31 марта 1902 года, в Семипалатинске был образован Семипалатинский подотдел Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Подотдел проводил значительную работу по изучению Каркаралинского уезда. Большую помощь и заботу оказал подотдел в поездке Г.Н. Потанина в степи Центрального Казахстана. 5 апреля 1913 года распорядительный комитет решил:
Заслушано письмо исполняющего обязанности правителя дел Западно-Сибирского отдела А.И. Седельникова, извещающего о намерении Г.Н. Потанина отправиться от отдела в Каркаралинский уезд для изучения киргизского фольклора.
Весной 1913 года Потанин объявил своим друзьям, что он собирается в экспедицию за легендами, сказками и песнями. Он поедет в самое сердце киргизского мелкосопочника, в Каркаралинский уезд, где среди кочующих племен остались предания глубокой старины. В "Сибирской жизни", в начале 1914 года Г.Н. Потанин пишет об этом так:
мой выбор пал на Каркаралинский уезд потому, что «в нем кочуют родственники моего друга Алихана Нурмухамедовича Букейханова, на содействие которого я мог рассчитывать.
Весь июнь прожил он в ауле Ермековых. В поездке его сопровождал студент Томского технологического института Алимхан Ермеков.
От берегов Иртыша путешественники двигались прямой дорогой на Кояндинскую ярмарку. Подковы лошадей то сверкали на граните, то глухо стучали по глинистым берегам оврагов. Оставались в стороне древние курганы, на которых маячили каменные истуканы с плоскими лицами. Лихие джигиты выскакивали порой совсем неожиданно из-за горбатых увалов и сопровождали тарантас. Все чаще на дороге попадались отары. Покрытые пылью чабаны спешили, как и путешественники, на ярмарку. И хотя резвые кони делали в день по 80-100 верст, далеко впереди всевидящий и всеслышащий степной телеграф "узун-кулак" – "длинное ухо" отстукивал новость:
-Слышали? Едет из Томска мудрый русский аксакал!
-Апырай! Что надо этому старику? – запрашивали телеграф жители аулов.
-Аксакал собирает сказки! – шел ответ.
-Неужели в России нет своих?
-Конечно, есть, но казахские сказки лучше – мудро решал телеграф и спешил передать весть дальше, в самые отдаленные аулы.
Кояндинская ярмарка встретила путников оглушенным ржанием и визгом лошадей, скрипом колес и гулом многотысячной толпы. Здесь остановились, чтобы сделать необходимые покупки. Но главное, что интересовало Григория Николаевича, – это впервые услышанные песни и изделия народных умельцев.
Несколько дней путешественники прожили в Каркаралинске. Григорий Николаевич с удовольствием бродил по тропинке сосновых боров. И до сих пор Каркаралинские горы хранят след его пребывания. На одном из диких камней , окруживших легендарное озеро Шайтанкуль, есть скромная надпись: "Г.Потанин. 1913 г.".
Во время поездки он использовал малейшую возможность для записи и наблюдений. В юрту, которую в ауле Ермековых поставили для Потанина, собрали певцов и сказителей. Рабочий день Григория Николаевича начинался с десяти утра. Он записывал в блокнот русский перевод сказок. Г.Н. Потанин сделал интересные выводы из собранных вариантов сказок. Он заметил, что каркаралинские сказки связываются с горами Балхаш-Иртышского водораздела. Каждый сказочник считал своим долгом упомянуть живописные горные массивы Кент, Каркаралы, Ку, Кызыларай, Едрей, Кошубай.
Вы знаете, – говорил Потанин. – Это ведь не случайно. Такое постоянство говорит о том, что в этих местах казахи живут очень давно, кочуя по раздольным просторам степи.
Интересно было и то, что Потанин нашел в сказках лишнее подтверждение своего давнишнего предположения: народные мотивы кочевников резко отличаются от подобных им сказок оседло живущих наций. По его мнению, происходило это в основном из-за более суровых условий жизни кочевых народов.
Всего, судя по отчету Потанина, было записано 27 сказок. Были записаны предания и сказки "Уш ойши", "Девица Дарига", "Народ мын", "Ер-Тостик". Признание важности легенд, преданий и сказок казахов – вот идейная основа собирания фольклора. На Токрау Григория Николаевича прозвали "аксакалом с красивой душой!"
Более 300 произведений восточного эпоса записал Г.Н. Потанин , собрал подробный гербарий и открыл много новых видов растений Центральной Азии.
Григорий Николаевич прожил 85 лет. Из них 60 он был связан с изучением различных сторон жизни казахского народа.