В настоящее время создание привлекательного имиджа территории является одной из задач властных структур и служит задаче узнаваемости, инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности для бизнеса и туризма.
Одним из шагом повышения престижности территории и ее туристической привлекательности служит имидж территории, который выражается в ярких и привлекательных идеях, символах, ценностях и образах. Для того чтобы выделиться среди других городов и быть узнаваемым среди населения, городу необходимо иметь свой уникальный символ. Любой современный город несет на себе проявления и знаков, и символов, которые являются своего рода отражением его истории, достопримечательностей и особенностей, а так же тем, с чем ассоциируется город во внешнем мире, чем гордятся его жители, о чем рассказывают туристам.
Городская символика нашего города состоит из герба- официального символа города, архитектурно-мемориальных символов (изображения архитектурных и исторических памятников города), словесных символов (название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания).
Символика города Караганды.
У символики Караганды молодая история, такая же, как и у самого города. Впервые об эмблеме Караганды заговорили, когда город готовился к своему 50-летнему юбилею. В 1983г. Карагандинской организацией Союза художников Казахстана был объявлен конкурс на разработку серии значков, посвященных 50-летию основания города. Наиболее удачной и соответствующей художественным требованиям была признана работа художника – графика Растопчина Николая Георгиевича, члена Союза художников СССР, в 1983-1986 годах избирался в состав правления Карагандинской организации Союза художников Казахской ССР.
Юбилейный комплект значков с эмблемой города был изготовлен в 1984г. небольшим тиражом. Основной элемент эмблемы –это стилизованное изображение подъемного шахтного устройства (копра) в композиции с шестерней, что символизирует историю возникновения и развития города. Значок, выдержанный в красном, синем, черном цветах, выполнен в форме геральдического щита, вписанного в прямоугольник.
Новая эмблема Караганды, решенная в черно-желтой гамме, появилась спустя много лет и представляла она также стилизованное изображение подъемного шахтного устройства с бегущим внизу сурком. Автор эмблемы Толеген Абылкасов, член Союза художников РК, решил отразить историческую легенду, что в погоне за сусликом местный пастушок Аппак Байжанов зашёл далеко в степь, решил обогреться у костра и бросил в огонь, валявшийся на земле черный камень, который оказался углем. Эмблема как неофициальный символ города просуществовала до 2007г.
Появление первого официального символа города было связано с тем, что Караганда вошла Международную ассоциацию столиц и крупных городов.
В 2007г. акиматом города Караганды был объявлен открытый городской конкурс на создание герба города. В конкурсе могли принять участие все желающие, перед которыми ставилась задача: раскрыть средствами изобразительного искусства современный, исторически сложившийся облик Караганды, как столицы индустриально развивающейся области. В художественном решении герба должны были найти отражение символические темы: открытие угольного бассейна, строительство города, труд шахтеров, машиностроителей, строителей. На конкурс принимались только законченные произведения в любом материале: в живописном изображении, в графике, в скульптуре, в папье-маше, с обязательным приложением описания составляющих элементов, а также пояснением идеологии цветовой гаммы герба.
В результате проведения конкурса единогласным решением комиссии был отобран наиболее подходящий герб. Автором отобранного герба являлся Айбек Бегалин, художник, член-корреспондент Академии художеств Республики Казахстан, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан, член Союза художников Республики Казахстан, дипломант Российской Академии художеств, почётный профессор Восточного Международного художественного института Китая.
Отобранный комиссией эскиз герба после рассмотрения на заседании акимата и был утвержден на заседании городского маслихата 18 июля 2007г.
Описание Герба (источник:http:karaganda-akimat.gov.kz)
Форма герба – традиционный круглый тюркский щит. Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства. Круг – это солярный символ, он традиционно соотносится с солнцем и рассматривается, как самая совершенная из фигур. В гербе использованы символы солнца – круг, белый беркут, золотой орнамент кошкар мюиз.
