Уважаемые гости сайта!

Отдел литературы по искусству продолжает рассказывать о творчестве мастеров искусств Казахстана, юбиляров года. Сегодня мы вспоминаем некоторые имена из Календаря знаменательных дат текущего года.

4 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения живописца, народного художника Казахстана Жанатая Шарденова (1927 - 1992 гг.)

Уроженец Акмолинской области, Жанатай Шарденов в 1949 году окончил Алма-Атинское театрально-художественное училище, с 1953 по 1955 годы учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Ведущий мастер национального пейзажа, Жанатай Шарденов – автор известных работ: "Капчагайское море", "Ущелье Алма-Арасан", "В Таласской степи", "На склоне Алатау", "Коктобе", и других. Тонкий и эмоциональный пейзажист, Шарденов предпочитал работать прямо на натуре, тонко чувствуя переменчивые состояния природы, начиная и заканчивая работу на одном дыхании, словно утверждая: природа прекрасна в каждое мгновение своего бытия. Шарденов блестяще пишет природу в зыбкие, неустойчивые, едва уловимые состояния её жизни. От его пейзажа "Горы после дождя", кажется, веет холодом. "Осенний мотив", "Признаки весны", "Пруд в парке" – тончайшие по цветовому строю, по передаче световых нюансов пейзажи. Зрителя поражает широта пространства, свежесть и материальность, "овеществленность" природных красок.  Особая любовь художника – деревья, их словно человеческий характер и индивидуальность. "Осенний дуб", "Цветущий урюк", деревья в разную пору их жизни на различном пейзажном фоне – они неповторимы по своему "диалогу" со зрителем.

Одновременно с лирическим пейзажем, Шарденов вел поиски в области пейзажа индустриального, воплощая тему соседства природы с техникой, с архитектурной средой. "Мангышлакская нефть" "Завод в Темиртау", "ТЭЦ",– в простых композициях художник сумел с поэтическим чувством и легкостью показать стройность индустриального образа.

Художник многогранный, Жанатай Шарденов писал портреты современников, натюрморты, рельефно, почти мозаично передавая фактуру предмета, его жизненность, лирически выражая его состояние.

За жизнелюбие и искреннее восхищение многообразной природой Казахстана Шарденова по праву называют певцом Родины. За высокое мастерство воплощения художественного образа родной земли Жанатай Шарденов награжден Почетной грамотой Верховного Совета Казахстана.

24 апреля    исполнилось 105 лет со дня рождения актера, народного артиста Казахстана Камала Кармысова (1912-1991 гг.)

Камал Кармысов родом из села Бериктас  Алма-Атинской области.

С 1927г. активно играл в драматическом кружке Алма-Атинского клуба работников торговли. Учился в Ташкентском университете Центральной Азии (1929). В 1930 году участвовал в организации Риддерского молодежно-рабочего театра. А в 1931 пришел на сцену Казахского академического театра драмы, чтобы служить ей 60 лет, до конца дней.

К. Кармысов умело вживался в образ, точно передавал движения, мимику героя, сочетая всё это с внутренним миром персонажа. Он был мастером прямолинейных сатирических ролей.Из 125 ролей в театре приведем лишь некоторые:Керим – "Абай" М. Ауэзова и Л. Соболева;

Козы, Жантык "Козы-Корпеш и Баян-Сулу" Г. Мусрепова; ТулегенТоктаров – "Гвардия чести" М. Ауэзова и А. Абишева; Гасфорт – "Шокан Валиханов" С. Муканова; Каражан – "Жеребенок мой" О. Бокея.

Играя во всех спектаклях национального казахского репертуара, актер окрашивал роли неповторимыми штрихами: подвижность, обаяние, доброта, юмор, хитрость – в богатой палитре актера находилось немало нюансов для тонкой прорисовки характеров.

