Семь десятилетий носят в душе глубочайший след люди огромной страны, называвшейся Союз Советских Социалистических Республик. Все, пережившие страшные годы Великой Отечественной войны. С тех  далеких лет выросло  не  одно  поколение  детей, внуков и теперь уже правнуков ветеранов войны и труда. Они знают о войне по рассказам своих героических отцов и дедов, по фотографиям, книгам и кинолентам. А еще – по полотнам, рисункам, наброскам, скульптурным композициям. Им, не знавшим тягот и ужаса пережитых 1941-1945 лет, война является в художественном осмыслении мастеров искусств, живописцев, графиков, скульпторов,  прошедших страшные и долгие дороги войны.

Первая выставка художников-ветеранов войны состоялась в канун 25-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне, в мае 1970 года.

На ней были представлены произведения живописи, скульптуры и графики: суровые военные годы определили их  художественный стиль. В основном это графические черно-белые листы. Такая строгость и скупость выразительных средств вполне объяснима: художники выезжали на фронт, делали моментальные карандашные наброски прямо на передовой – почти все художники, и опытные,  и только определявшие свою судьбу, рисовали во время войны: фронтовые рисунки, наброски, агитационная графика. Шаржи и карикатуры вызывали смех у бойцов, даже когда враг был на подступах к Москве, помогали верить в победу, даже когда рисовали дороги отступления.

Среди этих произведений особое внимание привлекли картины и рисунки деятелей изобразительного искусства нашей республики предвоенной поры, отдавших жизнь в борьбе за  Родину: "Трубач", "Наблюдатель", "Портрет К. Е. Ворошилова", Л. В. Гербановского (1912–1943), антифашистские карикатуры А. К. Евдакова (1913–1942), портреты  А. Ташбаева (1915–1941), пейзажи Д. Н. Елькина (1907–1941), А. Г. Ильина (1915–1941), гравюры А. Г. Заковряшина (1899–1945).

На первой выставке запоминались и фронтовые рисунки и антифашистские карикатуры Н.В. Цивчинского, походные зарисовки  Б. А. Чекалина. Большим успехом у зрителей пользовались работы фронтовиков, чей творческий путь начался после войны и с тех пор определял развитие изобразительного искусства Казахстана (Нагимбек Нурмухаммендов, Кулахмет Ходжиков).

С той поры ежегодно в День Победы в выставочном зале Союза художников Казахстана открываются выставки художников – участников Великой Отечественной войны. Редели ряды ветеранов, большинство авторов, представленные на выставке, уже ушли из жизни, но эстафета поколений не прервалась: все, кто приходит в эти майские дни на выставку, понимают: война – не прошлое, она живет в каждом, помогает понимать настоящее, предостерегает человечество от  ошибок. Поэтому для художников-ветеранов и мастеров молодого поколения  каждая выставка, посвященная Дню Победы – это выражение гражданского долга. И потому альбом из фонда Отдела искусства "Художники Казахстана – участники Великой Отечественной войны" (Алма-Ата, "Өнер", 1985), посвященный 40-летию Великой Победы – наша реликвия. Он  неизмеримо ценен и тем, что немалая часть репродукций и информации – о художниках Караганды.

Их имена:

Антоненко Петр Кузьмич. В начале 1942 года был направлен в трудовую армию, а в июне 1943 года призван в действующую армию. После подготовки в учебном подразделении стал командиром отделения связи.  П.К. Антоненко прошел с боями от Великих Лук до Клайпеды. Был участником парада Победы на Красной Площади в Москве. За боевые заслуги перед Родиной награжден Орденом Красной Звезды, двумя медалями "За отвагу", медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и другими юбилейными и памятными медалями Советского Союза.

Ворохобин Владимир Кузьмич. В 1941 году добровольно вступил в Красную Армию. Воевал на Воронежском фронте. Командовал ротой, затем был назначен начальником штаба батальона. В марте 1943 года был тяжело ранен, лечился в госпитале, затем вновь вернулся на фронт.

Есиркеев Раймкул. Призван армию в 1942 году. Участвовал в боях на Ленинградском, Калининском, Прибалтийском, позже – на Японском фронтах. Дважды ранен. За мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, был награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За победу над Японией" и другими юбилейными и памятными медалями Советского Союза.

Реченский Павел Иванович. С 1942 года служил на флоте. Войну закончил в Порт-Артуре. Награжден медалями "За победу над Японией", "30 лет Советской Армии и Флота" и другими юбилейными и памятными медалями Советского Союза

Сизинцев Александр Филиппович. В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в освобождении Риги, воевал на Дальнем Востоке. Награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и другими медалями Советского Союза.

Их работы – гордость фонда областного музея изобразительного искусства. Они  создали значительный в своей правдивости образ защитника Отечества.

Накануне Дня Победы в Музее современного искусства тоже открываются выставки, стержневое содержание которых – работы художников-фронтовиков. В панораме работ, экспонируемых на выставках, сильное впечатление оставляют работы народного художника КазССР Николая Гаева (1921—2001). В его серии "Портреты Героев Советского Союза" представлены герои-казахстанцы: Маншук Маметова, Нуркен Абдиров, Изгутты Айтыков. Ясностью и выразительностью сюжета отличаются офорты заслуженного деятеля искусств КазССР Александра Дроздова (1921—1985): "После бомбежки", Артподготовка", "По фронтовым дорогам", "Пусть солдаты немного поспят". Как вечное эхо войны иллюстрации к роману Бауржана Момышулы "За нами Москва". Юрия Мингазитинова (1924—1984). Военная тема стала одной из главных для Кадырбека Каметова, нашего современника. Он родился после войны, но отразил эту тему очень своеобразно – он создал серию "Женщины Казахстана в тылу". Непосильный труд, тревога за родных-фронтовиков, похоронки, которые развозит женщина-почтальон, — все это тоже военные тяготы, которые мужественно переносили труженицы — матери, жены, сестры и дочери воинов.

Тема героической борьбы с самым страшным злом на земле – фашизмом продолжается в творчестве молодого поколения мастеров искусств. Несмотря на расстояния и время. Пока голос правды говорит словами поэта:

 Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят,  об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

                                (Твардовский А. Т.)

В информации использованы материалы альбома "Ұлы отан соғысына қатысқан Қазақстан суретшілері – Художники Казахстана – участники Великой Отечественной войны", а также публикации Б. Кадырова "Война глазами фронтовиков".