Беркут - символ просторов Центрального Казахстана, Сарыарки. В геральдике птицы выступают в качестве знака свободы, вдохновения, солнца, бессмертия. Белый цвет беркута означает чистоту, спектральный солнечный свет и добро. Оперение беркута в геральдике олицетворяет солнечные лучи, крылья выступают также символом быстроты. Перья традиционно в геральдике символизируют возвышенный образ мыслей и благородства поступков. Наличие крыльев в целом передаёт динамический аспект образа, движение, развитие. Беркут, как символ просторов Сарыарки, дополняет тотемных животных, использованных в гербах Астаны и Алматы.
Терриконы – символы шахтёрской столицы Казахстана, они напоминают о её исторических корнях. Каменный уголь – солнечный камень, его добыча дала толчок для рождения города. Линии терриконов ритмично сочетаются с линиями кельдереуишей (реек шанырака) и линиями хвоста беркута. Также в гербе использовано сочетание окружностей в очертаниях беркута и шанырака.
Шанырак символизирует мир и единство народов. Шанырак выступает как символ дома, очага. Шанырак являлся семейной реликвией, особенно ценились шаныраки, украшенные орнаментом. Ведущим в казахском узоротворчестве является зооморфный мотив. Орнамент кошкар мюиз (бараньи рога) особенно популярен, на территории Казахстана его элементы известны уже 4 тысячи лет, со времени андроновской культуры. Для казахского орнамента характерны различные категории симметрии, несколько видов симметрии (относительно осей и отдельных точек) отражены в зеркальном орнаменте кошкар мюиз.
Жёлтый цвет шанырака традиционно означает золотой солнечный тёплый свет, бараньи рога орнамента кошкар мюиз символизируют солнечные лучи.
Герб разработан по единому современному канону, принятому в Казахстане (круглая форма герба, пропорциональное соотношение кругов, надписи, др. элементы).
К 80-летию Караганды (февраль 2014г.) был объявлен конкурс на лучший логотип. Голосование проходило на официальном сайте акимата Караганды www.karaganda-akimat.kz. Здесь интернет-пользователи выбирали лучший логотип к предстоящему празднованию юбилея города. В результате голосования большинством голосов был выбран логотип, автором которого является молодой дизайнер Евгений Кочергин. Логотип выполнен в сине-желтой гамме и представляет собой стилизованную под шанырак цифру «80», а также надписи «1934 жыл» и «Қарағанды».
К 85-летию Караганды на всех сайтах государственных учреждений появился логотип, посвященный 85-летию Караганды. Он, как и предыдущий логотип, решен в сине-желтой гамме. Если в предыдущем варианте ясно просматривался шанырак, то в нынешнем варианте цифра «85 JVL» выполнена рубленым шрифтом в солнечном полукруге. Завершается полукруг словом «жыл» на латинском алфавите. Внизу размещается надпись на латинском алфавите «QARAǴANDY».
Неофициальный гимн Караганды
Еще один неофициальный символ Караганды - это песня «Город мой Караганда». Она часто звучит в телевизионных программах, со сцены. Как появилась эта простая, но мелодичная песня, знают далеко не все. На авторство неофициального гимна шахтерской столицы претендуют несколько человек. Каждая из сторон приводят доказательства того, что автором одной из самых любимых песен о Караганде являются Толеубай Бекишев и Жумабике Исаханова.
«По словам карагандинца Толеген Бекишева настоящим и единственным автором песни "Город мой, Караганда" является его младший брат Толеубай, который умер в 1985 году из-за болезни:
– Брат родился в 1946 году. Когда ему исполнилось 14 лет, его потянуло к музыке. Наш отец тогда купил баян, пригласил учителя. Через несколько месяцев самостоятельно Толеубай уже стал сочинять песни.
Однажды младший брат сказал старшему, что хочет сочинить песню о Караганде:– Наш отец и все родственники работали в шахте… Брат начал делать наброски, несколько раз переписывал. Когда показал окончательный вариант, мне сразу понравились слова песни. Когда песня написана, нужен человек, который смог бы ее исполнить:
– Я учился в старших классах, и у моего лучшего друга Амангельды Саханова была сестра Жумабике (по другим источникам Жумагила). Она хорошо пела. В 1962 году песня "Город мой, Караганда" зазвучала буквально на всех студенческих мероприятиях, она у всех была на устах» (источник: Кравец Н. «Люди должны знать настоящих авторов»//Караван.-2013.-28 июня)
Сүйікті қалама, сүсініп келемін,
Әне тұр алдымда, сәулетті үйлерің,
Еңбекшіл жас қалам, жайнай бер көркейіп,
Шырқалсын осы әнім, сен үшін Қарағанды.
