Воплощен в металле и в граните
Подвигов народных след живой.
Для потомства бережно храните
Памятники славы боевой.
А. Жаров
70 лет отделяют нас от первых дней мая 1945 года, когда закончилась самая кровопролитная, самая страшная и тяжелая по своим последствиям война. Великая Отечественная война – великая не только по названию, – по своему характеру, содержанию, по своим потерям. Таких войн, когда на поле битвы сталкивались многомиллионные армии, когда на борьбу с захватчиками поднимался весь народ, когда патриотизм тех, кто бился с врагом на фронте и в тылу, достигал такого накала, перед которым меркло всё, что было до этого, – мировая военная история еще не знала.
На фронтах Великой Отечественной войны сражался каждый четвертый.
С тех победоносных майских дней выросло уже четыре поколения людей – выросли внуки и правнуки героев, сражавшихся за освобождение от фашизма, за нашу счастливую жизнь.
"Воплощен в металле и в граните / Подвигов народных след живой" (А. Жаров). О страшных кровавых буднях и подвигах на полях сражений Великой Отечественной повествуют письма с фронта, книги и спектакли, песни и киноленты.
Об этой войне сняты сотни фильмов. Самые сильные, самые правдивые.
Кинохроника запечатлела, как последовательно наращивалась мощь Советской Армии и её сокрушительные удары, как рухнула империя третьего рейха, и над куполом рейхстага взвилось алое знамя нашей Победы.
Кинорепортажи с переднего края смотрели в годы войны миллионы людей. Хроника говорила языком правды, вызывая священную ненависть к фашизму, к изуверам, которым нет прощения. Вместе с писателями и военными корреспондентами газет, которые стремились быть на передовой, чтобы по горячим следам передать в газету отчет о ходе событий, выходили и кинорепортеры, чтобы запечатлеть на кинопленке ход Великой битвы. Три с половиной миллиона метров кинохроники было снято за четыре года Великой Отечественной. Чтобы создать эту документальную "Войну и мир", 257 операторов ушли на фронт. 43 из них не вернулись – каждый шестой. А сколько еще вскоре ушло, их догнала война уже после Победы.
С первых дней войны вся страна с небывалой энергией перестраивалась на военный лад. Иным стало направление работы ведущих киностудий страны. Для съемок боевых операций в действующие части Красной Армии и Флота был послан большой отряд кинооператоров. По инициативе московских и ленинградских кинематографистов была применена новая мобильная форма кинопроизведений – короткометражные киносборники под названием "Победа за нами". На создание военных киноновелл были призваны лучшие силы кинорежиссеров и драматургов. Уже через месяц после начала войны на экранах страны демонстрировались первые боевые художественные киносборники, основной идейной задачей которых являлась мобилизация духовных сил народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Вот что писала об одном из первых выпусков киносборника газета "Правда":
В коротких киноновеллах, вошедших в этот сборник, мужественно и сурово рассказано о самом главном, чем живет и дышит страна: о ненависти к врагу, о народной ярости, о великом гневе, с которым миллионы людей готовы бороться с лютым фашизмом, с неистовой, звериной гитлерией. Произведения этого сборника объединяются единой темой. Тема эта – зверства врага, упивающегося кровью, разрушениями и бесчинствами… Материалом для новелл киносборника служат многочисленные факты зверств фашистов в захваченных ими городах и селах. Насилия, грабежи, кровавые расправы над беззащитным населением, убийства детей, стариков, массовые расстрелы…– все находит свое воплощение в художественных образах. И пламя ненависти еще жарче горит в груди, и ярость крепнет, и руки требуют оружия…
Первые семь киносборников были сделаны в Москве. Осенью 1941 года Мосфильм и Ленфильм были эвакуированы в Алма-Ату, заложив тем самым основы для рождения кинематографии Казахстана. А художественная кинематография страны продолжала осуществлять свои планы в новых условиях.