Его роли в спектаклях классического русского и зарубежного репертуара: Барон – "На дне" М. Горького, Хлестаков – "Ревизор" Н. В. Гоголя, Гарпагон – "Скупой" Ж. Мольера, Яго – "Отелло" В. Шекспира, –  заслуживали самой высокой творческой оценки. Оценки, данной человеку, шагнувшему на профессиональную сцену из самой жизни. Так, по признанию известного театрального критика Н. Львова "Камалу Кармысову удалось создать замечательный образ, подняв на высокую планку свое творческое дарование. Актер нашел яркие сатирические краски, чтобы обрисовать страсть Гарпагона к деньгам, его стремление казаться молодым… Он довел горе и злобу Гарпагона до масштабов трагедии, отчего образ стал не только смешным, но и страшным". А его Хлестаков из гоголевского "Ревизора" был признан лучшим на советской сцене.

Спектакли с участием Камала Кармысова в декадах литературы и искусства в Москве в 1936 и 1958 годах были положительно отмечены театральной критикой.

Киноискусство, интересные роли и работа в дублировании, также приносили огромный опыт, доставляли удовольствие зрителям. Камал Кармысов полюбился кинозрителям в ролях: Оспан – "Песнь Абая" (1945), Жантык – "Поэма о любви" (1954), Алимхан – "Дочь степей" (1954) и других.

Народный артист Казахстана, обладатель Государственной премии  Казахстана (1980), Камал Кармысов награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, "Знак Почета" и медалями. Его имя носит одна из улиц южной столицы.

26 апреляисполнилось 85 лет заслуженному архитектору РК, почетному зодчему Казахстана профессору Шота Идрисовичу Валиханову (1932 г.)

Видный общественный деятель, академик Академии социальных наук Казахстана, заслуженный архитектор, лауреат Государственной премии Республики Казахстан, кавалер ордена "Курмет" Шота Идрисович Валиханов родился в семье потомка великого казахского хана Абылая (село Сырымбет Акмолинской области).  Будущий архитектор вырос в атмосфере народных легенд и преданий о своих великих предках. Эти юношеские впечатления, закрепленные глубокими знаниями, сформировали в нем глубокую ответственность в творчестве на благородине.

Окончив Московский архитектурный институт, Ш. Валиханов начал свою трудовую деятельность в 1956 году архитектором института "Казгор-стройпроект". В 1959 – 1965гг. он был младшим научным сотрудником в казахском филиале Академии строительства и архитектуры СССР. В 1966-67 годах – старший научный сотрудник Казахского института проектирования градостроительства, и все последующие годы его деятельность связана с проектированием (гражданское и сельское строительство) и с проблемами развития культуры и искусства, с защитой памятников истории и культуры: в 1990-93гг. заведует отделом Института литературы и искусства.

Шота Валиханов, совместно с коллективом архитекторов, скульпторов и инженеров, является автором нескольких крупных общественных зданий и более 20 монументов и памятников: памятник Шокану  Валиханову (1975), Абаю (1970), А. Жангильдину (1975), Гани Муратбаеву (1984). Наиболее значительным является Монумент Независимости (1996), возведенный на главной площади Алматы. Он стал единым символом страны, метафорой единства прошлого, настоящего и будущего казахской истории, культуры и государственности.

Золотой воин на крылатом барсе расположен на открытой площади почти у подножья Алатау и создает атмосферу взлета, устремленности к вершинам – к высотам и победам.Точное понимание законов жанра с присущим Валиханову умением синтезировать идеи, помогли создать уникальный, грандиозный по замыслу и воплощению монумент. Шота Валиханов умеет находить для своих проектовадекватные идейному замыслу решения.

Ш. Валиханов участвовал во всемирных конгрессах Международного Союза архитекторов (1975, Мадрид; 1978, Мехико; 1999, Пекин; 2000, Берлин). Он автор многих трудов, посвященных архитектуре и искусству Казахстана.Наделенный талантом драматурга, Шота Валиханов является и  автором пьес "Шокан" (первая постановка в 1962 году), "Агнур" (1982), "Судьба" (1984), "Нақақтан төгілген көз жасы" (2000). Многие из этих спектаклей с успехом идут на сценах республиканских театров.

