Цель любого изучения библиотечного фонда – выявление соответствия имеющегося фонда информационным потребностям пользователей библиотеки, и как результат – улучшение качества комплектования, повышение целенаправленности библиотечного и справочно-информационного обслуживания, выявление малоиспользуемой литературы. Анализ состава фонда и его использования является одним из направлений работы многих ЦБС области. Интересно поставлено это направление работы с фондом в Саранской ЦБС (http://saran-library.ucoz.ru/index/cociologicheskie_issledovanija/0-49), систематически и поэтапно изучаются отдельные части фонда. В этом году путем сплошного просмотра литературы на книжных полках, изучения читательских формуляров были проанализированы такие разделы фонда, как «Сельское и лесное хозяйство», «Биологические науки (наука о живой природе)». Ежегодно проводится мониторинг «День сплошного учета спроса читателей». С целью популяризации чтения классики отечественной и зарубежной литературы проведен блиц-опрос «Книга – откровение». Подготовлены информ-буклет «Вспомним давайте любимые книг», ретро-реклама одной книги «Обратите внимание!», выставка-хобби «Мой дивный сад», выставка-ассорти «Провайдер чтения»
Популяризации электронных изданий, имеющихся в фонде, а также использованию интернет-ресурсов способствовал «День электронной книги» и проведенное социологическое исследование «Электронная библиотека - чтение в новом формате. За и против», с результатами которого предлагаем вам познакомиться.
«Электронная библиотека - чтение в новом формате. За и против».
В ЦГБ проведено социологическое исследование «Электронная библиотека-чтение в новом формате. За и против».
Цель исследования: выявление взаимодействия старых и новых средств коммуникации, влияние «электронной» культуры на читательскую культуру, определение отношения пользователей к глобальной сети Интернет.
Всего в исследовании приняло участие 64 человека. Самыми активными респондентами стали читательские группы: служащие и рабочие, учащиеся школ города.
Респонденты ответили на вопросы:
1. Ваша читательская категория:
-
учащиеся школ 9 человек (14, 1%)
-
студенты колледжей ВУЗов 7человек (10,9%)
-
служащие 17человек (26,6%)
-
рабочие 16человек (25,0%)
-
пенсионеры 8человек (12,5%)
-
прочие 7человек (10,9%)
2. Как часто Вы читаете художественную литературу (сборники рассказов, повести, романы)
-
менее одной книги в месяц – 5 человек (7,8%).
-
одну- две книги в месяц – 16 (25,0%).
-
четыре книги в месяц – 19 (29,7%).
-
пять книг в месяц и более – 21 (32,8%)
-
затрудняюсь ответить – 3 (4,7%).
-
Большая часть опрошенных (32,8%) читают 5 и более книг в месяц.
3. Читаете ли Вы художественную литературу в виде электронных текстов?
-
нет, никогда не читают - 20 респондентов (31,2%)
-
иногда, но только небольшие тексты – 8 (12,5%)
-
иногда, в том числе средние и большие тексты (повести и романы) – 3 (4,7%)
-
время от времени, если нет возможности/желания найти бумажное издание – 7 (10,9)
-
довольно часто, но только небольшие тексты – 4 (6,3%)
-
довольно часто, в том числе средние и большие тексты – 4 (6,2%)
-
читаю постоянно – 18 (28,1%)
Более тридцати процентов респондентов не читают с экрана, это в основном люди старшего поколения- пенсионеры, безработные.
Небольшие тексты, рассказы и тому подобное читают только 12,5% .В этой группе оказываются как те, для которых это привычно, так и те, для которых это привычкой не является. Около 3 процента могут прочитать и повесть или роман, но это является нестандартной ситуацией. К такой ситуации может быть отнесен, например, популярный роман, который по каким-то причинам (например, невозможно достать) не удается прочитать на бумаге. Такие ситуации обычно возникают спонтанно и не слишком влияют на общее положение дел с электронными текстами
Группа людей, которые читают большие электронные тексты часто или постоянно, составляет 28 % от числа опрошенных в эту группу входят студенты СГТК, ВУЗов, учащиеся школ.
4. Электронные книги Вы обычно читаете с...
-
с настольного компьютера читают 15 (23,4%) респондентов.
-
с ноутбука - 11 (17,2%,)
-
специализированного устройства (например Rocket eBook) -8 (12,5)
-
распечатываю и читаю с бумаги – 10респондентов (15,6%)
В основном (23,4%) электронные книги читают с экрана монитора. Для многих читателей это является причиной основных затруднений. Сидеть на неудобном стуле за рабочим столом и смотреть на мерцающий экран - невеликое удовольствие и напряжение для глаз. Для многих это начисто убивает удовольствие от чтения.
Часто (более15% опрошенных) тексты распечатывают и читают с бумаги, что также является не самым лучшим решением: дорого и все равно неудобно. Более приятное для глаз решение в виде жидкокристаллического монитора пока что тоже слишком дорого для пенсионеров и малообеспеченных семей. То же относится и к ноутбукам, которые пока тоже являются для многих не дешёвыми. Многие молодые люди читают книги с мобильного телефона с его крошечным экраном, или планшета. Таких людей, правда, очень мало - всего три процента.