Зажигает огни, город мой трудовой,
В этот час я иду любуюсь тобой,
Город мой, Караганда, о тебе я пою,
Эта песня моя, о тебе, Караганда.
Расцветают сады, и бульвары твои
С каждым годом растут новостройки твои
Город мой, Караганда, о тебе я пою,
Город мой ,Караганда, ты со мною всегда
Сүйдім мен жасымнан, гүлденген бағыңды,
Күн сайын сен маған, ыстықсың қарағанды,
Еңбекшіл жас қалам, жайнай бер көркейіп,
Шырқалсын осы әнім, сен үшін Қарағанды
У дочери Жумагилы Исахановой – Жамили Иманбековой, своя версия создания песни.
«По уверению Жамили, стихи о Караганде ее мама сочинила в девятом или десятом классе и показала брату — Амангельды, он дружил с соседскими мальчишками, среди которых был Тулеген Бекишев, родственник которого учился в консерватории. В общем, когда известные строки дошли до начинающего композитора Тулебая Бекишева, он тоже обратил на них внимание и по просьбе брата неизвестной тогда девочки написал к ним музыку. Мама исполнила эту песню в школе под баян, сорвав шквал аплодисментов, — рассказывает Жамиля. А спустя какое-то время ее
в составе культурной делегации от нашей области направили в Омск, где проходило какое-то знаменательное мероприятие, был большой концерт и на нем она вновь спела свой новый хит. Согласно семейной легенде, выступление Жумагилы Исахановой имело колоссальный успех: девушку пригласили в консерваторию. Однако музыкального образования она так и не получила. (Источник:Лебедева Т. Наша ярмарка.-2013.-11 окт.)
– Я не знаю, кто автор этой песни о нашем городе, лучше которой еще ничего не сотворили, – прокомментировала ситуацию известный композитор Людмила Мельникова. – Но во имя памяти этого человека обязательно надо зарегистрировать авторские права в законном порядке. А самозванец должен помнить, что за присвоение интеллектуальной собственности его может ожидать серьезное наказание.
Архитектурно-мемориальные символы Караганды (изображения зданий –памятников архитектуры, исторических и современных памятников города).
Самый известный мемориальный символ Караганды – это монумент «Шахтерская слава»
В 1969 году был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект будущего монумента. На победу в конкурсе было 11 претендентов, в том числе скульпторы из Минска, Свердловска, Алма-Аты. В итоге победу одержал проект предложенный скульптором А.Билыком и архитектором А.Малковым. В дальнейшем именно этот проект был взят за основу и реализован с некоторыми незначительными переработками. А.Билык работал над скульптурой в течение целого года, в Москве в мастерской знаменитого скульптора С. Меркурова. Потом, несколько лет ушло на различные согласования, подготовку, отливку и установку монумента. Только в 1974 году в честь производства Карагандинским угольным бассейном 2 миллионов тонн угля монумент был установлен перед главным входом в Центральный парк, напротив него расположен Дворец культуры горняков. С того времени он стал неофициальным символом города, изображение монумента часто печатали в заголовках газет, на открытках и конвертах. Повсеместно продаются сувениры – уменьшенные копии памятника. Легендарных шахтеров можно встретить на образчиках фирменного стиля и афишах концертов.
Описание
Скульптура монумента «Шахтерская слава» весит 20 тонн, на её изготовление, учитывая создание макетов и издержки при литье было израсходовано 30 тонн бронзы. Из-за отсутсвия в Караганде условий для литья отливка монумента проходила в Ленинграде. Из 59 кусков готового литья сварили четыре большие глыбы. Их поездом отправили в Караганду. На месте бригада из четырех человек, оснащенная двумя 25-тонными кранами, монтировала памятник 15 дней. Постамент выполнен из бетона и облицован шлифованными гранитными блоками.
