Page 58 - Utro_Karagandy
P. 58
бами цветов. На скамье у фонтана сидела группа почет- лепный голос. Это был Кенжебай Мустафин, впоследст-
ных шахтеров в форме. вии один из лучших певцов Казахстана. В годы Великой
— Узнаете этот парк?— спросили меня. Ведь это те Отечественной войны он уехал на фронт и не вернул-
самые деревья, которые мы сажали в 1934 году. А прис- ся — погиб в боях за Родину.
мотритесь, кто сидит у фонтана? Вот, в центре группы. У Орлов знакомил казахских артистов с нотной грамо-
него Золотая Звезда на груди с серпом и молотом. той и принципами многоголосого пения. Пирогова запи-
— Кузембаев! Тусуп Кузембаев, как же не узнать! сывала и обрабатывала казахские народные песни для
Вот до каких почестей, до каких времен дожил старый
Тусуп! хорового и сольного исполнения.
Почти все ученики, за редким исключением, были на-
* * * много старше Орлова по возрасту. Они не владели рус-
ским языком, и можно представить, как трудно было
преподавать им музыкальную грамоту. Но учеба шла ус-
Осенью 1933 года пришли ко мне в горком партии два пешно, предметы преподавались на комбинированном
человека: мужчина лет тридцати, худощавый, подвиж- русско-казахском языке, выработанном в процессе рабо-
ной, просто одетый, и с ним женщина, выглядевшая нес- ты, с примесью итальянского, который необходим в музы-
колько моложе. Это был артист Борис Александрович ке. Ученики были увлечены занятиями. Люди, никогда в
Орлов и его супруга Валентина Сергеевна Пирогова, жизни не только не знавшие, но и не видевшие нот, начи-
ныне заслуженная артистка Казахской ССР. Эти товари- нали читать ноты, петь по ним.
щи приехали из Москвы в Караганду по направлению Слава о способном и трудолюбивом коллективе Кара-
Всесоюзного радиокомитета. С их именами связаны пер- гандинского радиокомитета вскоре дошла до столицы
вые шаги и дальнейшая большая плодотворная работа республики, и в 1934 году весь коллектив был приглашен
по развитию музыкальной культуры в Караганде. в Алма-Ату на первый Всеказахстанский слет народных
Я договорился с заместителем управляющего трестом деятелей искусства.
о прикреплении их к столовой и магазину инженерно-тех-
нических работников, они отказались. Народный артист Казахской ССР Евгений Брусилов-
— Зачем? Нам неудобно будет перед нашими госте- ский провел урок сольфеджио с казахскими артистами и
приимными друзьями. Будем жить так, как живут наши был тронут способностями «взрослых учеников», одно-
ученики. му из которых — Кали Байжанову, теперь тоже народ-
Тогда я договорился о прикреплении к столовой и ма- ному артисту республики — было тогда под шестьде-
газину учеников, которые, по утверждению Орлова и Пи- сят лет.
роговой, проявляют незаурядные способности. Одним из самых способных учеников Орлова и Пиро-
В поселке Михайловка в помещении бывшей церкви говой был солист Касымжан Бабаков, уроженец Акмо-
разместился тогда радиокомитет. Поселился Орлов в гли- линских степей. В 1933 году ему уже было за сорок лет.
няной мазанке с земляным полом и под соломенной кры- Он хорошо знал музыкальную грамоту, читал ноты, вы-
шей. разительно пел народные песни и песни советских компо-
С организацией в 1930 году областного комитета ра- зиторов, переведенные на казахский язык. Бабаков ездил
отлично
сдал
там
во Всесоюзный
радиокомитет
и
испыта-
диовещания в Караганде начали появляться казахские ния. Он пел и свои собственные произведения: «Завод» и
певцы — акыны, музыканты-импровизаторы. Они пришли «Темирши». Тогда Всесоюзный радиокомитет пригласил
из степных аулов, лежавших далеко от железной дороги, ансамбль артистов Карагандинского радиокомитета в
работали в радиокомитете и жили рядом с Орловым. Москву, где карагандинцы давали концерты. Через неко-
Однажды пришел в радиокомитет молодой казах с торое время Карагандинскому радиокомитету было раз-
черными усиками. Он спел под аккомпанемент домбры решено весь коллектив хора в составе двадцати двух че-
народную песню «Хорлан» и продемонстрировал велико- ловек включить в постоянный штат радиокомитета.
54 55