За годы войны на киностудиях страны было создано около сотни художественных кинолент, многие из которых вошли в классику советского киноискусства: "Александр Пархоменко", "Без вины виноватые", "Великий перелом", "В шесть часов вечера после войны", "Воздушный извозчик", "Жди меня", "Иван Грозный", "Котовский", "Малахов курган", "Нашествие", "Небесный тихоход", "Она защищает Родину", "Парень из нашего города", "Свадьба", "Свинарка и пастух", "Секретарь райкома". Дети радовались своим фильмам ("Слон и веревочка", "Конек-Горбунок", "Том Кенти" - "Принц и нищий" и др.). Замечательной приметой тяжелого военного времени было и несколько снятых концертных программ: "Под звуки домбр" (казахский киноконцерт), "Украинский киноконцерт", "Киноконцерт к 25-летию Красной Армии" "Таджикский киноконцерт", "Концерт пяти республик".
Книга И. Большакова "Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны" (2-е изд.; Госкиноиздат, 1950г.) по свежим в те годы данным позволила вникнуть в пути-перепутья советского кино, посвятившего свою деятельность составлению хроникально-документальной и художественной кинолетописи Великой Победы. Огромный фактографический материал дает возможность историкам кино более поздних поколений обосновывать свои суждения, опираясь на множественные факты истории киноискусства того времени, собранные И. Большаковым.
В оглавлении книги читатель найдет роспись по главам:
- "Кинодраматургия военного времени",
- "Фильмы о народных мстителях",
- "Фильмы о воинской доблести, мужестве и героизме",
- "Фильмы о трудовой доблести советских людей"
- "Исторические фильмы",
- "Кинокомедии и музыкальные фильмы",
- "Документальные… "
- "Военно-учебные фильмы"
- Очень важную черту подводит под все сказанным автором "Фильмографический указатель".
В разделе фильмографии "Документальные фильмы" взгляд останавливают названия лент: "Битва за нашу Советскую Украину", "Возрождение Сталинграда", "25-й Октябрь", "День войны", "За Родину", "Освобождение Советской Белоруссии", "Парад Победы", "Разгром немецких войск под Москвой", "Суд народов", "Юные музыканты". Выстроенные в алфавитном порядке, их названия направляют наш внутренний взгляд в корень сюжетов – кровавый, с жестокими потерями, но победоносный ход сражений, мечты о новой жизни на освобожденной родной земле. И первые, но уверенные шаги возрождения после разрухи и лишений во всех направлениях жизнедеятельности государства. Отдельные блоки фильмографии – "Фронтовые киновыпуски", "Специальные киновыпуски", "Научно-популярные и учебные киновыпуски" – словно подчеркивают: мы к Победе пришли страшной ценой, и мы останемся сильной процветающей державой в память о павших и в назидание потомкам!
Сегодня у нас есть возможность изучать историю Великой Отечественной в 2-х ракурсах: фундаментальную документальную киноэпопею "Великая Отечест-венная война", составленную из бесценного наследия, снятого подчас ценой своей жизни (архива), и с помощью художественных фильмов и сериалов, созданных по историко-архивным материалам и сыгранных мастерами киноискусства.
В Отделе литературы по искусству накоплен немалый библиографический и справочный арсенал для любого желающего начать этот путь. Помимо детально рассмотренного здесь издания И. Большакова – собрана целая библиотечка по теме "Кинолетопись Великой Отечественной", включающая издания о кинохронике и военных кинооператорах, их гражданских и военных подвигах и впечатлениях о советских воинах. В этой библиотечке и художественные киноленты разных поколений – сценарии и рассказы о киносъемках времен войны и послевоенного времени.
Приходите! Читайте! Или хотя бы просто познакомьтесь с этими изданиями, ведь они и о нас с вами, о том, какими мы были много жизней назад…
Название: Советское кино в годы Великой Отечественной войны
Студия: Диафильм
Год выпуска: 1984
Цветность: Чёрно-белый
Кукольный/Рисованный: Видовой
Кадров: 46
Индекс: 05-2-112
Номер: Д-011-84
Автор: Хорева Г.
Художник-оформитель: Носкова Т. Редактор: Попович С.