Голландский живописец Питер Клас (ок. 1597–1661) родился в Бургштейне (Вестфалия). Его учителем был Флорисван Дейк. С 1617 года художник жил и работал в Харлеме.
В натюрмортах Питера Класа ощущается восхищение красотой материального мира. Художник тщательно изучал натуру, стремясь проникнуть в ее сущность. И в то же время многие предметы на его полотнах (раковина, горящая свеча в подсвечнике, лежащий на столе цветок, остановившиеся часы) приобретают значение символов, главный смысл которых — бренность человеческого существования на Земле.
С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта — "завтраки", отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой. "Завтракам" не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди, и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. Обычные детали таких композиций — окорок, молочник со сливками, булочка на блестящем металлическом блюде, полуочищенный лимон с закручивающейся кожурой. Все предметы располагаются на столе, покрытом белой скатертью. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Световые блики, играющие на поверхности стекла, делают картины осязаемо реальными.
Клас не только умело использует цвет и свет, но и точно распределяет объемы и линии. Предметы, объединенные общей тональностью, оживленные искрящимся светом, составляют единое целое ("Завтрак", 1642, ГМИИ, Москва; "Натюрморт", 1643, Институт искусств, Миннеаполис; "Завтрак", 1647, Маурицхёйс, Гаага; "Натюрморт", 1647, Музей изобразительных искусств, Будапешт; "Натюрморт с сосудами для питья", 1649, Национальная галерея, Лондон).
Замечательное колористическое мастерство Класа проявилось в картине "Завтрак с ветчиной" (1647, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Натюрморт исполнен в желтоватых оттенках, но взгляд зрителя притягивает золотистая корка булочки на металлической тарелке и розовая ветчина, лежащая на блюде в центре стола. Изображение оживляют световые блики на прозрачных стенках стеклянного бокала с вином и сверкающие оловянные тарелки.
В произведении "Завтрак с ветчиной" Питер Клас первым из мастеров натюрморта использовал свет, воздушную среду и единый тон в колорите в качестве средств, которыми может быть выражено единство предметного мира и окружающей среды. Содержание натюрморта, несомненно, носит назидательный и дидактический характер. Поскольку в центре композиции блюдо с ветчиной, изображенной натуралистично, нет сомненья в том, что автор акцентирует внимание на чувственной радости и грехопадении. Но, поскольку работа наполнена светом (символ духовного прозрения), есть надежда на Спасение.