Два шахтера на монументе - собирательный образ - мастеру никто не позировал, тем не менее, он не раз спускался в шахты и знал о тяжелом труде горняков. Как впоследствии вспоминал сам автор, сама идея монумента родилась из впечатлений художника о шахтерском труде. Шахтеры запечатлелись в его памяти единым стремлением удержать пласт над собой. Это сильное движение вверх, символически выражено в скульптуре.
А.Билык гордится тем, что этот памятник понравился шахтерам. И действительно, за многие годы никакой другой не затмил величие «Шахтерской славы».
Архитектурный символ Караганды - Дворец культуры горняков.
Напротив монумента «Шахтерская слава», находится одно из главных достопримечательностей Караганды, самое узнаваемое здание города - Дворец культуры горняков. Строительство здания Дворца культуры горняков началось в 1940-м году, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны стройку пришлось на время заморозить. Возобновили ее вновь спустя десять лет, и в 1952-м году Дворец культуры горняков принимал своих первых посетителей. Облик здания со дня его постройки не менялся (если не считать цвет фасада).
Дворец представляет собой симметричную композицию из трёх объёмов. В архитектурном образе здания чувствуется влияние прогрессивных форм народного казахского искусства. Центральная часть здания представляет собой мощный шестиколонный портик, состоящий из восьмигранных колонн, прислонённых к далеко отодвинутым от основной стены пилонам. Эти пилоны соединяются со стенами ажурными ганчевыми (вид декора) с арками стрельчатой формы. Антаблемент портика увенчан шестью скульптурами: шахтёра, строителя, пастуха с ягнёнком, колхозницы со снопом, акына с домброй и солдата.
Источник:Бараг Т.Я.Караганда.-М.,1950.
Новый символ Караганды - 91-метровый флагшток
В 2014г. в Караганде появился новый символ города - флагшток с государственным флагом высотой 91 метр. Автор флагштока – главный архитектор области Кайрат Джиембаев. Высота выбрана не случайно. 1991г. - год обретения Независимости Казахстана. Металлическая конструкция весит 80 тонн. Размер флага 10 на 20 метров. Постамент флагштока имеет форму восьмигранника. Одна грань «ушла» на ступени. На семи остальных размещено описание флага, герба, конституции и текст гимна на государственном и русском языках.
Площадь с флагштоком располагается на пересечении улицы Приканальная и проспекта Республики. От флагштока в сторону улицы Таттимбета пойдет новая аллея. Местные власти обещают рядом с новой площадью развернуть и сквер для отдыха.
Словесные символы Караганды
Словесные символы территории – это укоренившиеся в общественном сознании символы, вызывающие определенные ассоциации с данной территорией. Неофициальные символы территории могут быть очень широкими по охвату. Прежде всего, к ним относится название города и образованные на их основе слова и словосочетания. Основаниями для возникновения неофициальных символов территории могут быть свойственные ей исторические события, животные, растения, ремесла, месторождения полезных ископаемых и т.д.
Существует несколько версий происхождения названия нашего города.
По одной из версий, название «Караганда» происходит от растения «карагана», кустарника семейства бобовых в больших количествах произраставших в степях Центрального Казахстана в долинах степных рек Кокпекты, Букпы и др. Автор монографии «Карагандинский угольный бассейн» (Алма-Ата, 1970) Н. Даулбаев говорит «Долины местных
степных речек (Кокпекты, Букпы и др.) были густо покрыты кустарником - караганом... Поэтому данную местность казахи называли Карагандой, иначе говоря, местом с караганом... Район Карагандинских каменноугольных копей называли еще Караганды-басы, что означает место, где что-либо добывается.
В данном случае это название связано с добычей угля».
Вторая легенда о происхождении названия города представляется также многим исследователям правдоподобной и подходящей городу шахтеров. В 1833 году мальчик-пастушок Аппак Байжанов первым нашел в этих местах уголь и показал месторождение взрослым. Впервые увидев уголь, местные жители сначала приняли его за давно запекшуюся кровь. Отсюда и название: «кара» — «черный, густой», «кан» — «кровь». Густая Черная Кровь — драгоценный уголек — стал причиной основания сначала угледобывающих рудников с поселками для рабочих, позднее разросшихся в город, за которым так и закрепилось это имя — Караганда.
