Page 58 - КЗД_2023
P. 58
***
Есенов Н. Один из династии: интервью с певцом Н.Есеновым / вел
В.Шипунов // Сарыарқа. - Жезқазған, 2012. - 18 мамыр (№ 21). - С. 11
Крамер Н. Струны души // Индустриальная Караганда. - 2018. - 1 нояб. (№
122). - С. 6.
20 ноября 1928г. - июль 2015г. - 95
лет со дня рождения художника,
скульптора Анатолия Петровича
Билыка
Известный казахстанский скульптор родился в с. Крамарка
Днепропетровской области. Окончил Днепропетровское художественное училище
в 1950 году. С 1956г. вся его жизнь была связана с Карагандой. Билык А.П. - член
Союза художников РК, Заслуженный деятель искусств РК, почетный гражданин
города Караганды. В 2006г. стал академиком Академии художеств РК. А.Билык
много времени и внимания отдавал монументальному искусству. Им создано
более двадцати памятников и монументов во многих городах Казахстана.
Наиболее значительные произведения художник сделал для Караганды.
Скульптор создал большую галерею портретов - шахтеров, металлургов,
тружеников села, ученых, общественных деятелей, в которых воплотил образ
старшего поколения. Среди них - монументы «Шахтерская слава» и
«Металлурги», академику Евнею Букетову, А.Сагинову, К.Станиславскому,
Василию Язеву, Генриху Фогелеру и др. Созданные им памятники и монументы
украсили улицы многих городов нашей страны, а станковые произведения
хранятся в собраниях государственных коллекций не только Караганды, но и
Астаны, Алматы, Москвы, в Ворпсведе (Германия).
В них он вдохновляется героикой подвига и героикой труда – для него они во
многом схожи. Работая над монументами, А.Билык постиг тайны пространства и
его взаимоотношений со скульптурным объемом, прочувствовал пластическую
красоту обобщенной стилизованной формы. Эти находки художник воплощает в
станковом творчестве. Это - прежде всего портреты, в которых, как и в
статуарных композициях, преобладает героическое начало. Ему нравятся люди
сильные, мужественные, полностью отдающиеся своему делу, поэтому он часто
лепит Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда. В них он
видит воплощение своего идеала. Под рукой скульптора простые черты
человеческого лица преображаются, становясь значительными, одухотворенными.
В них раскрываются не столько индивидуальные особенности личности, сколько
общечеловеческие начала конкретного характера. Более лиричен и личностен
скульптор в портретах близких людей, где характер раскрывается во всей своей
полноте.
Одновременно с творческой работой он много сделал для становления Союза
художников и изобразительного искусства в Центральном Казахстане. В 2008 г.
был награжден орденом «Достык.»
Анатолий Петрович Билык умер в возрасте 86 лет.
Литература:
Иванина Н.И. Художник Билык // Билык А. Жизнь в искусстве: Творческо-
биографический альбом. - Караганда, 2009.- с.65-76