Контрольные показатели делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютные контрольные показатели
Учет читателей показывает количество человек, которое пользуется библиотекой. Единицей учета служит формуляр читателя. Учет ведется в Дневнике работы. На одного библиотечного работника (ставка) должно приходиться от 300 до 500 человек (необходимо учитывать количество проживающего населения)
Учет книговыдачи показывает количество произведений печати, прочитанных читателями. Основой счета выдачи служат записи в формуляре читателей. За единицу выдачи принимается для книг, брошюр и толстых журналов – экземпляр, а для газет и тонких переплетных журналов – число комплектов. Учет ведется в Дневнике работы. На одного библиотечного работника (ставка) должно приходиться от 8 до 10 тысяч выдаваемых документов.
Учет посещений проводится путем подсчета формуляров читателей, приходивших в течение дня. Учет ведется в Дневнике работы.
Учет массовой работы производится подсчетом числа выставок, вечеров, конференций, обзоров, бесед, устных журналов. Учет ведется в Дневнике работы.
Относительные контрольные показатели:
Читаемость – среднее число книг, выданных одному читателю в год. Исчисляется путем деления количества выданных книг на число читателей, зарегистрированных за год.
-
Книговыдача
-
Количество читателей
Оптимальный показатель - 22-24. По нашей области 21,9.
Посещаемость – среднее количество посещений, приходящихся на одного читателя в год. Показатель характеризует активность посещения читателями библиотеки. Исчисляется путем деления числа посещений за год на число читателей.
-
Количество посещений
-
Число читателей
Оптимальный показатель 8-11 посещений в год . По нашей области – 11,2.
Обращаемость книжного фонда характеризует степень использования книжного фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год на количество книг, значащихся на конец года в библиотеке.
-
книговыдача
-
количество фонда
Оптимальный показатель равен 2. По области – 1,4.
Книгообеспеченность – среднее количество книг приходящихся на одного зарегистрированного читателя. Показатель книгообеспеченности характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т. е. его достаточность. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в библиотеке на конец года на число читателей.
-
Количество фонда количество фонда
-
Количество жителей количество читателей
Книгообеспеченность на одного читателя должна составлять 10-12 книг.
Книгообеспеченность на одного жителя 5-7 книг.
Обновление фонда – это процесс приведения фонда в новое состояние по содержанию информации, видам документов и другим параметрам, которые определяют библиотечный фонд, как систему. Новые документы с более современный информацией, поступая в фонд, вытесняют из него устаревшие издания . Этот процесс бесконечен, как и процесс комплектования.
Для определения времени, в течение которого фонд библиотеки может обновиться полностью, используется показатель, названный степенью обновления:
Для определения времени, в течение которого фонд библиотеки может обновиться полностью, используют показатель, названный степенью обновления:
Н% = |
Фпt |
х 100% |
Фо + Фпt - Ф иt |
Н% - степень обновления.
Фпt - количество поступивших за период «t» (1 год) документов. (Н-р 1000 экз.).
Ф иt - количество списанных изданий за период «t» . (Н-р 500 экз.).
Фо - объем фонда к началу период «t» (Н-р 10000 экз.).
Таким образом, Н=1000/10000+1000-500) = 0,9 или 9%. То есть ежегодно фонд обновляется на 9%. Чтобы он обновился полностью необходимо 11-12 лет.
Н% – 1 год
100% – Х лет |
|
9% – 1 год
100% – Х лет |
Процент охвата населения библиотечным обслуживанием высчитывается путем деления количества читателей на количество жителей и умножения на 100%.
% охвата |
Количество читателей |
х 100% |
Количество жителей |
Тимершина Ф.Х.,
зав. ОРБ ОУНБ им. Н.В. Гоголя.
Краткий обзор виртуальных сервисов для читателей на сайтах ЦБС и их дальнейшее развитие.
Развитие виртуальных сервисов одно из важнейших направлений сайтостроительства.
Однако многие проблемы в деятельности библиотек по расширению и освоению сервисов связано с очень медленным развитием сайтов.15 сайтов имеют зарегистрированные доменные имена и размещены в системе платного хостинга. В конце этого года создали сайты: Жезказганская, Актогайская ЦБС. Сайт Нуринской ЦБС разработан и идут переговоры с Интернет-компанией Creatida. Сайт Саранской ЦБС на бесплатном хостинге UСoz.ru.
В течение года не было доступа к сайтам: Приозерской, Каражалской ЦБС – причина - не добросовестные поставщики, а с другой стороны не отработаны договора и тех.задание сайтов. Сайт Каркаралинской ЦБС практически с 2010 года не развивается. В Улытауской ЦБС нет сайта.
Почему сайты ЦБС развиваются пока медленно?
Не были продуманы и отработаны:
-
- Договора на разработку сайтов, техническое задание архитектуры сайта.
-
- Библиотеки не имели доступ к веб-редактору.
-
- Не представлены современные интерактивные автоматизированные формы обслуживания читателей, а там где представлены, не анализируются.
-
- Статистика сайтов не анализируется. На страницах ваших сайтов подключены счетчики сервисов Mail.ru (Абайская, Карагандинская ЦБС), Яндекс.Метрика (Темиртауская), HotLog (Жезказганская, Жанааркинская, Шетская), 24LOG (Жанааркинская), Ucoz.ru (Саранская), Google Analytics (Балхашская, Шахтинская, Осакаровская ).
Но, к сожалению, отчеты Интернет-статистики не используются для проведения маркетинговых исследований целевой аудитории сайта, оценки постоянной аудитории, самое главное интересов пользователей. (за исключением Балхашской ЦБС).