За заслуги перед Отечеством Шота Идрисович Валиханов награжден орденом "Құрмет".

13 июня исполняется 70 лет поэту, драматургу, заслуженному деятелю Казахстана Нурлану Оразалину(1947 г.)

Первые стихи Нурлана Оразалина появились в печати в середине шестидесятых годов прошлого столетия.

К своему юбилею поэт и драматург, публицист и общественный деятель пришел, подарив читателям десять поэтических книг, опубликовав затем трехтомник избранных стихотворений.

"Творчество его умело сочетает в себе прекрасные национальные поэтические традиции с высокими поэтическими школами Запада и Востока.

Пьесы "Ночь при свечах", "Каменные олени", "Легенда о белой птице", "Возмездие", "Лихая година" по роману М. Ауэзова, "Последний день", "Тревожный век", "Последний вечер весны" Они успешно идут во многих театрах республики, в том числе и в главном театре имени М. Ауэзова, на сцене которого играли прославленные корифеи казахской сцены. Нурлан Оразалин давно уже признанный мастер этого жанра…

Обаятельный, открытый, мудрый и твердый в своих убеждениях, таким он предстает и в стихах этой книги". – Эти строки из предисловия Олжаса Сулейменова к "поэтическому роднику" Нурлана Оразалина, впервые опубликованному в переводе на русский язык, – книге "Зеленый огонь"

Его стихи читают на многих языках мира. Теперь можно поздравить и русскоговорящих любителей поэзии: они прикоснутся к чистому Слову о чистом Чувстве – книга "Зеленый огонь" о любви и верности, о гармонии прошлого и будущего.

Лауреатом Государственной премии РК Нурлан Оразалин стал после выхода в светсборника стихотворений "Прощание с веком". "Зов времени и зов предков принимают постоянное участие в поэтическом мире Нурлана Оразалина. Благодаря этому поэтический пафос и мировосприятие поэта поднимается на уровень планетарного прочтения" (О. Сулейменов)

"Поэзия Нурлана Оразалина лирична и философична, – продолжает тему журналист и поэт Л. Шашкова, – исторические факты в ней дышат степной мифологией… Две вещи поразили меня в творческом мире Нурлана Оразалина: это неуёмная жажда найти адекватное, единственно-возможное, отражающее как можно точнее его мысли и чувства Слово… 

… Вселенная вокруг…Её прекрасна речь,

Которую, увы, не часто понимаю.

Но чтоб навек любовь от гибели сберечь,

Я тороплюсь в ночи к великому Абаю…"

                              (перевод С. Мнацаканяна)

… Мне кажется, Нурлан Оразалин при всех своих регалиях и заслугах остается чернорабочим Поэзии, который не боится её ледяной остужающей хватки, понимая, что только так может возникнуть радующий и поэта и читателя результат Темы любви к родному краю и мук творчества, поиска своей особой песни, которая была бы услышана, принята родным народом, остаются главными в его поэзии… И представляется, что поэт, подобно легендарному Меджнуну, дробит бесконечный камень горы – камень неподатливой словесной глыбы, чтобы достичь ясного света Гармонии и Любви":

Ветрам пошире крылья распахни,

Знаком нам путь к вершинам вдохновенья.

Вторая жизнь нам не нужна,

Вдохни

Смысл вечный

В песнь любви и дерзновенья.

P. s. Мы благодарим журналиста газеты "Казахстанская правда" и председателя совета по русской литературе Союза писателей РК Любовь Константиновну Шашкову за возможность выразить и наши чувства по поводу творчества поэта.

Вся предоставленная информация подготовлена с использованием материалов из фондов библиотеки и публикаций в Интернете.

Уважаемые гости Сайта! За более полной информацией о персонах Календаря знаменательных дат обращайтесь в электронный каталог или отдел литературы по искусству.