Одна из главных задач национального кинематографа – выражение национальной идентичности – не только в фильмах исторического плана, но в любых фильмах, так как в них, так или иначе, выявляются этнические обусловленные мифы, символы и традиции народа и нации".
(Из книги Г. Абикеевой "Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе. – Алматы, 2006.)
После обретения суверенитета и ориентации молодого государства на модели обществ с рыночными отношениями развитие национального кинематографа существенно изменилось. Сократились субсдии на фильмопроизводство, распались и официальные связи с Союзом кинематографистов как общественной организацией. Кинематограф в новых условиях существования перестал быть прибыльным и, что принципиально важно, он перестал выполнять функцию идеологического оружия.
Еще в первые годы перестройки Казахстан лидировал по количеству хозрасчетных студий (по некоторым данным их было около 20), но в дальнейшем система фильмопроизводства, тиражирования и проката картин сдавала свои позиции, кинорынок заполонили зарубежные коммерческие кино- и видеофильмы. Новая модель фильмопроизводства, защищающая не творческую программу студии, а коммерческие интересы каждого фильма, привела киностудию "Казахфильм" к финансовому краху.
Обзорная информация
Когда мы оглядываемся на 25-летний исторический путь государства в стремлении прочувствовать масштаб перемен, преобразований в стране, мы обращаемся к искусству, которое по своему природному назначению в информационно-публицистических и художественных образах охватывает огромные и разнообразные факты истории нашего времени – к телевидению.
Изначально демократичная природа телевидения, процветающая из его массовости, доступности, всенародности, способствовала демократизации самого общества. Невозможно отрицать существенный вклад ТВ в процесс радикальных преобразований в стране, в обретение суверенитета и независимости государства. Настало время, когда история становится делом каждого, ощущение причастности к истории всё больше пронизывает жизнь отдельного человека.
Жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен, – из чувства этого и вытекает главный гормон общественного бытия, вера в свое национальное бессмертие.
Леонид Леонов
Идея независимости как нельзя лучше раскрывается в музыкальном искусстве, в героических и социальных жанрах – вокальных и инструментальных сочинениях как устной, так и письменной традиции. Высокую оценку казахского мелоса дал выдающийся советский ученый академик Б.Асафьев: "Одно из замечательных качеств казахской песенной мелодики – её проникновенная эмоциональная отзывчивость и чуткость, что обусловливает и вызывает удивительную гибкость интонаций. Эпическая, в сущности своей, песня излучает множество интонационных оттенков – от нежнейшей лирики до драматически насыщенного выразительнейшего сказа. Эта исключительная отзывчивость песенной мелодики позволяет отмечать тончайшими интонационными колебаниями образное содержание стиха, в результате чего музыка и поэтическая речь, взаимно проникая, образуют волнующее выразительное единство".
В преддверии 25-летнего юбилея Независимости нашего государства большое значение обретают поиски и осмысление вопросов наследования традиции в художественной культуре Казахстана, в творчестве мастеров искусств – композиторов, художников, мастеров зрелищных искусств.
Книги, с которыми мы предлагаем вам познакомиться, содержат некоторые актуальные размышления о национальной специфике искусства Казахстана.
Информационный цикл
"Тәуелсіздіктің шығармашылық көкжиегі = Творческие горизонты Независимости"
Изобразительное искусство Независимого Казахстана
Идея Независимости в живописи проявилась в обострении идеи личной свободы, независимости от прежде утвержденных авторитетов. Огромный мир, вошедший в пространство полотен, неизмеримо расширил грани и возможности толкования действительности, заставил живописцев сверить особенности времени, пространств и характера героев с системой ценностей.
Обращение к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу, став одной из характерных особенностей современной живописи Казахстана, позволяет назвать новый этап, в который вступило наше искусство эпохи 1990-х – возвращением к себе
(из статьи Р. Ергалиевой "Верность идеям Великой степи", – "Простор", 2013, №1.)
Казахстанские художники в своем духовном поиске обращаются не только к внешней событийной канве жизни, но, создавая новый изобразительный язык казахского искусства 21 века, открывают в ней глубинные основы степного миропонимания, показывают свою живописную картину мира.