Page 48 - Utro_Karagandy
P. 48

ди  работали  у  них,  некоторые  ремонтировали  лежав-  В  шахтах  еще  господствовал  ручной  труд,  главными
 шие  на  полу  части  машин.  Несколько  позже,  в  1934  го-  и  основными  орудиями  труда  были  кайло,  совковая  ло-
 ду,  на  полу  механического  цеха  производилось  литье  пата,  топор.  Ведущими  профессиями  были  забойщики-
 деталей  с  применением  форм.  кайлачи  и  крепильщики.  Не  каждому  удавалось  стать
 Так  выглядело  в  то  время  единственное  в  Караганде  мастером  кайла.  Слово  «кайлач»  среди  шахтеров  Кара-
 ремонтное  предприятие.  Хотя  до  конца  1934  года  «мех-  ганды  произносилось  с  большим  уважением.
 цех»;  не  получал  новых  станков,  нового  оборудования,  Но  и  кайлач  мог  работать  уверенно  лишь  в  том  слу-
 рабочие  умудрялись  выполнять  все  работы  по  ремонту  чае,  если  забой  был  надежно  укреплен,  а  это  уж  зависе-
 шахтных  механизмов.  ло  от  крепильщиков,  причем  секретами  крепильщика
 Трудились  они  самоотверженно,  не  считаясь  со  вре-  владел  не  всякий  умевший  держать  в  руках  топор.  По-
 менем.  Иной  раз  в  метельную  ночь  вдруг  сообщали  об  этому  имена  крепильщиков  также  произносились  с  боль-
 аварии  на  какой-нибудь  шахте.  Преодолевая  бешеный  шим  уважением.
 ветер,  сбивавший  с  ног,  пряча  лица  от  хлесткого  снега,  Наиболее  важным  участко(м  работы  в  шахте,  от  ко-
 держась  за  протянутые  к  шахте  канаты,  шли  рабочие-  торого  зависело  выполнение  задания  всем  коллективом,
 ремонтники  на  ликвидацию  аварии.  Они  знали:  если  не  была  проходка  штреков,  расширение  фронта  очистных
 придут —  остановится  добыча  угля,  Караганда  не  вы-  работ.  В  то  время  проходчики  работали  по  колено  в  во-
 полнит  задания  партии  и  правительства.  де,  так  как  паровая  энергия  была  ненадежной,  камеро-
 Фалькевич,  Таинча  и  другие  «темирши»  понимали,  ны,  выкачивавшие  подземные  воды,  часто  останавлива-
 что  не  вечно  будет  существовать  «мехцех»  в  таком  виде,  лись.
 что  на  смену  придут  новые  мощные  предприятия.  Но  Хлюпала  вода  под  резиновыми  сапогами,  сверху,  с
 действительность  превзошла  все  мечты.  Стоит  лишь  боков  просачивались,  струились,  капали  грунтовые  во-
 взглянуть  на  первоклассный  машиностроительный  завод  ды.  Пронизывала  сырость.  Несмотря  на  это,  сантиметр
 имени  Пархоменко,  на  домну  и  цехи  Карагандинского  за  сантиметром  откайливая  уголь  и  породу,  медленно
 металлургического  завода  в  Темиртау...  продвигались  вперед  проходчики  — обычно  наиболее
 Но  вернемся  к  тридцатым  годам.  Добыча  угля  в  шах-  опытные,  прошедшие  хорошую  выучку  шахтеры.
 тах  производилась  ручным  способом.  Груженные  углем  Казахи-рабочие  довольно  быстро  овладели  шахтер-
 вагонетки  подымались  на-гора  с  помощью  конного  воро-  скими  профессиями  с  помощью  прибывших  донбасцев
 та.  Электрического  света  в  шахтах  не  было,  тускло  го-  и  своих  старых  кадровиков.
 рели  шахтерские  лампочки,  и  шахтеры  узнавали  друг  Особенно  запомнились  мне  забойщик  шахты  №  3
 друга  только  по  известным  им  приметам,  по  голосу  и  по-  Ракишев,  недавно  прибывший  из  аула,  но  быстро  завое-
 ходке.  вавший  уважение  шахтеров  бригадир  проходческой  бри-
 По  обе  стороны  центрального  ствола  главного  укло-  гады  шахты  №  18  Джумабаев,  проходчик  Доканбаев,
 на  были  расположены  штреки — длинные  улицы  в  фор-  отец  которого  работал  еще  на  английской  шахте  «Кара»
 ме  скоб.  От  них  поперечно  располагались  «печи»,  «ор-  по  12  часов  в  сутки  за  25  копеек,  проходчик  Коханбаев,
 ты»,  ведшие  к  забоям.  Голые  по  пояс,  такие  черные  от  много  лет  проработавший  на  Риддерском  свинцовом
 перемешанного  с  потом  черного  угля,  что  виднелись  руднике  и  Спасском  медеплавильном  заводе.  Они-то  и
 лишь  белки  глаз  и  зубы,  забойщики  кайлами  добывали  образовали  крепкое  ядро  и  способствовали  зарождению
 уголь.  От  этих  забоев  к  штреку,  сгибаясь,  чтобы  не  уда-  молодого  казахского  пролетариата.
 риться  головой  о  породу,  саночники  катили  на  тачках  Рабочие-казахи,  добывая  уголь  в  любых  условиях
 добытый  уголь.  В  штреках  грузили  его  в  вагонетки,  от-  рядом  с  донбассовцами,  показывали  образцы героическо-
 куда  уже  по  рельсам  увозили  лошадьми,  подгоняемыми  го  труда.  Бригады  шахтеров  Токобаева,  Ермагамбето-
 коногонами.  А  в  главном  стволе  вагонетки,  прицеплен-  ва,  Омарова,  Генбаева,  Каримова,  Сигамбаева,  Мусатае-
 ные  к  специальным  канатам,  поднимались  на-гора.  ва  и  других  намного  перевыполняли  нормы.
 44                                                          46
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53