С Карагандой ассоциируются такие устойчивые словосочетания, как «Караганда-третья угольная кочегарка», «Караганда-космическая гавань», «Караганда- город солнечного камня».
«Караганда - третья угольная кочегарка»- это лозунг советских времен. Известная во всем бывшем Советском Союзе фраза показывала связь шахтерских регионов страны, крупнейших угольных бассейнов и их значение:Донбасса (всесоюзная кочегарка), Кузбасса (всесоюзная кузница) и Карагандинского угольного бассейна (третья всесоюзная кочегарка). Лозунг широко применялся с 30-х годов, когда ЦК ВКП(б) принял постановление «Об увеличении угольных и коксовых ресурсов», в котором указывалось, что «географическое положение Карагандинского бассейна, наличие огромных запасов угля, их коксуемость, благоприятный характер залегания углей требуют скорейшего создания на базе угольных месторождений Караганды третьей мощной угольной базы СССР».
В Караганде имеется улица «3-я кочегарка».
«Караганда - шахтерская столица Казахстана» - устойчивое выражение советских времен, в котором отражались вклад и значении Карагандинского угольного бассейна для Казахстана и всего Советского Союза. В 70-е годы, годы наивысшего расцвета Карагандинского угольного бассейна, в состав производственного объединения “Карагандауголь” входило 66 предприятий, в том числе 26 шахт, два мощных угольных разреза, десятки производственных структур, в том числе крупнейшие заводы «Карагандагормаш», завод РГТО (ремонт горно-технического оборудования), завод РГШО (ремонт горно-шахтного оборудования), Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт (КНИУИ) и др. В объединении работало 120 тысяч рабочих, 24 Героя Социалистического Труда, 25 лауреатов Государственной премии СССР и Каз.ССР, добывалось 56 миллионов тонн угля в год. В 1976г. объединение было награждено орденом Октябрьской революции. Директоров шахт в те годы, именовали не иначе как «шахтерские генералы».
В настоящее время площадь Карагандинского угольного бассейна - около 4 тысяч кв. км. Добычей угля занимаются 12 шахт, из которых 7 расположены в Караганде и Шахтинске. Всего же на угольных предприятиях трудятся около 15 тысяч человек.
«Караганда-космическая гавань», понятие, вошедшее в обиход советских людей в 60-70 гг. в связи с приземлением на территории Карагандинской области спускаемых аппаратов космических кораблей и организацией доставки в наземные пункты летчиков-космонавтов СССР
Впервые приземлились на территории Карагандинской области космонавты Андриан Николаев и Павел Попович. Это произошло 15 августа 1962 года, после совместного полета космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4». 19 июня 1963 года в11часов 20 мин. совершил посадку близ города Караганды космический корабль «Восток-6», пилотируемый первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой, а в 14час. 06 мин. приземлился космический корабль «Восток-5», пилотируемый Валерием Быковским. Впоследствии экипажи космических кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ» и «Союз ТМА-20М» также приземлялись в заданном районе Карагандинской области. На местах приземления космических кораблей, в свое время, были установлены мемориальные сооружения. Имена космонавтов занесены в Книгу почетных граждан г.г. Караганды, Жезказгана и Шахтинска. В честь космонавтов в Караганде в 1974г. издан фотоальбом «Караганда –космическая гавань», в настоящее время, имеющийся в фондах Российской государственной библиотеки. Кроме того, о космическом прошлом и настоящем Караганды и Карагандинской области нам напоминают площадь Гагарина, мемориальный комплекс покорителям космос на площади, монумент «Покорителям космоса» в Жезказгане, улица В.Терешковой, улица Космонавтов, гостиницы «Космонавт» и «Чайка». Память об освоении космоса сохранилась на стене 9-этажного дома, в котором в советское время находился крупнейший в городе гастроном «Юбилейный» (в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции).
Мозаика появилась в 70-х годах, в период застройки проспекта Н. Абдирова. Картина состоит из мелких (1-3 см) кусочков смальты. Собирали их, как гигантский пазл. Цветные стекла прямо на земле крепили к бетонным плитам, а плиты с помощью крана монтировали на стену. Высота рисунка 25 метров.
