Page 55 - В помощь работе библиотек с литературой о родном крае в 2021 году
P. 55

Михаил  Семенович  Бродский  //  Караганда  литературная:  библиографический  указатель
            литературы. - Караганда, 1997.- С. 28-30.
                                                               ***
                  Могильницкий В.М. "А жить приходится здесь..."  // Нива. - Астана, 2006. - № 10. - С. 114-
            120.
                  Чен Л.  Жизнь - сплошная строка... // Взгляд. - 2003. - 17 дек. (№ 9). - С. 10.


                             1931  -  90  лет  со  дня  ввода  в  эксплуатацию  Карагандинской  железной
                             дороги (1 февраля 1931 года в Караганду прибыл первый поезд)

                  В дореволюционной России на территории нынешнего Казахстана железные дороги были
            проложены  преимущественно  по  окраинам,  в  то  время  как  центральная  часть,  северные  и
            восточные  районы  испытывали  в  них  острый  недостаток.  Карагандинская,  Алма-Атинская,
            Джамбульская,  южные  районы  Семипалатинской  области  почти  не  имели  железных  дорог.
            Строительство  железной  дороги  в  Казахстане  началось  в  1920  году,  продвигаясь  от
            Петропавловска на юг республики. В 1929 году дорога дошла до Акмолы.
                  Развитие края требовало строительства крупной железной дороги, связывающей Сибирь
            со Средней Азией. Остро встал вопрос о постройке железной дороги из Сибири в Туркестан. В
            1927 году, весной началось сооружение магистрали (Турксиб). Уже в январе 1931 года дорога
            вступила в постоянную эксплуатацию. Турксиб стал первой линией в регионе, вокруг которой
            возникали  промышленные  и  сельскохозяйственные  предприятия.  Длина  примыканий  к
            легендарной магистрали в три раза превысила её собственную длину.
                  Караганда, бывшая тогда еще поселком, представляла собой островок в бескрайней степи,
            от  которого  ближайшая  станция  Акмолинск  находилась  в  240  километрах.  В  Караганде  был
            организован специализированный трест  «Казахстройуголь» для строительства шахт и жилого
            комплекса.  Ударная  стройка  требовала  бесперебойного  снабжения  всеми  необходимыми
            стройматериалами.  Другая  проблема  –  доставка  карагандинского  угля  потребителям.  Нужна
            была железная дорога.
                   Первый  участок,  протяженностью  760  километров  от  Петропавловска  до  Караганды,
            строился с декабря 1929-го по декабрь 1931 года. В январе 1930 года было принято решение о
            строительстве линии Акмолинск - Караганда. Первая станция Карагандинского отделения ЗАО
            «Қазақстан темір жолы» - Караганда-Сортировочная (1934г.) была возглавлена начальником И.
            Зориным  и  диспетчером  П  Хмелевым,  а  самый  первый  поезд  на  эту  станцию  привели
            машинисты Н. Доминцев и И. Дохумовский. Всего за один год строители должны были успеть
            уложить  стальные  рельсы  на  участке  протяженностью  233  км.  В  то  тяжелое  время,  когда  не
            хватало рабочих рук, а технику заменяли лом, лопата и кайло, это действительно было большим
            достижением. 1 февраля 1931 года в Караганду прибыл первый поезд.
                  Первоначально Карагандинская железная дорога относилась к Омскому  управлению, но
            из-за большого  грузопотока  3 декабря  1939 года было  образовано Карагандинское  отделение
            железной  дороги.  Первым  его  начальником  был  Сущенко  Валерий  Григорьевич.
            Карагандинское отделение Целинной железной дороги соединило Север республики с Югом и
            городами Средней Азии.   Пропускало большой транзитный вагонопоток, обслуживая свыше
            500  предприятий  Казахстана,  в  т.  ч.  объединение  «Карагандауголь»,  Карагандинский
            металлургический  и  Карагайлинский  горно-обогатительные  комбинаты,  Жайремское  и
            Саякское рудоуправления.
                  К началу войны это уже была развитая сеть. За короткий срок от Целинной дороги были
            построены     ответвления     на    Балхаш     и   Жарык,     Жезказган.     Сюда     направлялись
            квалифицированные кадры, большое внимание уделялось техническому развитию транспорта.
                  В  1941  году  железной  дороге,  как  и  всем  другим  предприятиям,  пришлось  перейти  на
            военное положение. В Караганде из машинистов формировались колонны особого назначения.
            В  кратчайшие  сроки  необходимо  было  эвакуировать  людей  и  крупнейшие  промышленные
            заводы.  Железнодорожные  кадры  пополнялись  местным  населением.  Помощниками
            машинистов, кочегарами шли работать даже девушки-казашки. В одном только 41-м году была
   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60