Page 56 - В помощь работе библиотек с литературой о родном крае в 2021 году
P. 56
организована Карагандинская дистанция связи, проведен первый воскресник, проложена ветка
в Агадырь, куда и прибыл первый эвакопоезд из Дарницы, открыт литейный цех по выпуску
тормозных колодок. Кроме того, всю войну СМП № 636 занималось строительством
подъездных путей к открывающимся шахтам. В апреле 1943г. в Караганду была направлена
колонна, которая занималась ремонтом и отправкой поездов. В течение 1941-1945 гг. отделение
дороги ежесуточно, строго по расписанию отправляло поезд № 3001 с медью, латунью,
молибденом, марганцем, углем. По Карагандинской железной дороге было перевезено 34 млн.
т. угля, свыше 4 млн. т. руды и много других грузов. Развивалось движение скоростников. В
нем участвовали сотни машинистов, диспетчеров, кондукторов, составителей. Скоростными
методами обрабатывалась, формировалась и продвигалась значительная часть поездов.
Фамилии лучших работников вписывали в почетную книгу «Железнодорожники
Карагандинской области - фронту».
Интенсивное развитие железных дорог Казахстана продолжилось в послевоенные годы.
Карагандинское отделение, которое до тех пор было тупиковым, получило выход на Чу и
Алма-Ату. Увеличился поток пассажирских поездов, непрерывно шли товарняки. Четвертая
стадия производства, как называют транспорт, работала без перебоев, стране нужны были
металл, уголь. Несмотря на большие людские потери, темпы развития промышленности были
необычайно высоки. В это же время начинается освоение целины, расширение Балхашских и
Джезказганских промышленных центров, что потребовало развития транспортной и
пассажирской железнодорожной инфраструктуры. В различные годы были проложены новые
ветки Атасу - Каражал, Солонички - Карагайлы и Жана-Аул - Дубовская, Караганды - Жарык.
Железная дорога дала простор развитию не только Караганды, но и всего Центрального
Казахстана, открыла зеленый свет карагандинскому углю на Урал. В 1950 году были соединены
Транссиб и Турксиб.
Конечно, развитие железной дороги на этом не остановилось. В течение тридцати лет,
вплоть до восьмидесятых, карагандинское отделение Целинной железной дороги было,
пожалуй, самым богатым и прибыльным промышленным производством. Грузовые перевозки с
лихвой окупали и убыточные пассажирские поезда. Трудяг – «овечек» (паровозы) давно
заменили мощные тепловозы, оснащенные самыми современными пультами управления.
Пролегли двухпутные электрифицированные пути. С электрификацией в 1981 году участка
Караганда – Моинты, на Карагандинской железной дороге начали применять электровозную
тягу.
В 2012-2014 годах были построены дороги: «Жезказган-Бейнеу» и «Аркалык-
Шубарколь».
Карагандинская область стала крупным железнодорожным узлом. И располагает в
настоящее время развитой транспортной сетью. Значительно увеличился пассажиропоток и
грузопоток. В нашей области было многое сделано и для удобства населения (пассажиров).
В 1956 году в Караганде было построено здание железнодорожного вокзала. Проект
здания разработан ленинградским проектным институтом. Авторами проекта стали П. Ашастин
и М. Бениолинсон. Фойе и залы ожидания украсили барельефы карагандинского скульптора
Петра Антоненко. В 2007-2008 гг., произведены его реконструкция и капитальный ремонт. Но
прошло время, и здание уже не отвечало современным требованиям. Из-за малой площади
вокзал уже не мог пропускать растущий пассажиропоток. Поэтому было принято решение
основательно обновить старое здание и построить новый терминал. В настоящее время открыты
два зала ожидания, билетные кассы, пункты досмотра багажа. Пассажиры без особых проблем в
порядке живой очереди имеют возможность приобрести билеты в любую точку. Также
установлены современные терминалы, которые облегчат работу обслуживающего персонала и
ускорят очередность населения в цифровом режиме. На сегодня пассажиропоток
Карагандинского железнодорожного вокзала составляет более миллиона человек. Ежедневно
функционирует 12 билетных касс. В залах ожидания установлена бесплатная услуга WI-FI.
Сентябрь 2011 года ознаменовался и открытием преображенной привокзальной площади с
упорядоченной системой транспортных и пешеходных потоков. Устроены четыре
остановочных комплекса для автобусов городского и пригородного сообщений, автомобильный