ОРБ параллельно с директорами ЦБС была проделана большая работа в решение важного вопроса - получение частичного доступа (переговоры с поставщиками).
Библиотеки получили логин и пароль, для работы в веб – редакторе. (Абайская, Балхашская, Шахтинская, Шетская, Жанааркинская, Бухаржырауская, Осакаровская)
В учебном центре ОРБ прошли занятия по адаптации материала к использованию в Интернете (добавление, создание разделов, документов, гиперссылок, размещение фото, создание информации в PDF и расположение на сайте и т.д.) (Абайская, Шетская, Жанааркинская, Бухаржырауская, Шахтинская, Осакаровская, Нуринская ЦБС)
Частичный доступ к сайтам позволил внести изменения в структуру сайтов, появились новые разделы, страницы, сайты стали более привлекательными, хотя предстоит еще большая работа.
Сейчас идет интеграция веб-сервисов на сайтах библиотек. В связи, с чем они постоянно должны модернизироваться. Пока очень медленно осуществляется работа по их расширению и освоению, продвижению и популяризации. Ряд сервисов проходят адаптацию. Постепенно в текстовом режиме стали работать виртуальные справочные службы Шахтинской, Темиртауской, Шетской, Осакаровской, Жанааркинской, Карагандинской ЦБС. Было выполнено не так много справок тематического, адресного и фактографического содержания. Предстоит работа по дальнейшему обучению библиотекарей. Но вместе с тем в Балхашской ЦБС есть модуль, а наполнения нет. В Карагандинской ЦБС, запросы пишут на электронную почту, но модуля пока еще нет. Нет виртуальных справок в Абайской, Актогайской, Бухаржырауской, Жезказганской, Каракаралинской, Сатпаевской, Саранской ЦБС
Формы автоматизированного обслуживания пользователей в режиме "OnIine-продление книг", есть пока только в Шахтинской, Карагандинской ЦБС, но не установлены модули.
Модуль "OnIine-продление книг» нужно установить на всех сайтах ЦБС. Один из примеров - модуль "OnIine-продление книг» ОУНБ им. Н.В. Гоголя, можете посмотреть и другие сайты.
Онлайн-рассылка (электронная почта) в Карагандинской, Шахтинской ЦБС. Нет ни на одном сайте подписки на рассылку бюллетеня новых поступлений, которая предполагает бесплатную рассылку как всего бюллетеня в целом, так и сформированного по индивидуальному заказу пользователя.
Введение электронного каталога (ЭК) является одной из самых важных задач в работе над сайтом.
Анализируя систему опросов, можно сказать, что интерактивные опросы представлены в ЦБС: Темиртауской, Балхашской «Какие источники информации в библиотеке для Вас особенно важны?». Карагандинской «Какая книга из перечисленных вам больше нравится?». Шахтинской «Какой литературе Вы отдаёте предпочтение?». Сатпаевской, Абаевской «Как Вы оцениваете книжный фонд ЦБС». Шетской, Осакаровской «Являетесь ли вы нашим постоянным читателем на сайте?». Жанааркинской «Ауданының қай ақын-жазушылары сіздерді қызықтырады?», а также есть опросы на сайтах Саранской, Жезказганской ЦБС
Но, к сожалению, опросы не анализируются и не обновляются, а они действительно очень важны для маркетинговых исследований целевых аудитории сайта. А сколько тем есть актуальных!
Библиотекари ЦБС делают первые шаги в создании виртуальных книжных выставок. В электронном варианте в основном представлены новые поступления на сайтах Абайской, Шахтинской, Темиртауской, Сатпаевской, Саранской, Жезказганской, Балхашской, Осакаровской, Жанааркинской, Шетской ЦБС.
Есть неплохие тематические виртуальные выставки Темиртауской ЦБС «Есть город, который раскрылся цветком», «Как заговорить на языке Абая», «Новые имена в казахской литературе», «Популярные книги среди молодежи», «Сегодня мечта - завтра профессия». К выставке «Оралхан Бокеев», библиотекари сделали попытку привязать удаленные ресурсы, но они не открываются. В Саранской ЦБС «Песенного края сын» посвященная Магжану Жумабаеву и Сейдахмету Бердикулову. В Шетской ЦБС «Тәуелсіздік аясыды жайнаған өлкем». В Жезказганской ЦБС посвящена А.Байтұрсынову, «Құнды кітаптар әлеміне саяхат».
Выше перечисленные выставки по сути дела электронные версии традиционных книжных выставок,которые еще не получили должного развития.
К сожалению, не предоставлены читателю ссылки на биографии, рецензии, тематические сайты, на книги которые есть, возможно, в библиотеках и в интернет.
А ведь удаленные ресурсы дают огромную возможность поучиться, познакомиться с удивительными, завораживающими,достойными книжными выставками, например: ОУНБ им. Н.В. Гоголя "Қазақ жырының алдаспаны" (100-летний юбилей Қасыма Аманжолова), более 50 тыс. просмотров. Детской областной библиотеки им.В.Н. Орлова Золотые имена детской литературы, где используются полнотекстовые материалы об авторах, их произведения в электронном варианте, которые можно скачать в формате (fb2), мультфильмы – онлайн. Научной библиотекой Витебского государственного университета им. П.М.Машерова, представившую красивую выставку редких книг «Без титула, в сафьяне и редка…» имеющую форму мультимедийной презентации с интерактивной навигацией. Луганской ОУНБ Уютный дом - гармония в душе!, где библиотекари рекомендуют книги, фото и видео-ресурсы, для тех, кто затеял ремонт квартиры своими руками. Интересно представлена 3D-галерея Национальной библиотеки Удмуртской Республики. Мы надеемся, что эти выставки и другие, а также сервисы Web 2.0 для создания виртуальных выставок, представленные на сайте www.karlib.kz в разделе «Кабинет методиста» на странице виртуальные книжные выставки помогут библиотекарям активизировать эту работу.
