Уважаемые гости сайта!
Отдел литературы по искусству продолжает рассказывать о творчестве мастеров искусств Казахстана, юбиляров года. Сегодня мы вам напомним –или откроем для вас – некоторые имена из Календаря знаменательных дат 2017г.
1 января исполнилось 95 лет со дня рождения актрисы, народной артистки Казахстана и СССР Шолпан Исабековны Жандарбековой (01.01.1922 – 14.09.2005 гг.)
Уроженка Каркаралинского района Карагандинской области, Шолпан Жандарбекова в 1942 году окончила Алма-Атинское театрально-художест-венное училище, но еще студенткой в 1941 году была принята в Казахский драматический театр им. М. Ауэзова, где проработала до конца жизни, сыграв более 200 ролей. Её дебют на большой сцене – девочка Раш в спектакле «В час испытаний» по Мухтару Ауэзову. Юная актриса всё схватывала на лету, могла играть в любом амплуа. Но ближе оказались лирические роли. Её актерское обаяние, привлекательная внешность, звонкий голос, четкая дикция придавали особую красоту её игре. Большой сценический опыт и признание зрителей принесла работа над главными ролями в спектаклях отечественной драматургии. Среди них – Актокты и Баян в «Акан-сери – Актокты» и «Козы-Корпеш – Баян-сулу» Г. Мусрепова, Енлик в «Енлик – Кебек», Куртка в «Каракыпчак Кобланды», Тогжан в трагедии «Аба», Шолпан в «Айман – Шолпан», Карашаш в «Алдар-Косе» Ш. Кусаинова, Батима-ханум в «Клятве» и Жаныл в «Буране» Т. Аханова и др. (Кстати, благодаря роли Актокты Шолпан на всю жизнь покорила сердце Курманбека Жандарбекова).
2 октября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Казахстана Абдоллы Карсакбаева (1926–1983 гг.)
Родина Абдоллы Карсакбаева – село Каракастек Алматинской области. Выпускник ВГИКа (1956) Абдолла Карсакбаев в течение 36 лет занимался режиссурой на киностудии "Казахфильм", принимал участие в съемках фильмов "Мать и сын", "Если бы каждый из нас..." (оба совместно с режиссером С. Кожиковым).
Первый постановочный опыт А. Карсакбаева, приобретенный в работе с С. Кожиковым и, в дальнейшем с режиссерами А. Слободником и Э. Файком (фильм "Қанатты сайлық") и с режиссером А. Ароном (фильм "Ботагоз"), был хорошей стартовой площадкой: серьезную положительную оценку критики получили фильмы на историческую тему "Тревожное утро" (1968) и "Погоня в степи" (1979, серебряная медаль ВДНХ СССР). Всеобщее признание заслужил художественный фильм "Меня зовут Кожа" (1963). Поставленный совместно с Т. Дюйсенбаевым, фильм стал обладателем первой высокой международной награды – диплома на проходившем в 1964г. конкурсе кинематографистов Средней Азии и Казахстана с формулировкой "Лучший фильм для молодежи" и диплома Каннского кинофестиваля (1967г.). Мировое киносообщество отмечало важнейшее достижение молодого кинорежиссера – он явил миру новый образец героя мальчика-бунтаря, поборника справедливости и правды.
В классику советского и казахского национального кинематографа вошли и другие знаковые фильмы "Алпамыс идет в школу" (1976; призер 10 Всесоюзного кинофестиваля), "Соленая река детства" (1982), а также документальные киноленты "Народные ремесла казахов" (1958), "Тургайские горизонты" (1963), "Черкасская оборона" (1970) и фильм "Актобе" (1972).
12 июля исполняется 90 лет со дня рождения музыковеда, педагога, заслуженного деятеля искусств КазахстанаХабидоллы Тастанова (1926 – 1980 гг.)
Уроженец Актюбинской области, Хабидолла Тастановначинал свой путь в музыке с обучения в Алма-Атинской консерватории по классу домбры, по окончании которой – с 1950 года – был преподавателем кафедры народных инструментов, а с 1980 г. – профессором консерватории. Хабидолле Тастанову принадлежат инструментальные и вокальные сочинения "Алатау аясында", "Тынға аттану", "Қазақ биі", "Толғану" "Қуанамын", "Романс" и другие.
29 апреля 110 лет со дня рождения ученого-музыковеда, композитора, дирижера, народного артиста Казахстана, доктора искусствоведения, профессора, академика АН Казахстана Ахмета Куановича Жубанова (1906 – 1968 гг.)
Его путь как организатора музыкальных коллективов, дирижера и фольклориста начался в начале 30-х годов. Это была пора зарождения новых жанров профессионального искусства. Они возникали и развивались на основе творческого освоения народного музыкального наследия. Образование, полученное в Ленинградской консерватории, и пребывание в аспирантуре позволили молодому ученому по возвращении в Алма-Ату заниматься педагогической, научной, исполнительской и организационной работой в первом в республике музыкально-драматическом техникуме и основать первую в республике музыкально-экспериментальную мастерскую для усовершенствования народных музыкальных инструментов. Здесь, в процессе шлифовки исполнительской техники возникла идея создания ансамбля казахских народных инструментов, ставшего в дальнейшем ядром организованного им национального художественного коллектива, сегодня – Государственного академического оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, снискавшего славу виртуозов далеко за пределами республики. Многие годы, возглавляя консерваторию имени Курмангазы, А. Жубанов был инициатором открытия кафедры народных инструментов, талантливо читал курс истории народной музыки Казахстана, собирая и обогащая накопленный материал о творчестве акынов и композиторов-кюйши, о своеобразии исполнительских стилей и иллюстрируя исполнением их произведений.
5 января исполнилось 100 лет со дня рождения ученого, поэта, драматурга, абаеведа Кайыма (Габдула) Мухамедханова (1916-2004 гг.)
Его имя всегда будет стоять рядом с именем Абая. Литературовед, писатель, член Союза писателей СССР (с 1940г.), автор текста первого Гимна Казахстана, его биография отразила вехи истории страны. Главным учителем в жизни Каюма был его отец Мухамедхан Сейткулов, разносторонне образованный человек, меценат. Наставления получал Каюм именно от М. Ауэзова: открыть школу учеников Абая, сохранить оригинальное слово поэта.
Тогда и началась изыскательская и исследовательская работа Каюма Мухамедханова. Главным делом его жизни стало создание музея Абая в Семипалатинске. Кто знает, может быть, организация мемориального музея Абая является самым драгоценным, что сделано за четверть. Он трудился с творческим кредо: Музей – сокровищница человеческого гения.
Весомой частью в абаеведении являются труды К. Мухамедханова о школе и окружении Абая "Литературная школа Абая" в 4 томах (1992-1995). "Национальный поэт – это национальное достояние" – это тоже часть национального достояния Казахстана.
P.s. Интересен "штрих к портрету" ученого: В США к 90-летию со дня рождения Каюма Мухамедханова была выпущена юбилейная почтовая марка с его портретом.