Page 66 - КЗД_2023
P. 66
биографа Машхур-Жусупа Копеева, а также на литературное наследие самого
Бухар-жырау и народные предания, связывали место рождения великого поэта со
знаменитым городом Средней Азии – Бухарой. Такое утверждение нельзя
отрицать, ибо в далекие смутные времена, в эпоху обширных миграций народов
казахи кочевали не только в разных регионах Казахстана, но и далеко за его
пределами. По этим же данным предполагают, что Бухар-жырау родился в 1668
году.
Бухар-жырау рано выдвинулся из своей среды и уже при хане Тауке стал
одним из влиятельнейших людей в его окружении. С ханами, правившими после
Тауке-хана и до Аблай-хана певец не находил общего языка. Лишь при Аблай-
хане вновь взошла звезда поэта. Бухар-жырау вернулся в ханскую ставку, где и
провел свою оставшуюся жизнь.
Произведения Бухар-жырау создавались в форме философско-назидательных
размышлений. Они богаты образами и насыщены яркими красками. Жырау в
совершенстве владел художественными традициями устного народного
творчества. “Его современники считали, что у Бухара волшебный язык,- писал
известный историк, знаток биографии жырау, его земляк Масхур-Жусуп Копеев.
Главная тема сочинений Бухар-жырау – любовь к своему народу. Жырау
всем своим творчеством утверждал, что для сохранения своей независимости и
свободы народ должен быть единым.
Дальновидный поэт четко понимал необходимость национального единства
казахов и всячески поддерживал хана Аблая как деятеля, призванного воплотить в
жизнь идеи единства. Бухар-жырау в своих стихах рисовал Аблай-хана как
неустрашимого героя, проявляющего небывалое мужество в борьбе с врагами, как
народного предводителя, сплотившего казахские жузы. Жестоко критиковал его,
когда действия хана противоречили интересам казахского народа. Другой важной
темой в творчестве жырау была тема изменчивости человеческой жизни. Бухар-
жырау изображал поэтапно, показывая, как влияет возраст на сознание,
восприятие, настроение, энергию человека. Многие строки Бухар-жырау
получили широкое распространение в народе, превратившись в пословицы и
поговорки. Уже три века поколения казахов воспитываются на рожденных
жизнью стихах жырау, восхищаясь красотой его поэтического слова. Это великая
фигура в казахской литературе.
Бухар-жырау похоронен в живописном урочище сопки Садык в
Бухаржырауском районе. На месте захоронения в 1993г. к юбилею Бухар-жырау
был возведен мавзолей и открыт музей. В Караганде был установлен памятник на
привокзальной площади, затем по настоянию общественности он был снесен. В
2008г. памятник Бухар-жырау был установлен на проспекте, носящем его имя.
Автор, скульптор Ж.Молдабаев изобразил поэта, который держит в левой руке
домбру, в правой – четки. Фигура поэта величава, он как бы остановился в
раздумьях о судьбах своего народа.
Литература:
Антология педагогической мысли Казахстана: [антология]. Т. 1 / Комитет
информации и архивов Министерства культуры и информации Республики
Казахстан, 2012. - 447 с.
Безрукова Н. И. Музыкальное искусство казахского народа в XV-XVIII веках
// История Казахстана преподавание в школах и вузах. - Алматы, 2012. - № 5. - С.