На смену книжным выставкам в библиотеках приходят современные способы продвижения книг - буктрейлеры - видео аннотации книг. Так на сайте Балхашской ЦБС шесть буктрейлеров. "Карта Гулага"- по книге балхашского журналиста Тамары Тимофеевны Григорьевой. "Поэты человечны и добры. - к 85-летию со дня рождения балхашского поэта Н.Д. Склярова. "Мой крест" по книге балхашского поэта Федора Павловича Милованова. "Прикосновение" - по книге поэтессы Фаризы Унгарсыновой. "Семизбугы – Коунрад - Саяк" - по книге краеведа Ю.Г. Попова.
На создание буктрейлеров следует обратить внимание. Основная задача - рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Рекомендуем их создавать не только библиотекарям, но и организовать конкурсы среди читателей библиотек. Интересные буктрейлеры, созданные библиотекарями, читателями можно крутить на мониторах в библиотеках, на сайтах и блогах. В будущем создавая видеоролики, особенно касающиеся продвижения чтения, библиотекарям нужно найти время для прочтения книг, технического воплощения замысла, художественного восприятия, творческого подхода и вдохновения. И никогда не забывать о том, что Вы представляете не только себя, но коллектив, в котором работаете.
Сегодня в ЦБС области создано более 30 видеороликов, и все они представлены на сайтах Темиртауской, Абайской, Карагандинской, Саранской, Осакаровской, Шахтинской, Жанааркинской, Жезказганской ЦБС.
Библиотекари стали активнее осваивать сервисы интерактивных публикаций как Саlameo. В рамках учебного центра прошли десятки занятий по теме «Создай аккаунт Calaméo». Ряд интересных публикаций как «История библиотек», «Энциклопедия сел», буктрейлеры, обзоры, указатели и т.д. представлены на сайтах: Абайской, Осакаровской, Темиртауской, Балхашской, Саранской, Шахтинской, Сатпаевской, Карагандинской ЦБС.
Библиотекарям, особенно молодым, очень важно видеть результаты своего труда, поэтому они, активно участвовали в мастер-классе "Как создать 3d книгу. Цель - преобразовать печатное издание в мультимедийный продукт. Все участники подготовили "домашнее задание", а именно, создали традиционные библиографические издания, подобрали изображения и музыкальные файлы. Болдыш А., заведующая отделом автоматизации, научила создавать флэш-книги с 3d эффектом перелистывания страниц в программе Flip Book Maker. 26 молодых библиотекарей увезли с собой мультимедийные диски с визуальными и звуковыми сопровождениями.
В ОРБ прошли занятия по созданию web-альбомов Picasa в Google+. Для чего мы проводим практические занятия? Где результаты?. Web-альбомы Picasa есть пока только на сайтах Балхашской, Жанааркинской, Шахтинской, Темиртауской ЦБС. Нет в Абайской, Бухаржырауской, Шетской, Актогайской, Жезказганской, Осакаровской ЦБС. Зачем приезжаем на семинары? К 22 ноября web-альбомы Picasa в Google+ Ваших мероприятий должны быть на сайтах.
«Видео ресурсы», «Фото коллекции», выполненные на сервисе Picasa в Google+, «Буктрейлеры», «Страницы в социальных сетях» созданные в ЦБС, представлены на страничках сайтов ЦБС, а также в разделе «Кабинет методиста» на страничке «Площадка WEB»
Заслуживает внимания опыт работы библиотек Карагандинской ЦБС по проведению видеоконференций, виртуальных мостов. В Центральной городской библиотеке им. М.О. Ауэзова прошли в режиме видео-моста: открытая лекция Александры Леонидовны Вахрушевой, заместителя директора Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева на тему «Публичные библиотеки в социальных сетях: проблемы продвижения библиотечных услуг». Лекция на тему: «Технологические и профессиональные вызовы информационного общества» была представлена доктором педагогических наук, профессором кафедры информационных систем и технологий города Москвы Андреем Игоревичем Каптеревым. 3-я межрегиональная научно-практическая конференция "Информационно - мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития. Облачные технологии на службе библиотек: реальность и перспективы."
В конференции приняли участие библиотеки Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тюмени, Ярославля, Пензы, Самары, Брянска. К участникам конференции с приветственным словом выступили представители Департамента культуры города Москвы, Московской городской Думы и Российской библиотечной ассоциации. Такие мероприятия способствуют повышению качества и эффективности труда библиотечных работников, грамотному решению проблем автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Но это пока редкий опыт работы библиотек в ЦБС. Но это направление перспективное, когда не только библиотекари, но и Ваши читатели будут общаться на расстоянии.
Одно из перспективных направлений - развитие библиотечных сервисов в социальных сетях по продвижению библиотек, чтения.
23 библиотеки области в сетевых ресурсах: 6 библиотек в социальных сетях: «Facebook», 10 библиотек в Mail.ru 4 – в Одноклассниках, 2 - "ВКонтакте" , 1- Официальная страница в Twitter ЦБС г. Караганды.
В качестве примера хотелось бы привести работу Шахтинской ЦБС по продвижению библиотек в социальных сетях. Все структурные подразделения ЦБС создали свой профиль в сети: Одноклассники, Mail.ru, Facebook, где предлагают посмотреть виртуальные обзоры литературы; экскурсии по библиотекам Шахтинского региона; узнать о проведении мероприятий в библиотеках и получить на них приглашение; получить информацию об имеющихся книгах в библиотеках, ответить на мини - тесты; познакомится с периодическими изданиями.
