Жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен, – из чувства этого и вытекает главный гормон общественного бытия, вера в свое национальное бессмертие.
Леонид Леонов
Идея независимости как нельзя лучше раскрывается в музыкальном искусстве, в героических и социальных жанрах – вокальных и инструментальных сочинениях как устной, так и письменной традиции. Высокую оценку казахского мелоса дал выдающийся советский ученый академик Б.Асафьев: "Одно из замечательных качеств казахской песенной мелодики – её проникновенная эмоциональная отзывчивость и чуткость, что обусловливает и вызывает удивительную гибкость интонаций. Эпическая, в сущности своей, песня излучает множество интонационных оттенков – от нежнейшей лирики до драматически насыщенного выразительнейшего сказа. Эта исключительная отзывчивость песенной мелодики позволяет отмечать тончайшими интонационными колебаниями образное содержание стиха, в результате чего музыка и поэтическая речь, взаимно проникая, образуют волнующее выразительное единство".
Еще А. Затаевич, волею судьбы оказавшись в начале прошедшего века в Казахстане, был покорен "необозримыми музыкальными сокровищами" казахской музыки, и вскоре его восхищение переросло в "главное дело его жизни" (Б. Асафьев) – собирание народных мелодий. Еще раньше исследователь А. Эйхгорн запишет в дневнике: "По музыкальному благородству, просто сердечной теплоте, задушевному содержанию, элементарной силе и здоровью – никакая песня не сравнится с казахскою". В чем секрет столь могучего воздействия казахской песни, её способности выражать психологические глубины души, откуда присуща ей проникновенность и утонченность в выражении чувств? Ответ лежит на поверхности – в стройности и красоте её формы.
Современное музыкальное искусство Казахстана с приобретением независимости стало бурно возрождаться, используя национальные традиции. В этом аспекте показателен проект "Мәдени мұра"-"Культурное наследие", выполненный в полном объеме при инициативе и поддержке Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Это уникальное пятитомное издание является настольной книгой многих современных композиторов и исполнителей.
Музыка современности – это весь ХХ век, ознаменованный глобальными открытиями и новаторством в различных областях науки, техники и искусства. Это век, отмеченный стилевым многообразием и рядом направлений в искусстве, считающихся традиционными. Композиторы заняты активными поисками нового, неизведанного. Зрители и слушатели театральных и концертных залов получают очередной заряд гражданских и эстетических эмоций.
Особым мировоззрением, ощущением времени и пространства отличается творчество Куата Шильдебаева – композитора среднего поколения. Он пишет камерно-инструментальную музыку, где требуются филигранная отделка, изысканность и особое чутье. Таковы его "Струнный квартет", "Хорал" на тему песен Абая и "Пастораль" для струнных, органа и флейты, Соната для виолончели и фортепиано, фортепианное трио, две пьесы для джаз-оркестра, "Диалоги" для саксофона и рояля в соавторстве с Батыром Шукеновым (2002г.). Значительным вкладом в камерно-инструментальную музыку Казахстана явилась одночастная камерная симфония для большого струнного состава и флейты. В своих произведениях композитор продолжает древнюю культуру миросозерцательности, философского отношения кочевника к жизни, бытию. Восприятие полноты и бесконечности мира им осознается как глубокая и гармоничная связь с миром и природой.
Крупный шаг в творчестве композитора – это "Шабыт" для струнных и фортепиано, в основу которых легла народная музыка. Здесь композитор находился в поиске путей обновления музыкального языка.
Много и плодотворно К. Шильдебаев работает в области песенного жанра. Им написано около ста песен, их исполнители – успешные вокалисты в сфере шоу-бизнеса: Р. Рымбаева, Н. Ескалиева, Н. Онербаев, Е. Шакеев, М. Жунусова. В них он использовал вокальные элементы, которые, сплетаясь с народными, подчиняются неповторимому образно-эмоциональному строю его мелодий.
