Page 55 - В помощь работе библиотек с литературой о родном крае в 2021 году
P. 55
Михаил Семенович Бродский // Караганда литературная: библиографический указатель
литературы. - Караганда, 1997.- С. 28-30.
***
Могильницкий В.М. "А жить приходится здесь..." // Нива. - Астана, 2006. - № 10. - С. 114-
120.
Чен Л. Жизнь - сплошная строка... // Взгляд. - 2003. - 17 дек. (№ 9). - С. 10.
1931 - 90 лет со дня ввода в эксплуатацию Карагандинской железной
дороги (1 февраля 1931 года в Караганду прибыл первый поезд)
В дореволюционной России на территории нынешнего Казахстана железные дороги были
проложены преимущественно по окраинам, в то время как центральная часть, северные и
восточные районы испытывали в них острый недостаток. Карагандинская, Алма-Атинская,
Джамбульская, южные районы Семипалатинской области почти не имели железных дорог.
Строительство железной дороги в Казахстане началось в 1920 году, продвигаясь от
Петропавловска на юг республики. В 1929 году дорога дошла до Акмолы.
Развитие края требовало строительства крупной железной дороги, связывающей Сибирь
со Средней Азией. Остро встал вопрос о постройке железной дороги из Сибири в Туркестан. В
1927 году, весной началось сооружение магистрали (Турксиб). Уже в январе 1931 года дорога
вступила в постоянную эксплуатацию. Турксиб стал первой линией в регионе, вокруг которой
возникали промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Длина примыканий к
легендарной магистрали в три раза превысила её собственную длину.
Караганда, бывшая тогда еще поселком, представляла собой островок в бескрайней степи,
от которого ближайшая станция Акмолинск находилась в 240 километрах. В Караганде был
организован специализированный трест «Казахстройуголь» для строительства шахт и жилого
комплекса. Ударная стройка требовала бесперебойного снабжения всеми необходимыми
стройматериалами. Другая проблема – доставка карагандинского угля потребителям. Нужна
была железная дорога.
Первый участок, протяженностью 760 километров от Петропавловска до Караганды,
строился с декабря 1929-го по декабрь 1931 года. В январе 1930 года было принято решение о
строительстве линии Акмолинск - Караганда. Первая станция Карагандинского отделения ЗАО
«Қазақстан темір жолы» - Караганда-Сортировочная (1934г.) была возглавлена начальником И.
Зориным и диспетчером П Хмелевым, а самый первый поезд на эту станцию привели
машинисты Н. Доминцев и И. Дохумовский. Всего за один год строители должны были успеть
уложить стальные рельсы на участке протяженностью 233 км. В то тяжелое время, когда не
хватало рабочих рук, а технику заменяли лом, лопата и кайло, это действительно было большим
достижением. 1 февраля 1931 года в Караганду прибыл первый поезд.
Первоначально Карагандинская железная дорога относилась к Омскому управлению, но
из-за большого грузопотока 3 декабря 1939 года было образовано Карагандинское отделение
железной дороги. Первым его начальником был Сущенко Валерий Григорьевич.
Карагандинское отделение Целинной железной дороги соединило Север республики с Югом и
городами Средней Азии. Пропускало большой транзитный вагонопоток, обслуживая свыше
500 предприятий Казахстана, в т. ч. объединение «Карагандауголь», Карагандинский
металлургический и Карагайлинский горно-обогатительные комбинаты, Жайремское и
Саякское рудоуправления.
К началу войны это уже была развитая сеть. За короткий срок от Целинной дороги были
построены ответвления на Балхаш и Жарык, Жезказган. Сюда направлялись
квалифицированные кадры, большое внимание уделялось техническому развитию транспорта.
В 1941 году железной дороге, как и всем другим предприятиям, пришлось перейти на
военное положение. В Караганде из машинистов формировались колонны особого назначения.
В кратчайшие сроки необходимо было эвакуировать людей и крупнейшие промышленные
заводы. Железнодорожные кадры пополнялись местным населением. Помощниками
машинистов, кочегарами шли работать даже девушки-казашки. В одном только 41-м году была