Библиотекари считают, что использование социальных сетей выступают как инструмент получения обратной связи, доведения информации до пользователей, как творческая площадка для обсуждений. Так, например создание сообщества «Литературный клуб «Кладезь поэзии» сотрудниками библиотеки- филиал №2 в Mail.ru объединило 11 творческих пользователей, которые хотят заявить о себе, о своем таланте, услышать комментарии на свои произведения, чему-то научить и учиться у других. Среди участников группы и поэтесса Татьяна Дубовская, член литературного объединения "Магнит" г. Темиртау и Союза Писателей Карагандинской области. Пользователи странички филиала №13 смогли познакомиться с победителями конкурса «Самый толстый формуляр», альбомом «Работы наших читателей», где выставлены лучшие работы читателей библиотеки и т.д.
В сети Одноклассники модельной библиотеки п. Шахан, наибольший интерес вызывал фотоальбом и конкурс «Книга в нашей семье» лидерами которых стали семья Нутфуллиных и К. Богрянова. Поселковый предприниматель В. Лобов по запросу получил актуальную информацию по «точечному земледелию», по растениеводству масленичных культур. Выступая на семинаре – практикуме «Новые подходы к обучению библиотекарей Карагандинской области», зав. ОРБ Шахтинской ЦБС отметила, что работа библиотек в социальных сетях - это возможность оперативно реагировать на запросы, а также отслеживать ситуацию, понимать, что думают, читатели и привела такой пример: «Живу на Дальнем Востоке. Но полжизни провела в библиотеках Шахана. Рада, что жизнь продолжается. Спасибо, кто имеет к этому отношение. Здорово, что наши дети еще ходят в библиотеки. Спасибо, что вы есть. Вы делаете большое дело, сами не осознавая, что это не увлечение - это гораздо больше, да поможет вам бог» и т.п. Такие пожелания вдохновляют библиотечных работников на расширение участия в социальных сетях, создания новых сервисов и возможностей (тесты, игры, викторины, обсуждения прочитанных книг).
Благодаря новым сервисам (Google- Гугл и др.) в интерактивном формате всем ЦБС рекомендуем как можно больше на своих сайтах размещать интерактивные занимательные литературные, научно - познавательные викторины. Вы можете предложить читателям на своих сайтах организовать конкурсы на самую интересную литературную, историческую, научно-познавательную викторину, шараду, головоломку. Организовать на сайтах библиографические конкурсы, которые бы побуждали искать информацию - ответ в библиотеках, в интернет-ресурсах. Пока только библиотекари Шахтинской ЦБС на сайте предложили своим читателям викторины: ко дню Конституции РК, " "Что я знаю о Шахтинске" и уже более 1008 просмотров. Они активнее стали использовать игровые формы привлечения к чтению, как Кроссворд ко дню Конституции РК , игры, которые естественно сделали их сайт более позитивным и интересным.
А ведь мы Вам представили страницу «Web 2.0 - новые возможности» в разделе «Технологии web 2.0» и «Методическая помощь», где представлены подсказки для создания тестов, анкет, викторин с помощью форм Google и др. А также кроссвордов и т.д.
Нужно отметить, что на сайтах ЦБС, представлены интересные и полезные ресурсы, которые пользуются спросом у читателей: «Полезный Интернет для учителей» и др. (Карагандинская). «Калейдоскоп знаний», «Полезные ссылки» и др. (Балхашская). «Internet-путеводители», «Библиотека художественной литературы интернет ресурсы»и др. (Шахтинская). «Безопасность в Интернете» (Балхашская, Темиртаусая, Осакаровская, Бухаржырауская, Шетская, Жанааркинская).«В помощь малому бизнесу» (Саранская, Шахтинская, Осакаровская, Бухаржырауская). «В помощь агропромышленному комплексу» (Абайская, Бухаржырауская, Осакаровская, Жанааркинская. Шетская). «Образовательные ресурсы», «Изучающим казахский язык», «Школьникам и студентам» (Осакаровская). На всех сайтах «Услуги е-gov.kz», краеведческие ресурсы и др.
Раздел «Краеведение» самый обширный тематический раздел на сайтах и один из наиболее посещаемых. Приведу некоторые примеры: в Абайской ЦБС («Энциклопедии сел» «История г. Абая»). Балхашской ЦБС («Известные имена Прибалхашья», «Легенды» и др., посмотрите этот раздел, интересно). Бухаржырауской («Творчество земляков», «Топонимы края», но, к сожалению, нет пополнения контента ). Карагандинской (БД «Афган 1979-1989гг»). Осакаровской («Литературная карта», «Почетные граждане Осакаровского района» и т.д.). В Жезказганской ЦБС сайт недавно создан, но уже представлены такие страницы как «Акыны», «Батыры», «Тарихи ескерткіштер». Жанааркинской («Творчество С. Сейфуллина», «Энциклопедия сел» и др.). Каркаралинской (весь сайт посвящен краю, но не обновляется). Нуриской «Нура литературная», «Энциклопедия сел», «Почетные граждане района». Сатпаевской («Поэты города», «Почетные граждане»). Саранской «История шахт», «История семей города», «История города». Темиртауской (БД «Темиртауские хроники» и др.). Шахтинской («Карлаг», БД «Шахтинск: время, события, люди»). Шетской («Акыны», «Батыры», «Писатели»). Информация краеведческого характера по анализу запросов занимает лидирующие позиции на ваших сайтах, этот раздел рекомендуем постоянно пополнять. Есть куда стремиться.