Роль народной музыки особенно значительна для развития симфонического творчества, поскольку и в песенной, и в инструментальной музыке казахского народа заложены ясно ощутимые элементы подлинного симфонизма.
Широта охвата жизненных тем, глубина и значительность содержания песен и кюев в сочетании с необычайно высокими художественными достоинствами, отличающими народную музыку, – благодатная почва, на которой успешно развивается симфоническая музыка композиторов Казахстана. Не случайно в их творчестве использованы такие шедевры песенно-инструментальной музыки казахского народа, как, например, овеянная поэзией степных просторов народная поэма-легенда "Ақсақ-құнан", полный жизнеутверждающей силы кюй Курмангазы "Балбрауын", многие задушевные песенные миниатюры.
Масштабностью и глубиной художественного отражения идей и образов современности характеризуется творчество выдающего композитора Газизы Жубановой. Созданные ею крупные оркестровые и вокально-хоровые эпические произведения, (симфония "Жігер", оратории "Заря над степью", "Героическая поэма"), сочинения для музыкального и драматического театров (например, балет "Легенда о белой птице"), камерно-инструментальные произведения несут высокий накал гражданского, патриотического пафоса, пронизаны идеей свободы и независимости казахского народа.
Интересно отметить творческий вклад в развитие симфонической музыки Казахстана музыканта, дирижера Карагандинского Концертного Объединения имени Кали Байжанова, Шоканбаева А. Ж. Как инструментовед он обработал, переложив для оркестра народных инструментов, сочинения Байжигита, Курмангазы, Таттимбета, Дины, Даулеткерея, Токана, Кыздарбека, Аккыза. Эти кюи своеобразно переосмыслены: природа, форма, краски, гармония – всё сошлось в их интерпретации, они стали настоящим художественным явлением. А.Ж. Шоканбаев мастерски объединил все группы инструментов оркестра. Поэтому составленные им партитуры доступны как профессиональным музыкантам и оркестрам, так и небольшим самодеятельным коллективам.
В список симфонических произведений второй половины 20 века входят сочинения, принадлежащие перу талантливых авторов: Е.Рахмадиева, А. Бычкова, Г. Гризбила, Б. Баяхунова, Г. Жубановой. Их творчество подготовило почву для зарождения кантатно-ораториального жанра. Эти произведения отличаются большой близостью казахскому музыкальному фольклору, искренностью, теплотой музыки, завоевали признание и среди музыкантов-профессионалов и среди слушателей концертных залов.
Бесценная сокровищница народного творчества - опера как синтетический вид искусства составляет богатейший фонд духовной культуры. Многообразное воплощение в оперных спектаклях получила эпическая тематика. Их художественная ценность и историческая значимость – в органической связи с национальной классической литературой. Со сцены звучат мотивы высокой героики и лирики, сюжеты из исторической реальности и волнующие события современной действительности, воссоздание картин освободительного движения и своеобразие национального характера, быта и образов, заимствованных из фольклора – поэтического, прозаического, музыкально-исполнительского.
В основе классического оперного репертуара театров Республики и сегодня стоят спектакли Евгения Григорьевича Брусиловского, многогранная и плодотворная деятельность которого – композиторская, педагогическая и общественная – активно содействовала развитию новой культуры. Его оперно-симфоническая музыка – народно-музыкальная драма "Жалбыр", героико-эпическая опера "Ер Тарғын", патриотическая опера "Гвардия, алға" – успешно трактует идею национальной независимости и свободы казахского народа.
Значительными достижениями в исполнительстве и педагогике прославила себя казахская вокальная школа.
Многочисленные конкурсы, фестивали, юбилеи не обходят стороной вокальное исполнительство в лице талантливых её представителей. Этот престиж обусловлен богатым прошлым, закрепившим в сознании универсальные качества выдающихся певцов Ахана Сери, Биржан Сала, Амре Кашаубаева, Куляш Байсеитовой. Творчество каждого из них органично сочетало деятельность исполнителя-импровизатора, творца, педагога и общественного деятеля.
