Page 62 - В помощь работе с литературой о родном крае в 2024 году
P. 62
1949–2008 - 75 лет со дня рождения заслуженного
артиста Республики Казахстан Рамазана
Рымбековича Баймаганбетова
Рамазан Баймаганбетов родился в 1949 году.
Он никогда не думал, что станет театральным актером. Мечтал стать музыкантом. В
1966 году приехал из маленького аула Дегелен в Караганду и поступил в музыкальное
училище им. Таттимбета в класс виолончели.
На первых курсах начал посещать казахский театр. Спектакли, ставившиеся в те
годы на сцене, игра знаменитых актеров Муздыбека Абдыкаримова, Агдарбека Ибраева,
Зейноллы Жакупова, Жамили Шашкиной, Ануарбека Шаймерденова, Кайнекен
Алимбаевой завораживала, восхищала, заставляла трепетно сжиматься сердце студента,
наполняя его жизнь новым смыслом, красками, давая повод для творческого полета.
Через некоторое время он уже не мыслил жизни без театра, хотя и не думал об
артистической карьере. Но получилось так, что ему стали давать небольшие
эпизодические роли, а после окончания музыкального училища пригласили в актерскую
труппу. С 1968 года он актер Казахского драмтеатра им. С. Сейфуллина. Директор театра
3. Жакупов, наблюдая за игрой юноши в эпизодах, поставил однозначный «диагноз»: из
него получится неплохой артист. Эти слова мудрого наставника и определили
дальнейшую судьбу Рамазана Баймаганбетова. Молодой Рамазан, не имевший
специального актерского образования, брал уроки мастерства у старших товарищей.
Рамазан Рымбекулы тысячу раз благодарит судьбу за то, что она свела его с прекрасными
артистами, которые в то время составляли славу и гордость казахского театра. Именитые
наставники учили юношу азам сложной профессии ненавязчиво, по-отечески. Один имел
богатый опыт комедийного актера, у другого восхищал талант трагика, кто-то мастерски
владел искусством монолога, виртуозно вкладывая в самые обычные слова глубокий,
потаенный смысл. Учеба давалась нелегко: были взлеты, падения, срывы, радость от
успехов, хандра, божественные минуты вдохновения. Актерский хлеб, оказалось, был не
так сладок, как представлялось прежде. Внешний блеск на сцене требовал жесткой
дисциплины, полной самоотдачи, ежедневной изнурительной работы над собой. От
маленьких эпизодов Рамазан Баймаганбетов постепенно переходил к большим ролям.
Хотя, по его мнению, не бывает маленьких ролей - бывают бесталанные актеры.
Ему хорошо давались роли старцев. Хотя в душе он, конечно, искренне мечтал
начать свою артистическую стезю с образов батыров и мужественных современных
героев.
Долгая творческая жизнь, прожитая на театральных подмостках, отточила его
актерское мастерство. Какие бы образы он ни создавал на сцене - будь то властный старец
Карабай или нежный сердцем Усербай, эгоистичный Хазин, отважный генерал Панфилов,
грузин Агабо, немой Мылкау и многие другие - Р. Баймаганбетов умел раскрыть их так
естественно и вдохновенно, будто жил жизнью каждого своего героя.
Он сыграл роли: Шыгайбая в «Алдар Косе», Бозтайлака в постановке «Жеребенок
мой», старика Момына в «Белом пароходе», Абая в «Человеке-загадке», Есения в
«Улпане», Еврипида в «Медее», Глухонемого в «Ахан серэ - Актокты» и многие другие.
Как режиссер Баймаганбетов ставил спектакли «Век, в котором нет любви»,
«Алпамыс», «Танагоз», «Могила», «Любовь женщины».
Баймаганбетов Р.Р. - лауреат республиканских и международных конкурсов и
фестивалей.
Умер Рамазан Рымбекович Баймаганбетов в 2008 году.
25 марта 2015 года Рамазану Баймаганбетову установлена мемориальная доска по адресу:
г.Караганда, пр. Н.Абдирова, 15.
Литература:
Баймаганбетов Рамазан // Караганда. Карагандинская область: энциклопедия / гл.
ред. А. Абдулин.– Алматы, 2008. – С. 153.
62