Не читают книги, ни на каких электронных носителях 20 человек.
5. Каковы, на Ваш взгляд, главные достоинства электронных текстов?
-
34,4% (22человека) вообще не усматривают у электронных текстов достоинств в чтении электронных текстов. Считают неудобным читать, потому что быстро устают глаза и неудобно сидеть долго в одной позе.
-
Не устраивает качество электронных текстов в целом четырех (6,3%)опрошенных.
-
Восемь (12,5%) опрошенных считают большим достоинством компактность - компьютер не занимает много пространства.
-
Студенты и учащиеся 15 человек (23,4%) считают достоинством компьютера большую мобильность, возможность переслать по сети или передать информацию на любом носителе, возможность поиска по тексту.
-
Перевод текста с помощью электронных переводчиков на другой язык отметили 6 респондентов (9,4%).
-
Молодое поколение 4 человек (6,2%) относит к достоинству компьютера просмотр большего количество наименований книг для выбора нужного текста.
-
К другим достоинствам 5 (7,8%) респонденты отнесли мобильность, возможность чтения книг с флэшки или с ноутбука например во время поездки в отпуск, командировку и т.д.
-
Первое место в предпочтении читателей отдано мобильности т.е. возможности переслать по сети или передать информацию на любом носителе-15 человек (23,4%)
-
Второе место 12,5% (8респондентов) делят такие достоинства электронных книг, как компактность и возможности заранее оценить текст и выбрать его по своему вкусу.
-
Очень важна для многих возможность быстрого поиска по тексту. Потому что хочется не читать все подряд, а насладиться избранным отрывком.
-
22 человекам это в основном людям пожилого возраста не видят никаких достоинств в чтении электронных книг.
6. Что бы Вы отнесли к основным недостаткам электронных текстов?
-
Не вижу недостатков. Меня вполне устраивает качество электронных текстов в целом – 16 (25,0%)
-
Отсутствует атмосфера чтения (бумажные страницы, запах бумаги, возможность
-
полистать страницы) – 15 (23,4%)
-
Устают глаза при чтении с экрана – 17 (26,6%)
-
Некомфортно читать (неудобно сидеть за столом перед монитором, нельзя полежать на диване и т.д.) – 8 (12,5%)
-
Текст с экрана воспринимается хуже напечатанного на бумаге – 7 (10,9%)
-
Электронный текст некачественен (плохое форматирование, скверная вычитка, отсутствие иллюстраций...) – 1 (1,6%)
-
Ограниченный выбор уже готовых электронных книг и Другие недостатки на эти вопросы респонденты не ответили
-
Не видят недостатков 25,0% читателей, качество электронных текстов в целом вполне устраивает.
-
Недовольных и, к сожалению, недовольных справедливо, куда больше.
-
Первое место (26,6%опрошенных) уверенно держит усталость глаз при чтении с экрана.
-
Второе место занимает отсутствие атмосферы чтения (шуршания страниц, запах типографской краски) -15 (23,4%)
-
Третье место так же предсказуемо занимает неудобство чтения за столом. Читать в кресле или на диване куда удобнее. Однако это сложно даже с ноутбуком. Он тяжелый и горячий, на коленях неудобен, на диване - перегревается, да и читать лёжа - не самая полезная для глаз поза.
-
Наконец, ограниченный выбор готовых электронных книг - на этот вопрос респонденты не ответили
-
Вероятно, с течением времени количество людей, читающих с экрана, будет увеличиваться. Добавьте привыкание к электронному тексту и увеличение ассортимента книг в результате работы альтруистов - и из недостатков остается лишь плохое форматирование.
7. Электронные библиотеки в Интернете...
-
должны жестко регулироваться законами об авторском праве- 17 (26,6%)
-
незаконны и должны быть ликвидированы- 8 (12,5%)
-
обеспечивают доступ к текстам, которые не получается найти на бумаге- 21 (32,8%)
-
(28,1%) считает, что электронная библиотека является логическим развитием библиотеки традиционной.
-
8. Купите ли Вы понравившуюся книгу в бумажном виде, прочитав электронный вариант?
-
Да, разумеется. Электронный вариант годен только для ознакомления 16 респондентов (25,0%)
-
Возможно, если очень понравится – 24 (37,5%)
-
Вряд ли - по техническим причинам (дорого, ставить некуда, не найти в продаже, не связываюсь с бумагой 6 (9,4%).
-
Книга уже прочитана - зачем покупать? – 12 (18,7%)
-
Затрудняюсь ответить – 6 (9,4%)
-
Более 25% проголосовавших, в принципе не станут читать роман с экрана. А пойдут и купят понравившуюся книгу.
-
37,5% не столь категоричны - они, возможно, прочитают роман и с экрана, но купят лишь в том случае, если текст им понравится. Весьма интересный.