Следующий уровень продвижения библиотек к поиску новых форм взаимодействия библиотек с новейшими коммуникационными технологиями являются мобильные библиотечные услуги. Библиотекари Шахтинской, Темиртауской ЦБС начали подготовительную работу по предоставлению информации пользователям посредством SMS-сообщений и голосовых сообщений. Заключили договора с КазИнфоТех АЦП одним из ведущих поставщиков СМС услуг в Казахстане. И уже с нового года для владельцев мобильных телефонов будут предоставлены библиотечные информационно-сервисные услуги.
В рамках акции компании сотовой связи Раthword работники библиотек – филиалов Карагандинской ЦБС используя телефонные коммуникации «Мобильные новости», подключились на тарифный план «Внутри сети за 300», чтобы использовать мобильную связь для: работы с задолжниками, продление книги, информирование о новой литературе, индивидуальное информирование, реклама мероприятий.
ОРБ была поставлена задача: получить доступ к чтению лицензионных электронных книг в полнотекстовой библиотеке ЛитРес, таким ЦБС, как Карагандинская, Шахтинская, Темиртауская.
Шахтиской ЦБС была проделана огромная работа, есть результат: читателям представлены новые возможности, которые получили доступ к чтению лицензионных электронных книг в полнотекстовой библиотеке ЛитРес. Читать электронные книги можно не только на экранах компьютеров в самой библиотеке, но и уносить домой на планшетах, смартфонах или ридерах.
Нужно отметить и тот факт, что уже с лета этого года в центральной городской библиотеке им. Бухар Жырау Шахтинской ЦБС бесплатная зона Wi-Fi. Читателям предоставлена возможность работать в читальном зале используя собственные устройства (ноутбуки, нетбуки, смартфоны, планшеты и т.д.).
Завершается последний этап переговоров с ЛитРес в Карагандинской ЦБС. Темиртауская ЦБС начала эту работу, но к концу года ее нужно завершить.
Мобильные библиотечные услуги тема многогранная и она в последние годы активно обсуждается на конференциях "Крым-2011, 2012, 2013". И прежде всего она связана с активным развитием мобильной связи, IP и мобильной телефонии и широким распространением мобильных персональных устройств. И поэтому нам библиотекарям необходимо ориентироваться в окружающей информационно-коммуникационной среде. Изучать мобильные устройства как способ коммуникации со своими клиентами. С целью информирования для Вас разместили насайте www.karlib.kz в разделе «Кабинет методиста» страницу «Мобильные технологии», где представили информацию:
- - Мобильная технология ( 3G, 4G.).
- - Мобильные телефоны (смартфоны), особенно планшеты iPad, iPhone с операционными системами IOS и Android, плееры, карманные ПК, букридеры, ноутбуки, нетбуки и т.д.
- - Форматы для чтения электронных книг (FB2, PDF, HTML, ePUB, mobi; скачайте книгу в формате epub и читайте на любом Android устройстве; скачайте книгу в формате epub и читайте на любом iOS (мобильная операционная система) устройстве и читайте книги с монитора вашего компьютера или планшета online).
- - Онлайн сервисы массовой рассылки СМС.
- - Мобильные сервисы на сайте библиотеки.
- - Чтение онлайн (Библиотека ЛитРес, Bookmate, Ozon.ru, Ozon.ru.kz, Как читать книги на iPad, Аймобилко и т.д.)
Над чем работать.
1. Директорам ЦБС принять управленческие решения:
-
- Приказом назначить ответственных за развитие сайта.
Всем ЦБС
-
- В договора внести дополнения
-
- Доработать техническое задание архитектуры сайта
-
- Ежеквартально анализировать сайты
-
- Ежеквартально использовать для проведения маркетинговых исследований целевой аудитории сайта, оценки постоянной аудитории, интересов пользователей - отчеты Интернет-статистики. (существует множество популярных счетчиков статистики для сайтов - это Liveinternet.Ru., Майл.Ру, Яндекс.Метрика, Рамблер ТОП100, Google Analytics и другие). Какими из них пользоваться, решать вам. Но не стоит помещать на сайтах больше трех различных счетчиков посещаемости.
-
- К 22 ноября web-альбомы Picasa в Google+ Ваших мероприятий должны быть на сайтах.
2. Балхашской, Карагандинской, Шахтинской, Темиртауской, нужно активнее вести работу по подготовке технической базы для осуществления запуска каталога. Введение электронного каталога является одной из самых важных задач в работе над сайтом.
3. На всех сайтах: активизировать работу по развитию виртуальных сервисов для читателей.
-
- Интерактивные опросы, представленные на сайтах обновлять и анализировать.
-
- Установить модули для автоматизированного обслуживания пользователей в режиме "OnIine-продление книг».
-
- Установить на сайтах модули виртуальных справок в Абайской, Каракаралинской, Бухаржырауской, Жезказганской, Актогайской,Саранской, Сатпаевской, ЦБС.
-
- В Карагандинской ЦБС есть наполнение, установить модуль.
-
- В Балхашской ЦБС есть модуль, вести наполнение.
-
- Подписка на рассылку бюллетеня новых поступлений.
-
- Создать виртуальные выставки с учетом рекомендаций предложенных на странице виртуальные книжные выставки (Кабинет методиста).
-
- Мобильные услуги.
-
- Формировать Интернет –ресурсы по актуальным темам на каз. рус. языках.
