Page 34 - В помощь работе библиотек с литературой о родном крае в 2021 году
P. 34
***
Алалыкины. На угольные копи // Взгляд на события. - Караганда, 2010. - 21 июля (№ 80). -
С. 17.
Жетписбаева А. Герои в белых халатах: Горожане сдавали кровь для раненых бойцов //
Индустриальная Караганда. - 2020. - 20 июня (№ 66). - С. 6.
Козлова Ж. Обзор архивных документов о первых врачах города Караганды // Қазақстан
мұрағаттар. - Астана, 2014. - № 1. - С. 94-99.
Козлова Ж. Первые врачи Караганды // Индустриальная Караганда. - 2014. - 28 янв. (№
12/13). - С. 7.
Машнина А. Оперировал алюминиевыми ложками: Кто такой Герман Алалыкин? // Новый
вестник. - Караганда, 2015. - 16 дек. (№ 50). - С. 11.
Угрюмов И. Было тяжело, но они работали... // Авитрек-регион. - Караганда, 2019. - 29 мая
(№ 21). - С. 9.
6 сентября 1906-1972 – 115 лет со дня рождения писателя, ученого,
переводчика Сайдиля Талжанова
Осенью 1906 года на правом берегу живописной Нуры в местечке Караул Тобе, родился
Сайдиль Талжанов - будущий писатель, ученый-литературовед, переводчик.
В своем родном ауле Сайдиль получил начальное образование. Он очень рано
приобщился к староарабской грамоте, с жадностью слушая своего деда, который знал много
восточных сказок и легенд, заучивает отрывки из широко распространенной в то время поэмы
"Юсуп и Зулейха". Так же Сайдиль выучил героические и лирические сказания, эпосы
"Кобланды", "Камбар батыр", "Алпамыс", "Ер-таргын", "Козы-Корпеш и Баян-Сулу" и др. Он
бывает среди поэтов, певцов своего края, слушает местных акынов.
Все это быстро расширяет духовный кругозор юного Талжанова. Не менее важным для
молодого Сайдиля явился пример его старшего брата Ашима Омарова, который в это время
учится в русской школе в уездном центре Акмолинске, вращается среди революционно
настроенной молодежи и городской бедноты и сразу же включается в активную борьбу за
установление Советской власти.
Детские и юношеские годы Сайдиля совпали с бурными событиями в казахской степи.
Царское правительство насильно переселяло сюда безземельных крестьян из России, отбирая у
коренного казахского населения пахотные, пастбищные и сенокосные угодья, и тем самым
искусственно создавало трения между казахами и русскими переселенцами. Но нещадная
эксплуатация и бесправие тех и других в конце концов способствуют классовому сближению
русских рабочих и казахской бедноты.
В жизни молодого человека произошло трагическое событие, которое в дальнейшем во
многом определило его гражданское и политическое сознание. В 1919 году в Сибири и в
Казахстане колчаковщина была разгромлена, остатки царской армии, в беспорядке отступая на
юг через казахские степи, безжалостно грабили аулы, угоняли скот, забирали лошадей, хлеб,
убивали сопротивлявшихся смельчаков. Тринадцатилетний Сайдиль испытал бесчинства
карателей в своем собственном доме. Колчаковцы на глазах всего аула стали глумиться над
женщинами, стариками и детьми. Не выдержав издевательств, отец Сайдиля, Омар, бросился на
вооруженных солдат. Схватка была неравной: колчаковцы убили Омара Талжанова.
Сайдиль перебирается в Акмолинск, а затем в губернский центр всего северного
Казахстана - Петропавловск, и поступает в педагогический техникум, после окончания
которого решает учиться дальше. По окончании Казахского педагогического института им.
Абая в начале 30-х годов С. Талжанов начинает преподавать русский язык и литературу в
высших учебных заведениях Алматы. В середине 30-х годов Сайдиль заведует кафедрой
литературы в Казахском сельскохозяйственном институте.
Он рано начинает интересоваться связями казахского устного народного творчества с
восточной поэзией, восхищается романом в стихах великого русского поэта Пушкина «Евгений
Онегин», песнями Лермонтова, баснями Крылова в переводах Абая.