-
Не купят книгу по каким-либо техническим причинам всего 9,4% (6 опрошенных.) Причины эти -малогабаритные квартиры, неудобство обращения с бумажной книгой, дороговизна и т.д.
-
А вот принципиальный отказ - зачем покупать уже прочитанное? (18,7%) – 12 человек встречается чаще. Но это уже вопрос жизненных взглядов: некоторые
-
люди, например, никогда не перечитывают раз прочитанные книги.
-
Затрудняюсь ответить 6 человек (9,4%)
ВЫВОДЫ:
По результатам проведённого исследования оказалось, что не все воспользовались бы услугами электронной книги и захотели бы её иметь. А вот на вопрос, как часто бы стали пользоваться бумажной, старшее поколение в большинстве случаев единодушно решило уравнять в правах и ту и другую книгу. И лишь 1 процент молодых людей высказали мнение, что электронная книга несомненно вытеснит бумажную, и что если бы у них имелась электронная книга, то к бумажной они вряд ли обратились.
Старшее поколение читателей озабочены и такой проблемой, как будущее книги и чтения. Многие респонденты считают, что книги читать будут всегда, но количество читающих будет всё же постепенно сокращаться; что чтение серьёзных, умных, глубоких книг – это вообще не массовое занятие. Другие подчёркивают, что будущее чтения во многом зависит от настоящего, а конкретнее – от них самих.
Несомненно, справочной, информационной, энциклопедической литературой пользоваться значительно проще и удобнее в электронном виде. Но произведениям художественной литературы, во многих случаях, всё-таки предпочтительнее традиционная, бумажная форма – она безусловно, намного более комфортна для чтения, более эстетична.
Студенты и учащиеся считают, что электронная книга имеет массу преимуществ.
Во-первых, цена. Печатные книги не такие уж дешевые, а некоторые – очень не дешевые. А электронную книгу без проблем можно скачать из Интернета бесплатно.
Во-вторых, электронные книги удобнее – можно подстроить себе нужный размер шрифта, а «чтение» аудиокниг можно совмещать с другими действиями, к примеру, ездой в автомобиле или в общественном транспорте. МР3-формат, который поддерживается большинством современных мобильных телефонов, дает возможность использовать аудиокниги без затрат на специальные устройства. Да и места электронные книги занимают гораздо меньше: целую библиотеку можно уместить на одной маленькой флэш-карте.
В-третьих, не всегда можно найти среди печатных изданий именно то произведение, которое тебя интересует, поэтому электронный вариант, скачанный из Интернета, является выходом из ситуации.
В-четвертых, производство бумаги для книг наносит непоправимый вред экологии, в отличие от электронных версий.
Но неужели электронный вариант книги лишен недостатков? Они существуют: читать текст с монитора вредно для зрения, электроника требует своевременной подзарядки, а устройства для чтения электронных книг – удовольствие не из дешевых. Но главный недостаток – отсутствие «души» у электронного текста. Ничто не сравнится с пахнущей типографской краской печатной книгой, в которой чувствуется вложенная автором энергетика! Есть мнение, что электронные книги со временем могут вытеснить печатные. Но… Электронные и печатные книги идут бок о бок. В некоторых случаях перевод книги в электронный вид – единственная возможность сохранить ее. Поэтому создаются электронные библиотеки, где хранятся старинные экземпляры, которые были бы обречены на исчезновение. Одним людям нравится удобство и мобильность, а другие ни на какие новинки не променяют традиционную книгу, такую близкую и родную, существующую на протяжении нескольких веков. Неважно, в каком виде люди будут читать книги, главное, чтобы они их читали.
Идея электронного текста как альтернативы тексту бумажному воспринимается в целом благосклонно, хотя существующая техническая база негативно влияет на положение вещей. Молодое поколение считает, что бумажная книга обречена на вымирание. Распространение текстов в электронном варианте теоретически позволяет донести его до гораздо большей аудитории, чем на бумаге. Наконец, электронная книга мобильна и не занимает места, с ней удобнее работать, можно найти быстро нужный текст. Что бумажная книга - красива, приятна на ощупь, выпускается массовыми тиражами, но ее час уже пробил. И можно предположить, что не в слишком далеком будущем стеллажи в книжных магазинах заменят ряды мониторов, а ходить туда будут с дискетой или флэшкой. Всё больше респондентов обращаются в Интернет-библиотеки. При этом учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты ВУЗов и школьники пользуются сетевыми библиотеками примерно одинаково. Активность юношей и девушек примерно одинакова. Количество молодых (и не только молодых) людей, читающих в тех или иных форматах электронные тексты, безусловно увеличивается
Чтение печатных книг становится все менее популярным. Молодые люди предпочитают книге Интернет, ТВ и компьютерные игры. Люди больше не ходят в библиотеку в поисках информации, она сама приходит к ним через Интернет. Молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. А взрослые люди зачастую не находят времени для чтения книг.