4. Обратить внимание на создание таких страничек как:
-
- «В помощь подготовке домашних заданий» – «онлайновые» словари, энциклопедии, каталоги и списки веб-сайтов соответствующей тематики;
-
- «Читай со мной: советы читателей» - списки любимых книг. « Любимые читатели»: фотографии и несколько слов читателя о любви к чтению. Отзывы читателей о прочитанных книгах;
-
- Рекомендательный список 30, 50, 100 лучших книг и т.д.
-
- Чтение в современном формате (ЛитРес и др.)
-
- «Электронная читалка»
-
- Виртуальные экскурсии по библиотеке и библиотекам мира
-
- Виртуальный сервис Личный кабинет (электронный формуляр и т.д.)
-
- Викторины, анкетирование, кроссворды, игры, головоломки.
-
- Конкурсы буктрейлеров по продвижению чтения среди библиотекарей и читателей.
-
- Конкурсы викторин, кроссвордов, головоломок среди читателей и т.д.
5. Продвижение виртуальных сервисов на сайтах:
-
- Подготовка и распространение рекламной полиграфической продукции. (листовки, книжные закладки и т.д.)
-
- Регулярное размещение информация в СМИ: статьи в местных газетах, информационные сообщения о сервисах на сайте и выступления на радио.
-
- Рекомендуем развивать партнерские соглашения по обмену баннерами, хотя бы начать работать, например, с сайтами местных газет. Это когда они будут использовать информацию, размещенную на вашем сайте.
Учитывая выше изложенное, методистам центральных библиотек в координации с другими отделами есть над, чем подумать. Необходимо внести изменения в свою деятельность.
Көктас ауылдық кітапханасы 1953 жылдан бастап жұмыс істеп келеді.
Кітапхана қазіргі уақытта типтік Мәдениет үйі ғимаратының 2 этажында орналасқан. Жер көлемі: 220кв.м. жылу қазандығы бір орталықтан жағылады. Кітапханашы: Кумусбаева Рымбала Темирбековна, білімі орта арнаулы , кітапханашылық еңбек өтілі -17 жыл. Кітапхана орналасқан Мәдениет үйіне 2010 жылы күрделі жөндеу жұмысы жүрді, бірақ кітапхана орналасқан 2 этажға ешқандай жөндеу жұмысы жүргізілген жоқ. Ауылда №4 ресурсты орта мектеп, шағын орталық, мектепшілік мекемелер: балалар спорттық клубы, музыкалық мектеп қызмет жасайды.
Кітапхана қоры барлық білім салаларымен жинақталған. Ауылдағы кітапхана оқушылардың білім деңгейін көтеру және демалу уақыттарын жақсы өткізіп, оқуға әзірлену үшін мол мүмкіндік беретін орын.
2004 жылдың қараша айында Көктас ауылдық кітапханасы алғашқылардың қатарында облыс бойынша ауылдық модельді кітапхана деген статусқа ие болып, құны 663850 теңге тұратын жаңа технологиялармен атап айтқанда: 21 стеллаж, 12 орындық, кафедра, 6 стол, 1 жұмыс столы, айналмалы кресло-2, 1 телевизор тумбасымен жабдықталды. Қазіргі заманғы модельді кітапхананың ашылу салтанаты Қарағанды қаласында өтті.
Модельді ауылдық кітапхана – бұл жергілікті, ақпараттық өлкетану, өз бетімен білім алу орталығы, техникалық жабдықталған және ақпаратпен қамтамасыз етілген орын.
Кітапханада автоматтандарылған құралдар: 2 компьютер, 2 принтер, сканер, түрлі түсті принтер, телевизор, Интернетке шығу мүмкіндіктері қарастырылған / ADSL технологиясы бойынша/.
Көктас ауылының турғылықты халық саны бүгінгі күнге – 1540 адам.
Көктас ауылдық кітапханасының көрсеткіші:
-
Кітап қоры – 26557 дана, қазақ тілінде - 8292
-
Оқырман саны – 720
-
Электронды ресурстарды пайдаланушылар-40
-
Кітап берілімі – 12456
-
Келушілер саны – 9912
-
Жылына жаңа кітаптар түсімі – 450 дана.
-
Кітап қорын толықтыруға 1 жылға бөлінетін қаржы -551374 тенге.
Оқырмандарға қызмет көрсету үшін барлық жағдай жасалған. Қызмет көрсетудің жаңа түріне көшу тұрғындарды жоғары дәрежелі ақпаратпен қамтамасыз ету, жаңа технологияны енгізу арқылы көмек беруге мүмкіндік береді. Кітапхана 32 атаулы газет пен журналдар басылымдарына жазылады, оның ішінде 30 басылым мемлекеттік тілде. Ең көп оқылатын мерзімді басылымдар: Жас алаш, Егемен Қазақстан, Монитор, Айқын, Қазақ әдебиеті, Ана тілі, Алтын босаға, Тылсым дүние, Денсаулық, Жұлдыздар отбасы, Аңыз адам, Қазақстан әйелдері, Ақ Желкен, Балдырған, Айгөлек .
ABBY Finereader программасымен барлығы 32 құжат / ауыл, аудан тарихы, қайраткерлер, ақын-жазушыларға арналған оцифровкаланды.
«Қазақстан Республикасы Президентінің жанындағы Адам құқықтары жөніндегі комиссияның Цифрлы кітапханасы» бойынша насихат жұмыстарын негізі серіктес ұйымдарға атап айтқанда: Әкімшілік, мектеп, кәсіпкерлерге, жеке тұлғаларға, мұғалімдерге жарнамалап отырамыз.
Библиографиялық жұмыс: Анықтамаларды орындау дәптері жүргізіледі. Жылына 250-ге тарта анықтамалар орындалады. Оның ішінде Интернетті пайдаланушыларға жеке дәптер ашылған.
