Page 65 - КЗД_2023
P. 65

15 декабря 1923 – 2012г. - 100 лет со дня рождения
                                              писателю, поэту Абулакапу Райымбекову
                  Абулакап  Райымбеков  родился  15  декабря    1923  года    в  с.  Улытау
            Жезказганской  области.  В  1939-1941  год  работал  бугалтером  в  Карсакбайском
            государственном    районом  банке,  в  1941-1948  годах  -  литературный  работник,
            ответственный секретарь, заместитель редактора Жезказганской районной газеты
            «Қызыл  кенші».  В  1948-1951  годах  работал  литературным  сотрудником

            республиканской газеты «Лениншіл жас» (ныне «Жас алаш»), в 1952 году работал
            горняком  на  Жезказганском  руднике.  В  1958  году  окончил  отделение
            журналистики Казахского государственного университета в г.Алматы.
                   Работал  учителем  с.  Шенбер  Улытауского  района,  преподавал  в
            Ташкентском  педагогическом  институте  им.  Низами.  Работал  научным
            сотрудником Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова Академии наук
            Казахской  ССР,  являлся    кандидатом  филогических  наук,  работал  доцентом
            Казахского государственного университета г.Алматы.
                   Выпустил монографии «Образ рабочего класса в казахской поэзии» (1971),
            «Его  величество  рабочий  класс»  (1980),  издал  поэтические  сборники:
            «Джезказганцы» (1961», «Сын гор» (1963), «Тайна Джезгазгана»(1966), «Медная
            река» (1969). «Стальные мускулы» (1975).
                                                         Литература:
                  Абдукалап Райымбеков // Писатели Казахстана: сборник / сост. М. Ауэзов, К.
            Жорабеков, Р. Жангузина. – Алма-Ата: Жазушы, 1982. – С.193

                                              1668-1781гг. - 355 лет со дня рождения казахского
                                              поэта и мыслителя Бухар-жырау Калкаманулы
                  Представители устной поэзии – акыны, жырау, сал и серэ – играли огромную
            роль  в  общественно-политической  и  духовной  жизни казахов.  В  соответствии  с
            особенностями  кочевого  феодального  быта  их  творчество  отличалось
            универсальностью,  выполняя  функции  и  познавательные,  и  воспитательные
            (мировоззренческие), и эстетические. Можно представить себе образ акына того
            времени: трибун, глашатай своего народа, его воин и защитник. Он же – живая
            книга, антология фольклорных собраний и, «по совместительству», их искусный
            исполнитель, певец и поэт, выразитель и творец эстетического сознания в тот или
            иной период жизни народа.
                  Жырау  –  наиболее  древний  тип  поэта  в  казахской  поэзии.  Само  слово
            «жырау»  происходит  от  слова  «жыр»  –  стихотворение,  песнь;  и  жырау,  таким
            образом, прежде всего – творец. Но в условиях кочевой жизни жырау исполняли
            также  множество  общественных  функций.  Многие  жырау  были  не  только
            поэтами, но и вождями племен, улусов, племенных дружин.
                  Самой видной фигурой, внесшей первостепенный вклад в развитие казахской
            поэзии  XVIII  века,  является  Бухар-жырау  Калкаманулы.  Бухар-жырау
            Калкаманулы  –  певец-импровизатор,  автор  многих  сказаний,  песен  на
            исторические темы.
                  Происходит  Бухар  из  рода  аргын,  от  его  колена  Тортуыл  Каржас.  Отец
            Бухара – Калкаман был известным в степи батыром.
                  Даты рождения и смерти Бухар-жырау вызывают споры. Исследователи его
            жизни  и  творчества  ,  опираясь  на  данные  крупного  историка,  фольклориста,
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70