Еще одна мозаика с барельефами космонавтов сохранилась на стене здания по ул.Алиханова,14 Б, ТОО «Институт «Карагандагипрогормаш»).
«Караганда –город солнечного камня», словосочетание вошедшее в лексикон в 70-х годах и связано оно ассоциативно с каменным углем, дающем свет и тепло, основным богатством нашего края. Понятие носит позитивный и жизнеутверждающий характер. Солнце, дающее энергию и жизнь, солнечный – светлый, этот звуковой ряд можно продолжать. Словосочетание часто употребляется журналистами, на телевидении, в библиотеках при организации книжных выставок, учителями при подготовке презентаций, инфоуроков и т.д. Так назывался путеводитель по Караганде, подготовленный журналистом Воейковым А.,изданный в Алма-Ате в 1977г.
«Где-где? В Караганде!».
Современная эпоха дала еще одно словосочетание или вопрос-ответ «Где-где? В Караганде!». Происхождение этой фразы неизвестно, возможно это слова из песни группы «Дюна». В мире мало городов, вошедших в пословицы, поговорки и фразеологизмы, ставшими классическими. "Язык до Киева доведет", "Москва слезам не верит", "Париж стоит мессы", "Все дороги ведут в Рим». Это, безусловно, высокая честь для города, входящего таким образом в историю языка и культуры народа. У большинства их них историческая и литературная основа известны. Так, выражение «Париж стоит мессы» приписывают французскому королю Генриху IV Бурбону. Происхождение фразы "Где-где? В Караганде!" неизвестно, кто ее впервые придумал, тоже неизвестно, но зато наверняка можно утверждать, что ею пользуются абсолютно все слои населения, по самым разным случаям и в десятках тысячах километров от казахских степей - от Москвы и до Бруклина. Ее используют в сериалах, художественных произведениях, в ток-шоу и т.д. Самое интересное, что очень многие жители дальнего и ближнего зарубежья думают, что это просто шутка, и на самом деле такого города нет, не будем обижаться, самое главное наш город был, есть и будет, несмотря на географическое невежество некоторых далеко не лучших представителей человечества.
Кстати, этой крылатой фразе в Караганде открыт первый в мире памятник фразе. Данная скульптурная композиция состоит из трех фигур. Мужчина с чемоданом и устремленным вдаль взглядом олицетворяет вопрос “Где?”, в то время как другой мужчина разводит руки, олицетворяя вторую часть крылатой фразы. По центру стоит дорожный указатель, возле которого стоит ухмыляющийся сурок, который является символом Караганды.
Памятник «Где-где? В Караганде!» официально внесен в книгу рекордов Гиннеса, как первый в мире памятник крылатой фразе.
Литература:
Воейков А. Город солнечного камня: Путеводитель. - Алма-Ата: Казахстан,1977.- 96с.
Вольнова М. У Караганды будет новый герб // Вечерняя газета. - 2007. - 30 мая
Иванова П. У Караганды новый герб // Балқантау. - 2007 . - 21 июня
Ким Д. И наш сурок с нами: грызун под террикоником пока останется на гербе // Новый вестник. - 2004 . - 4 февр.
Ким Д. Конкурс для народа: Каждый может придумать герб и флаг города // Новый вестник. - 2003 . - 17 сент.
Кравец Н. «Люди должны знать настоящего автора»:Композитор Толеубай Бекишев//Караван.-2013.-28 июня
Лебедева Т. Гимн певунье, прославившей Караганду//Наша ярмарка.-2013.-11 окт.
Лебедева Т. Парадоксальный талант//Наша ярмарка.-2007.-1 июня
Маратова Г. Символы Караганды // Индустриальная Караганда. - 2004. - 11 марта.
Мендыбаева Д. У Караганды появился новый герб // Вечерняя газета. - 2007 . - 25 июля
Плотников Г. В. Герб государства - это история в миниатюре // Индустриальная Караганда. - 2004.
Моос О. Беркут - птица гордая // Индустриальная Караганда. - 2007. - 26 июля
Пак В.И.,ученый секретарь