Ахмет Байтұрсыновтың туғанына – 140 жыл толуына арнап «Қазақ халқының рухани көсемі» атты, «Шәкәрім шығармалары – қазақтың рухани мол мұрасы», «ТЕМІР НАРКОМ» Темірбек Жүргеновтің туғанына -115 жыл» атты әдістемелік-библиографиялық құралдар құрастырылды. Рабис программасы қойылмаған. Кітапхананың негізгі бағытталған жұмысы - өлкетану. Кітапхана ауыл жайлы мағлұмат жинауда өлкетанулық қозғалыстың орталығы болып табылады. Барлығын басынан бастады: мұрағат мәліметтері, газет мақалалары, байырғы тұрғындардың әңгімелері, «Ауыл энциклопедиясы – кіші Отан» атты облыстық конкурсқа үн қосып, ат салысты.
Қорытындысында Көктас ауылдық кітапханасы 2 орын иеленіп, 20мың ақшалай сыйлықпен марапатталды. Өлке тақырыбына арналған мынандай жинақ папкалары бар: «Өндірісті өлке: Қарағанды тарихынан деректер», «Арқада жер сұлуы Қарқаралы», «Арқа ардақтысы Қасым Аманжолов», «Қарқаралы қайраткерлері», «Қарқаралы қаламгерлері», «Ауыл шежіресі», «Ауылым-алтын бесігім», «Ерлік ешқашан ұмытылмайды», «Ауыл энциклопедиясы», «Ауыл өмірі баспасөз бетінде». Альбомдар: «Арқаның ару қызы Еңбек ері», «Ғабиден Мұстафин», «Қанатын жайған Қарағанды», «Қазанғапұлы Тәттімбет», «Тұңғыш қазақ ғарышкері -Тоқтар әубәкіров», «Қоянды жәрмеңкесі ел жадында», «Қаршығалы селолық округінің ардагерлер ұйымы», «Арқа ардақтылары».«Ауылым – алтын бесігім» картотекасы, «Ұлы Отан соғысы ардагерлері» стендісі жасалды. Осы мәліметтер арқылы ауыл өмірін бақылап отыруға болады. Ақпараттар көлемі өсуде және оған деген қызығушылық та артуда, сондықтан осы мәліметтерді жүйелеу және ұрпақтан ұрпаққа жеткізу керек.
Көктас ауылдық кітапханасының базасында өлкетану тақырыбына арналған кештер, мемлекеттік тілді насихаттау, кітапханалық жұмыстың бағыттары мен қызығушылар клубының жұмыстары өткізілді.
Кітапханада қыз-келіншектерге арналған «Сырласу» атты тәлім-тәрбиелік клуб жұмыс жасайды. Клубтың жарғысы, жоспары бекітілген. Клубтың 18 тұрақты мүшесі бар. Клуб мүшелері барлық шараларға қатысып белсенділік танытуда. 2011 жылы «Жас толқын» жас ақындар клубы құрылды. Кітапханада үнемі көптеген шаралар өткізіледі: әңгімелер, ауызша журнал, сұрақ – жауап, ойындары, конкурстар және т.б. Балаларға жазғы демалыс уақытында мультипликациялық әр-түрлі фильмдер көрсетіледі.
Көрнекіліктер мен көпшілік жұмыстар
Кітап көрмелері: «Егемен елдің тәуелсіз жолы. Қазақстан-2050», «Тәуелсіздік жетістіктері» атты ҚР Тәуелсіздігінің 20 жылдығына арналған көрме-панорама, «Жас Отан-Жастар қанаты: «Оқитын жастар-ұлт байлығы», «Қызығы мол қысқы Спорт», «Армысың, әз Наурыз!», «Халқын сүйген-салтын сүйеді», «Туған өлкем мақтанышым»-ашық көрсетімі, «Ұлы Тұран перзенті», «Таңдамалы Абай тілі», «Кітап - ғасыр мұрасы»көрме-байқау, «Айтулы күндер, оқиғалар», «Қазақ балалар әдебиетінің классиктері», «Менің әлемім», «Кітап патшалығының сүйікті кейіпкерлері шақырады» атты кітап беташарлары, «Еліміздің егемендік белгілері», «Табиғатты досым деп біл!» атты кітап көрмелері бар.
Жаңаша бағыттағы көпшілік жұмыстар:
Қазіргі күні барлық өткен шараларға информационный технологияларды пайдалану үрдіске енгізілуде. Сол тақырыптарға байланысты Слайдтар көрсетеміз. Атап айтқанда: Қонаевтың 100 жылдығына арналып жасөспірімдермен өткен «Д.А.Қонаев-ғасыр саңлағы» атты танымдық кеште «Тұғырлы тұлға» атты слайд көрсетілді. Күләш Байсейітованың 100 жылдығына арналған «Туған елінің еркесі», «Елбасы мен Астана», «Қасиетті мекен-Қарқаралы», «Мақтанышы ауылдың», «Салт-дәстүрлер түрлері».
«Дана Абай» атты Сайыс-сабақ, Қасым Аманжолвтың 100 жылдығына арналып өткен «Сен неткен бақытты едің, келер ұрпақ!...» атты мүшәйра. «Терең білім кітапта» балалар кітабы апталығы, «Ауылым-алтын бесігім» атты өлкетану сағаты. «Ұрпаққа ұран болған ұлы ерлік» атты тарих сағаты.