Можно смело утверждать, что такой весомый статус вокалиста предстает и в личности Рахимы Жубатуровой.
Рахима Тулегеновна – народная артистка Казахстана, дипломант международных конкурсов вокалистов имени М. Глинки, исполнителей партии Мадам Баттерфляй в Японии, лауреат Всесоюзного фестиваля молодых исполнителей в Минске и Вильнюсе. Профессор консерватории имени Курмангазы, Рахима Жубатурова почти пять десятилетий занимается творческой и педагогической деятельностью. Её многогранный творческий потенциал, уникальные вокальные данные способствовали достижению высоких профессиональных результатов.
Период суверенной независимости – позитивная основа для прогрессивных перемен в области эстрадного искусства, возникновения множества коллективов, рок и поп-групп и эстрадных солистов, синтезирующих в своем творчестве черты европейского стиля с богатыми фольклорными истоками: Батырхан Шукенов, Жамиля Серкебаева, Едил Хусаинов, Лана, Асылбек Енсепов, "А-студио", "АБК", "Ұлытау", "Үркер", "Мюзикола", "Жігіттер", "Парнас", "JCS", "МузАрт", "Арт вокал", "Серпер", "Not Finished уеt" и многие другие. Сам факт существования подобного явления показателен для среднеазиатских музыкальных культурных пространств. Талантливые эстрадные музыканты-универсалы и вокально-инструментальные коллективы привнесли в отечественную эстраду парадоксальные на первый взгляд явления – совмещение культурных веяний Запада с интонациями казахского мелоса. В их творческих исканиях прослеживаются новаторские поиски в сочетании со стилевыми особенностями традиционной культуры Казахстана, характерными для эпохи глобализации современного культурного пространства. Появились композиции с оригинальным национальным колоритом. Они удивляют особой динамикой звучания, экспрессией, колористическими эффектами, мощью инструментального сопровождения.
Новый оригинальный вид творчества питается народными духовными и эстетическими истоками и, что очень важно, вызывает у молодежи интерес к этнической культуре. Таким образом, сформировано новое стилевое направление – ЭТНО-РОК. Убедительный пример тому – композиции в стиле этно-рок в исполнении скрипачки Жамили Серкебаевой. В её репертуаре в течение последних 10-15 лет представлены выразительные композиции в фольклорно-роковом направлении.
Ярким примером такой подачи стали обработки песен "Қараторгай", "Қамажай", "Көңіл ашар" и другие. Сохраняя национальный колорит, в новаторской современной трактовке они приобрели особую неповторимую значимость в плане возрождения и сохранения фольклора, пропаганды музыки народных композиторов.
За последние четверть века были проведены разнообразные международные и республиканские съезды и форумы композиторов. конкурсы джазовой и эстрадной музыки. Неизменный зрительский интерес вызывают Айтысы акынов, конкурсы (например, региональный конкурс "Тәуелсіздік толғауы", музыкальный конкурс "Кюй қайнары" (Карагандинский Этнографический центр "Атамекен", ДДЮ) и фестивали: международный фестиваль "Музыкальная Сарыарка", международный фестиваль тюркской традиционной музыки, XII фестиваль "Напевы Улытау", и особо полюбившийся карагандинцам РЕТРО-Фестиваль "Караганда – город юности моей". Они привлекли ряд почетных гостей и проявили новые имена интересных исполнителей.
Музыкальная жизнь суверенного Казахстана – это широкий диапазон творческого поиска композиторов и исполнителей, продолжателей традиций, через музыкальную призму отражающих современность.
Уважаемые гости Сайта!
Предоставленная информация подготовлена с использованием материалов из фондов библиотеки.
За дополнительной информацией о музыкальной культуре Казахстана периода Независимости обращайтесь в электронный каталог библиотеки или в отдел литературы по искусству.