Page 61 - KZD2022
P. 61

откочевке в Китай, в первых числах апреля 1930 года у себя на квартире в Новотроицком проводит
        расширенное,  совещание  с  представителями  Шетского  и  прилегающих  к  нему  районов,  а  также
        Алма-Аты и  Фрунзе. На этом совещании присутствовали свыше 40 человек. В числе  участников
        был приехавший из Алма-Аты Ильяс Ахметов.
              И. Ахметов был арестован 25 марта 1938г. и  4 октября этого же года,  он осужден тройкой
        при УНКВД Северо-Казахстанской области, обвинен по статье 58-1а, 58-2,58-6,58-11, и приговорен
        к расстрелу. Реабилитирован 16 июня 1958г. Военным Трибуналом Туркестанского военного округа
        с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
                                                        Литература:
              Ахметов Ильяс (1897-1938) // Караганда. Карагандинская область: энциклопедия / гл. ред. А.
        Абдулин.– Алматы, 2008. – С. 145-146.
              Ахметов      Ф.    К    истории      одной     рукописи.     Режим      доступа     http://zhurnal-
        prostor.kz/assets/files/2019/2019-08/08-2019-06.pdf#:~:text
                                          1897г.  –   125 лет со дня рождения кюйши, певицы, домбристки
                                                    Ахметкызы Аккыз (Мугулсим)
              Ахметкызы  Аккыз  (Мугулсим)  родилась  в  1897  году  в  поселении  Есалы  в  окрестностях
        Конырата, близ города Балхаш Карагандинской области.
              Она была дочерью знаменитого бая Ахмета, имевшего десятки тысяч лошадей, верблюдов и
        овец. За светлую кожу и красоту в народе ее прозвали Аккыз. Имя Мугулсим оставалось лишь в
        метрике.
              С домброй девушка не расставалась и готова была участвовать во всех состязаниях, где бы
        они ни происходили. Аккыз, воспитанная в традициях кюев Арки, восторгалась и безмерно уважала
        творчество  Таттимбета.  Его  кюи  она  исполняла  в  первую  очередь.  И  только  потом  радовала
        слушателей собственными произведениями.
              С молодых лет наряду с исполнением кюев она овладела умением петь. Следуя за «золотыми
        голосами»  К.  Байжанова  и  М.  Ержанова,  Аккыз  оттачивала  мастерство  исполнения  кюя  у  А.
        Хасенова.  Виртуозно  исполняла  кюи  Таттимбета,  Токи,  Саймака  («Косбасар»,  «Сылкылдак»,
        «Саржайлау», «Кайран елим», «Аккиз») и др.
              Аккыз – автор нескольких своеобразных кюев: «Ах, народ мой», «Аккыз», «Косбасар».
              Но женщина, как известно, - это не мужчина, который бы уже давно снискал славу великого
        виртуоза. Девушку же просто отдали замуж.
              Именно  новая  семья  спасла  ее  в  годы  репрессий.  В  1928  году  имущество  бая  Ахмета
        конфисковали,  а  его  с  семьей  отправили  в  ссылку.  И  лишь  Мугулсим  вместе  с  детьми  чудом
        осталась  на  родине.  С  этого  времени  кюи  Аккыз  стали  звучать  скорбно  и  печально:  "Сирота",
        "Печальная девушка", "Несчастный народ" - все они несли в себе тематику трагизма и драмы. Саму
        же Мугулсим как "враждебный элемент" власть намеренно старалась забыть.
              В  советские  годы  на  весь  Казахстан  звучало  имя  Дины  Нурпеисовой,  которая,  бесспорно,
        обладала  талантом  кюйши.  И  мало  кто знал,  что  в  далеком  селе  Актогай  живет  тихая  женщина,
        некогда избалованная дочь  бая, а главное:  настоящий самородок, автор десятков кюев и  песен  –
        Мугулсим Ахметкызы.
              Имя ее так и осталось бы незаслуженно забытым, если бы в начале 70-х годов об Ак аже (а
        тогда  она  уже  стала  бабушкой)  не  вспомнил  журналист  республиканской  газеты  "Социалистік
        Қазақстан" Акселеу Сейдимбеков. Он был первым, кто написал о творчестве Аккыз.
              Позже ее пригласили на передачу в Алма-Ату. Кюи Мугулсим записали на радио, и до сих пор
        они звучат, напоминая о трагической судьбе казахского народа в годы репрессий и голодомора.
              Аккыз  была  наставником  таких  кюйши,  как  М.  Хамзин,  А.  Абенова,  Ж.  Омашев,  Т.
        Тусипбеков.
              Родившаяся  в  1897  году,  она  прожила  долгую  жизнь.  Умерла  7  мая    1987  г.  Лишь  с
        получением  независимости  Казахстана  и  после  смерти  Аккыз  ее  имя  обрело  настоящую  славу.
        Потомки открыли для себя ее великие произведения.
              Теперь на каждый юбилей кюйши жители Актогайского района дают ас.
                                                        Литература:



                                                           59
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66