Оқырмандарға қызмет көрсетудегі жоспарларды жүзеге асыру бағытында кітапханада кейінгі кезде оқушылар мен жасөспірімдер арасында кітапханалық шараларды акция, сайыс түрінде өткізудің кітапханаға оқырмандар тарту, кітап берілімінің өсуіне көп көмегі тиеді. Өзім қазан айында екі сынып арасында сайыс-сабақ ретінде танымдық сағат өткіздім. Осы шараны өткізу кезінде оқушылар кітапханаға келіп шара сұрақтарына дайындалып, өз беттерімен ізденіп өте белсенділік танытты. «Ең Белсенді сынып» атты сайыс-сағат.
Кітап оқылымы
Біздің кітапхананың биылғы жылға ең белсенді оқырмандар тобы - оқушылар болып отыр. Олар кітапханалық шараларға белсене араласып, кітапхана мүлкіне, басылымдарына үлкен жауапкершілікпен қарады. Одан кейінгі орында жасөспірімер мен зейнеткерлер. Ересек оқырмандар тобының / 35-50 жас аралығы/ оқу пайызы азайып тұр. Оның себебі көбіне ересек оқырмандар шытырман оқиғалы детектив басылымдарын, тарихи кітаптарды және «Эскпресс К» , «Караван» сияқты газеттерді сұрайды.
Серіктестік әрекет
Өз жұмысымызды үнемі жергілікті әкімшілікпен, Мәдениет үйімен, мектеппен және басқа да қоғамдық ұйымдармен серіктестік әрекетте қызмет атқарып, тығыз қарым-қатынаста болуға тырысамыз. Әр мерекелік шараларға сценарий, баяндама дайындап, өткізілген шараны үнемі жергілікті Қарқаралы газетіне жариялап отырамыз. Кітапхана қызметкерлері Республикамыздың қоғамдық-саяси өміріне де қатысуы қажет. Осы орайда өзім «Нұр Отан» ХДП –ның мүшесімін, әрі хатшысымын. Кітапхана әр түрлі топтармен тығыз қарым-қатынаста жұмыс жасайды. Атап айтқанда зейнеткерлер мен мүгедектермен жұмыс атқарылуда. Бұл жұмыс екі бағытта атқарылады: денсаулығына байланысты кітапханаға қатынай алмайтын адамдарға үйде қызмет көрсету және кітапхана қабырғасында бос уақытты ұйымдастыру.
Жыл ішінде мүгедек жандардың тапсырысы бойынша үйге 200 астам кітап және мерзімді басылымдар жеткізілді. Үйге қызмет көрсетуде 6 адам қамтылған. Кітапхана жұмысында ақпараттық басылымдармен серіктестік байланыс орнатылған. Өткен шаралар туралы жергілікті Қарқаралы газетіне мақала жариялап тұру жүйелі түрде жүргізілуде.
Біліктілікті арттыру:
Кітапханада қызмет атқарғаныма биыл 17 жыл. Орта арнаулы кітапханашылық мамандығым бар. 2002 жылғы қыркүйек айының 16-нан 22-не дейін мамандық біліктілікті арттыратын Қарағанды облыстық курстың «Қазіргі замандағы ауыл кітапханасы» тақырыбы бойынша кітапхана қызметкерлері тобында дәріс алып, Сертификат алып шықты.
Кітапханалық процестердің күрделене түсуі кітапхана мамандарының кәсіби білімдерін үнемі жетілдіріп отыруын қажет етеді. Жылда шығып тұратын «Кітапхана», «Кітапхана әлемі» журналдарын өз қызметімізде пайдаланып отырамыз. Бір айта кетерлігі бұл журналдар қазақ тілінде шығарылса нұр үстіне нұр болар еді.
Өз қызметімізде ОКЖ жүйесінің өткізіп отыратын стажировкалар, семинарлардың алатын орны ерекше. Кітапханашы мамандар арасында кәсіби шеберлер мектебін ашып, солардың әдіс-тәсілдерін жұмысқа пайдаланудамыз. «Өзара қарым-қатынас жұмысы».
Алған марапаттары:
2004 жылы облыстық Ауыл энциклопедиясы конкурсында 2 орын, аудандық кітапхананың Үздік кітапханашы атағын қатарынан 2 жыл алды. 2009 жылы облыстық Мәдениет басқармасының Құрмет грамотасы, Қасым Аманжоловтың 100 жылдығына арналған аудандық мүшәйрада 1 орын, 2012 жылы облыстық Мәдениет департаментінің «Үздік ауылдық кітапханашы» номинациясы иегері атанды.
Өмірде барлық нәрсе өзгереді, тек кітапхана ғана халық қажетіне жарап, ғасырлар бойы жасамақ. Осы құндылығымыз ешқашан жоғалмай, келешек ұрпақ осы асыл қазынамыздан нәр алып, сусындай берсін десек, киелі де биік рухани парасаттың шыңы - кітапхана, оның ішінде модельді кітапханалар ауыл тұрғындарына керек, әрқашанда керек болып қалады.
Қазақ елінің о бастағы арманы - білімді мәдениетті ұлт болу емес пе еді. Ал бүгінгі мақсат - дамушы емес, дамыған елдермен терезе теңестіру. Бұл тек төл тарихымыз бен әдебиетіміз арқылы ғана жемісті болмақ.
Средство мгновенного обмена сообщениями (англ. Instantmessenger, IM) — способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (InstantMessagingService, IMS), используя программы-клиенты. Могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.
Популярные протоколы:
- ICQ.
- Jabber.
- Skype.
- MSN.
Популярные клиенты:
Основные возможности применения в практике библиотек:
- Виртуальная справка.
- Профессиональное общение.
- Совещания.
- Конференции и семинары.
- Общение с целевой аудиторией, направленное на улучшение взаимоотношений.
Полезные материалы: