интернет. Молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. А взрослые люди зачастую не находят времени для чтения книг.

Экологическая мозаика (опыт работы Хакасской Республиканской детской библиотеки). Здесь размещены интересные игры, конкурсы, викторины, стихи и другие (Игра-путешествие, Поле чудес, Экологическая азбука, Экологическая акция, Видеоэкскурсия).

Экология шанс третьего тысячелетия (опыт работы Карагандинской ОУНБ им. Н.В.Гоголя)

Презентации по Экологии (более 30-ти)

Сценарий досугового экологического мероприятия «Богиня Биологиня и Рыцарь Зеленого леса», посвященного Дню эколога 5 июня

Игры ( «Гусеница», «Определение предмета», «Что я за животное?», «Силуэты деревьев», «Части тела животных») и т.д.

Экологическая игра «Планета, на которой мы живем»

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Қасым Аманжолов үлгілі кітапханасы 2004 жылы 28-желтоқсанда Үлгілі кітапхана статусы берілді.

Кітапханашы: Ізбасарова Айсұлу  Қапиятқызы, білімі жоғары, кітапханашы маман.

Кітапхананың орналасқан жері: Қ.Аманжолов селолық округі, Талды ауылы, бұрынғы балабақша ғимаратының екінші қабаты.

  • Кітапхана аумағы – 152,3
  • 2008 жылы 1 миллион теңгеге  күрделі жөндеуден өткізілді.
  • Халық саны: - 1140
  • Бақылау көрсеткіштері:
  • Оқырман саны: - 650
  • Кітапханаға келімі: - 7650
  • Кітап алымы: - 15200
  • Кітап қоры 23404, оның ішінде қазақшасы 9778, 2012 жылы кітап қоры 435,700 теңгеге 360 данаға толығып, 157.2 теңгеге 33 түрлі мерзімді басылымдар алып, оқырмандар сұранысын қанағаттандыруда.

Оқырмандар арасында көп пайдаланылатын мерзімді басылымдар : Орталық Қазақстан, Егемен Қазақстан, Қазақстан әйелдері, Парасат, Аңыз, Жұлдыздар отбасы, Жұлдыз, Қазақстан-Заман, Дала мен қала, Ислам және өркениет, Қазақ әдебиеті, Айқын, Ана тілі, Атамекен, Тылсым дүние, Экономка, Қарқаралы, Иман, Жалын, Денсаулық, Қазақ тарихы, Ақиқат, Қазақ тілі мен әдебиет.

Қазақстан Республикасы Президентінің жанындағы Адам құқықтары жөніндегі комиссияның Цифрлы кітапханасы»  бойынша Әкімшілік, қоғамдық ұйымдар, ұстаздар, жеке кәсіпкерлер, Шаруа қожалықтар басшылары, үй шаруасындағы аналар қызметтеріне  және жеке іс-әрекеттеріне пайдалану мақсатында сұраныстар жасайды. Бірақ айта кететін мәселе  цифрлы кітапхана заңдары ескі, жаңа заңдармен толықтыруды қажет етеді.

Библиографиялық жұмыстар: аудандық «Қарқаралы», «Орталық Қазақстан» т.б. газеттер бетіне шыққан мақалаларды: Қ.Аманжоловтың 100 жылдығына байланысты материалдарының көшірмелері жасалды. Және өлкенің мақтаныштары, атақты адамдарына арналған материалдар жинақталып, және тағы да сирек кездесетін, маңызды өлкемізге байланысты материалдар жинақталуы жалғасуда.

Кітапханада  «Ұлы Абай ұлағаты»,  «Ақырын жүріп анық бас» /салауатты өмір салты/,  Азапты жылдар шежіресі» / саяси қуғын-сүргін/,  «Желтоқсан тарихынан»,  «Қазақстанның болашағы ана тілінде», «Тұғырлы тұлға» Қ.Аманжолов, «Қазақстанның болашағы – қазақ тілінде», «Жолдау болашаққа бағдар» атты папкалар жинақталған.

Өкінішке орай біздің кітапханада интернет желісінің нашарлығына байланысты байланыс жүйесі әзірге қиындық туғызып отыр. Себебі ауылда Қазтелеком арқылы ғана шығуға болады. Ол көп уақытты қажет етеді, дегенмен мұғалімдер, ауыл жастары мүмкіндігінше жұмыс жасайды. Электронды түрде оқырмандарымызды қанағаттандырып отырамыз.  Сонымен қатар РАБИС бағдарламасымен де жұмыс жасалмай отыр.

Кітапханаға 37409 телефоны қосылған.

Кітапхана   №19 орта мектеппен, Мәдениет үйімен, Кент орман-тоғай шаруашылығымен, Ақбай-Қызылбай, Сарыобалы, Аққора, Белдеутас елді мекендерінің кітапханашылары , ұстаздарымен бірлесе отырып,    әртүрлі шаралар ауқымында  жандандырып, кітапхананы насихаттап, оқырмандарды көбейтуде үнемі әр топтағы оқырмандар сұраныстарын орындай отырып көпшілік іс-шаралар  жұмыстары жүргізіліп отырылады. Кітапхана бойынша сандық көрсеткіштерден оқырмандар санының кемуі биыл байқалуда. Оқырмандардың оның ішінде оқушылардың 70 пайызы оқу бағдарламасына көмек ретінде сұраныспен келеді. Ал 20 пайызы өз білімдерін көтеру үшін кітап алады. Негізгі оқырмандар құрамын жастар мен үй шаруасындағы аналар құрайды.

Өлкеге байланысты құнды құжаттар көшірмесі жасалуда.

2011 жылы аудандық Қ.Аманжолов атындағы орталық кітапхананың ұйымдастыруымен өткіәзілген «Дархан дауылпаздың дара дидары»  атты әдеби-альманах байқауының қорытындысы бойынша аса ізденімпаздықпен жасалған бұл жұмысымыз барлық қауымға таптырмас мұра,  ақын өміріне қатысты барлық мәліметтерді  бір арнаға тоғыстыру жұмыстары жүктелген болатын. Ақынның қызмет жасаған жері Орал қаласынан көптеген мағлұматтар, құжаттар, фото-суреттері алынып сонымен қатар туған жеріндегі Қасым құдығы, ескерткіштері суретке түсіріліп, №19 орта мектептегі мұражайдан естелік хаттары жинақталды.

Осы байқаудың қорытындысында үздік альманах иегері деп танылды. Әлі де болса кеңінен насихаттап, келер ұрпаққа мұра етіп қалдыру біздің басты міндетіміз.

Кітапханада  «Жас өркен» жастар орталығының жұмысын  дамыту (2006ж құрылған), «Жас толқын» жас тілшілер үйірмесі бағдарламасын жандандыру, «Нұрлан шоу» әзіл-сықақ бағдарламасын, «Ауыл тынысы» ауыл әкімі аппаратының хабаршысы ауылдық газетінің шығарылуына ат салысу, 1997 жылы құрылған «Шаңырақ» салт-дәстүрді насихаттайтын қызығушылар клубы жұмыстарын жандандыру, «Еліміздің азаматын, жеріміздің тарихын білейік» атты ауыл энциклопедиясын толықтырып отыру жұмыстары жүргізілуде.

Кітапханада өз ұлтының , халқының мәдени мұраларын игерген, салауатты өмір салтын берік ұстанған әр түрлі толғанарлық тақырыптардағы мәдени шаралар, ойындар, байқаулар, жастар шоу бағдарламалары, сайыстар көптеп өткізіліп тұрады.

2011 жылы 8-шілде күні Қарағанды қаласында облыстық Гоголь атындағы ғылыми әмбебап кітапханасы ұйымдастырған: Тәуелсіздігіміздің 20-жылдығына және Қ.Аманжоловтың 100 жылдық мерейтойына орай; «Дарындылардың алтын шашуы: Әдеби калейдоскоп» - деген тақырыпта семинар-кеңесте  «Дархан дауылпаздың дала дидары» атты мастер класс өткізіп, Арнайы осы шараға дайындап әкелген: «Аманжол Рахымжанның Қасымымын...» атты фото-альбом, слайдтардың электронды нұсқалары ұсынылып, көмекші құралдар мен вымпельдар таратып, семинарға қатысушыларға кеңінен насихаттап іс-тәжірибелерімен бөлісті.  

19-тамыз күні Қасым Аманжоловтың туғанына 100 жыл толу мерейтойына орай:     «Шабыт берші ақиық ақын  арқалы,  Жырдан шашу тойыңызға торқалы»    атты аймақтық жыр мүшайрасын өткізді.  

Кәсіби шеберлікті шыңдауда инновациялық формаларға енгізілген жобалар, бағдарламалар, үйірмелер, клубтар бойынша түрлі қызықты шаралар  өткізу,   мысалы: «Библиошар», «шебер класс», «сұрақтар қою арқылы спорттық ойындар»  түрінде қызықты бағдарламалар, акциялар ұйымдастыру.

Өз жұмысымызды үнемі жергілікті әкімшілікпен, қоғамдық ұйымдармен серіктестік әрекетте қызмет атқарып, тығыз қарым-қатынаста болуға тырысамыз.

Кітапхананың қоғамның әлеуметтік өміріндегі орны және оқырмандармен жүргізілетін жұмыстарының тәсілдерін жетілдіру мәселелері де қарастырылады. 

Үлгілі кітапхананың келешегі зор, жүргізілетін жұмыстар өте көп, ауылға библиограф маманы қажет.

Қазіргі таңда ауылымызда халық тұрақтамайды, себебі ауылда табыс көзі жұмыс жоқ. Ауылда тұрақты жұмыс жасап тұрған кітапхана, мектеп, әкімшілік, отбасылық амбулатория.

Үлгілі кітапхана осы өз атына сай ұлттық құндылығымызды жоғалтпау үшін талмай қызмет жасауда  кітапхананың келешегі өте мол. Жаңаша түрде жұмыстар жүргізуде, өлкетану жұмыстарын насихаттай отырып, ауылымыздың, туған жеріміздің тарихын жандандырудағы  рөлі ерекше.

Бүгінгі күні, кітапхана ісі саласына байланысты ғылыми ізденістер, осы салада көкейкесті мәселелерді шешуге байланысты облыс, аудан бойынша кітапханалармен шығармашылық іс-шаралар. Қазіргі кезеңде мәдениет саласы адамдардың өскелең талабын қанағаттандыруға, рухани байлығын, жалпы қабілетін дамытуға, жоғары эстетикалық талғамын қалыптастыруға тиісті болса, бұл міндеттерді іске асыруда кітапханалардың алатын орны ерекше.

Тассуатская  модельная сельская  библиотека

Тассуатская сельская библиотека, став первой модельной библиотекой в районе (2004 г.), значительно расширила свои возможности. Главной целью её работы стало изменение качества жизни интеллектуальных потребностей путем предоставления качественных информационных услуг. 

Возглавляет модельную библиотеку  – Кухарская Светлана Михайловна. Образование среднее специальное: библиотечное. Окончила Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета. Стаж работы в библиотеке более семнадцати лет.

Библиотека расположена в Доме культуры. Площадь библиотеки 100 кв.м.  Имеется современное библиотечное оборудование.

В селе проживает более 1000 человек. Ежегодно читают более 700 жителей. Им выдается свыше тринадцати тысяч библиотечных изданий. Библиотеку посещают более 8000  раз в год. Фонд библиотеки составляет 10834 экземпляров, из них на каз. языке 2150 экз. В 2012 году получено 321 новое издание. В год библиотека получает 12 наименований периодических изданий, из них 7 журналов, 5 газет.   Документов на нетрадиционных носителях информации состоит 14 СD. Новые книги, полученные библиотекой, увеличили количество пользователей библиотеки. Аудио, видео и компьютерная техника позволила также значительно расширить образовательную функцию библиотеки. Наличие в фонде библиотеки современных справочников и энциклопедий по различным отраслям знаний позволяет более оперативно выполнять запросы читателей.

В 2012 году библиотека профинансирована на 1147,4 тыс.тенге из них, в том числе  181,7 тыс. тенге -  на книги, 62,6 тыс. тенге  – на периодические издания.

Тассуатская модельная библиотека оснащена двумя компьютерами. Один из двух компьютеров предоставлен для работы читателям. Имеется лазерный принтер, цветной принтер, сканер, копировальный аппарат. Для сканирования документов установлена программа ABBY Finereader.

Библиотека телефонизирована, имеется доступ  к Интернет по технологии ADSL. Более 50 читателей обратились к  «Цифровой библиотеке Комиссии  по правам человека при Президенте РК». Библиотека ведет пропаганду Электронного правительства, СИН. Количество электронных пользователей за 2012 год составило – 238. Благодаря электронным технологиям у сельской библиотеки при обслуживании пользователей появилась возможность выходить за рамки собственных информационных ресурсов

Ведется учет компьютерных услуг, предоставляемых библиотекой, учет библиографических справок, выполненных  с помощью Интернет.  Выдача электронных документов в 2012 году  составила 92.  Доступ к порталу КазНЭБ в библиотеке имеют 4 пользователя,  было просмторено 6 копий в режиме чтения.

 В библиотеке установлена программа РАБИС, с 2006 года ведется ЭК «Краевед», библиографических записей – 799, в т.ч. на казахском языке – 538.

В библиотеке налажена связь с общественностью. Все мероприятия проводятся в тесном контакте  с Русским национальным культурным центром  при Доме культуры  по программе «Дружба без границ». Цель программы – сохранение культурного наследия, обычаев и традиций русского народа.  Культурный центр ведет свою работу более 6 лет и программа продолжена до 2016 года. Совместно  с Русским культурным центром проведены круглый стол «Мы - народ Казахстана»,  интересно прошло праздничное мероприятие  «Новый год на Востоке»,  в дни празднования масленицы самобытно прошел праздничный обряд «Здравствуй, масленица!», активное участие приняли  учащиеся школы в краеведческое лото «Предания старины». 

Также при библиотеке  работает  клуб по интересам «Горница». Цель клуба – привлечение всех слоев населения, и особенно молодежи, к познанию и сохранению обычаев и традиций русского народа через книгу. Из скромных дружеских посиделок в читальном зале библиотеки совместно с Русским центром для молодежи, библиотекарь проводит беседы «Возроди и сохрани», «Школа русского фольклора».

Читатели библиотеки, особенно учащиеся и молодежь, по достоинству оценили возможности модельной библиотеки. Их читательская активность значительно возросла, что очень радует сельского библиотекаря, которая прививает им любовь к книге, чтению, к родным корням.