Page 7 - Алтынсарин
P. 7

коротеньких  рассказов,  которые  требовались  для  общеобразовательной
                  книги,  как  указывается  в  предисловии  к  «Киргизской  хрестоматии»  1879
                  года.
                       Просветитель  учитывал  необходимость  сделать  книгу  пригодной  не
                  только  для  детей  школьного  возраста,  но  и  для  взрослых  читателей;  также
                  подобрать для книги такие материалы, которые были бы понятны и доступны
                  именно казахскому читателю, не знакомому ни с жизнью больших городов,
                  ни с рядом особенностей русской и западноевропейской жизни.
                        В 1879 году И. Алтынсарин создал два замечательных учебных пособия,
                  где нашли его передовые педагогические идеи – «Киргизская хрестоматия» и
                  «Начальное  руководство  по  обучению  киргизов  русскому  языку».  На
                  разработку казахского алфавита из русской графики И. Алтынсарин потратил
                  около  трех  лет,  привлекая  к  этому  учителей  и  учащихся  старших  классов
                  светских школ степных укреплений Тургая и Иргиза.
                       «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» является
                  первым учебным пособием по русскому языку для казахских детей, а также
                  методическим руководством для учителей.
                       В  многогранной  творческой  деятельности  Ибрая  Алтынсарина  четко
                  видны  три  линии,  определившие  его  известную  роль  в  истории  казахского
                  народа.
                        Первая  из  них  –  его  общественная  деятельность,  как  неутомимого
                  труженика  на  ниве  просвещения,  создателя  и  организатора  первых  русско-
                  казахских  народных  школ  и  просветительская  педагогическая  деятельность
                  как  поэта-писателя,  пропагандиста  научных  знаний,  как  учителя  и  автора
                  первых учебников на казахском языке.
                        Вторая  линия  –  его  литературная  деятельность,  как  одного  из
                  основоположников  новой  казахской  художественной  литературы,  нового
                  демократического  направления,  в  частности,  художественной  прозы  и
                  детской  литературы,  а  также  замечательного  переводчика  художественных
                  произведений передовых писателей и просветителей того времени.
                       Третья  линия  –  как  деятеля  культуры,  впервые  в  Казахстане
                  организовавшего  культурно-просветительные  учреждения  (библиотеки,
                  клубы  и  кружки  художественной  самодеятельности,  кружки  рукоделия,
                  собиравшего устное народное творчество.
                       Во многих своих произведениях Ибрай Алтынсарин воспевает гуманизм,
                  патриотизм,  моральную  стойкость,  уважение,  дружбу  к  братским  народам.
                  Примечательными            в    этом      отношении         являются       стихотворения:
                  «Наставление», «Не дружи с воровством, бедняк», «Ой, джигиты!», «Друзья
                  мои!»,  «Дурной  человек!»,  «Когда  сородичи  делаются  чужими»,
                  прозаические рассказы: «Чувство жалости сильнее боли», «Чистый родник»,
                  «Мудрый  судья»  и  другие,  в  которых  ярко  выражен  писательский  и
                  поэтический талант поэта-просветителя.
                       Будучи педагогом, Ибрай Алтынсарин посвятил казахской молодежи цикл
                  своих произведений, известных  как наставительные песни. В них поэт, имея
                  за  плечами  богатый  жизненный  опыт,  считает  себя  вправе  дать
   2   3   4   5   6   7   8   9   10