Page 66 - КЗД_2023
P. 66

биографа  Машхур-Жусупа  Копеева,  а  также  на  литературное  наследие  самого
            Бухар-жырау и народные предания, связывали место рождения великого поэта со
            знаменитым  городом  Средней  Азии  –  Бухарой.  Такое  утверждение  нельзя
            отрицать, ибо в далекие смутные времена, в эпоху обширных миграций народов
            казахи  кочевали  не  только  в  разных  регионах  Казахстана,  но  и  далеко  за  его
            пределами. По этим же данным предполагают, что Бухар-жырау родился в 1668
            году.

                  Бухар-жырау  рано  выдвинулся  из  своей  среды  и  уже  при  хане  Тауке  стал
            одним из влиятельнейших людей в его окружении. С ханами, правившими после
            Тауке-хана и до Аблай-хана певец не находил общего языка. Лишь при Аблай-
            хане вновь взошла звезда поэта. Бухар-жырау вернулся в ханскую ставку, где и
            провел свою оставшуюся жизнь.
                  Произведения Бухар-жырау создавались в форме философско-назидательных
            размышлений.  Они  богаты  образами  и  насыщены  яркими  красками.  Жырау  в
            совершенстве  владел  художественными  традициями  устного  народного
            творчества.  “Его  современники  считали,  что  у  Бухара  волшебный  язык,-  писал
            известный историк, знаток биографии жырау, его земляк Масхур-Жусуп Копеев.
                  Главная  тема  сочинений  Бухар-жырау  –  любовь  к  своему  народу.  Жырау
            всем  своим  творчеством  утверждал,  что  для  сохранения  своей  независимости  и
            свободы народ должен быть единым.
                  Дальновидный поэт четко понимал необходимость национального единства
            казахов и всячески поддерживал хана Аблая как деятеля, призванного воплотить в
            жизнь  идеи  единства.  Бухар-жырау  в  своих  стихах  рисовал  Аблай-хана  как
            неустрашимого героя, проявляющего небывалое мужество в борьбе с врагами, как
            народного предводителя, сплотившего казахские жузы. Жестоко критиковал его,
            когда действия хана противоречили интересам казахского народа. Другой важной
            темой в творчестве жырау была тема изменчивости человеческой жизни. Бухар-
            жырау    изображал  поэтапно,  показывая,  как  влияет  возраст  на  сознание,
            восприятие,  настроение,  энергию  человека.  Многие  строки  Бухар-жырау
            получили  широкое  распространение  в  народе,  превратившись  в  пословицы  и
            поговорки.  Уже  три  века  поколения  казахов  воспитываются  на  рожденных
            жизнью стихах жырау, восхищаясь красотой его поэтического слова. Это великая
            фигура в казахской литературе.
                  Бухар-жырау  похоронен  в  живописном  урочище  сопки  Садык  в
            Бухаржырауском районе. На месте захоронения в 1993г. к юбилею Бухар-жырау
            был возведен мавзолей и открыт музей. В Караганде был установлен памятник на
            привокзальной площади, затем по настоянию общественности он был снесен.  В
            2008г.  памятник  Бухар-жырау  был  установлен  на  проспекте,  носящем  его  имя.
            Автор, скульптор Ж.Молдабаев  изобразил поэта, который держит в левой руке
            домбру,  в  правой  –  четки.  Фигура  поэта  величава,  он  как  бы  остановился  в
            раздумьях о судьбах своего народа.
                                                      Литература:
                  Антология  педагогической  мысли  Казахстана:  [антология].  Т.  1  /  Комитет
            информации  и  архивов  Министерства  культуры  и  информации  Республики
            Казахстан, 2012. - 447 с.
                  Безрукова Н. И. Музыкальное искусство казахского народа в XV-XVIII веках
            // История Казахстана преподавание в школах и вузах. - Алматы, 2012. - № 5. - С.
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71