Page 7 - Алтынсарин
P. 7
коротеньких рассказов, которые требовались для общеобразовательной
книги, как указывается в предисловии к «Киргизской хрестоматии» 1879
года.
Просветитель учитывал необходимость сделать книгу пригодной не
только для детей школьного возраста, но и для взрослых читателей; также
подобрать для книги такие материалы, которые были бы понятны и доступны
именно казахскому читателю, не знакомому ни с жизнью больших городов,
ни с рядом особенностей русской и западноевропейской жизни.
В 1879 году И. Алтынсарин создал два замечательных учебных пособия,
где нашли его передовые педагогические идеи – «Киргизская хрестоматия» и
«Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку». На
разработку казахского алфавита из русской графики И. Алтынсарин потратил
около трех лет, привлекая к этому учителей и учащихся старших классов
светских школ степных укреплений Тургая и Иргиза.
«Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» является
первым учебным пособием по русскому языку для казахских детей, а также
методическим руководством для учителей.
В многогранной творческой деятельности Ибрая Алтынсарина четко
видны три линии, определившие его известную роль в истории казахского
народа.
Первая из них – его общественная деятельность, как неутомимого
труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-
казахских народных школ и просветительская педагогическая деятельность
как поэта-писателя, пропагандиста научных знаний, как учителя и автора
первых учебников на казахском языке.
Вторая линия – его литературная деятельность, как одного из
основоположников новой казахской художественной литературы, нового
демократического направления, в частности, художественной прозы и
детской литературы, а также замечательного переводчика художественных
произведений передовых писателей и просветителей того времени.
Третья линия – как деятеля культуры, впервые в Казахстане
организовавшего культурно-просветительные учреждения (библиотеки,
клубы и кружки художественной самодеятельности, кружки рукоделия,
собиравшего устное народное творчество.
Во многих своих произведениях Ибрай Алтынсарин воспевает гуманизм,
патриотизм, моральную стойкость, уважение, дружбу к братским народам.
Примечательными в этом отношении являются стихотворения:
«Наставление», «Не дружи с воровством, бедняк», «Ой, джигиты!», «Друзья
мои!», «Дурной человек!», «Когда сородичи делаются чужими»,
прозаические рассказы: «Чувство жалости сильнее боли», «Чистый родник»,
«Мудрый судья» и другие, в которых ярко выражен писательский и
поэтический талант поэта-просветителя.
Будучи педагогом, Ибрай Алтынсарин посвятил казахской молодежи цикл
своих произведений, известных как наставительные песни. В них поэт, имея
за плечами богатый жизненный опыт, считает себя вправе дать