Page 61 - KZD2022
P. 61
откочевке в Китай, в первых числах апреля 1930 года у себя на квартире в Новотроицком проводит
расширенное, совещание с представителями Шетского и прилегающих к нему районов, а также
Алма-Аты и Фрунзе. На этом совещании присутствовали свыше 40 человек. В числе участников
был приехавший из Алма-Аты Ильяс Ахметов.
И. Ахметов был арестован 25 марта 1938г. и 4 октября этого же года, он осужден тройкой
при УНКВД Северо-Казахстанской области, обвинен по статье 58-1а, 58-2,58-6,58-11, и приговорен
к расстрелу. Реабилитирован 16 июня 1958г. Военным Трибуналом Туркестанского военного округа
с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
Литература:
Ахметов Ильяс (1897-1938) // Караганда. Карагандинская область: энциклопедия / гл. ред. А.
Абдулин.– Алматы, 2008. – С. 145-146.
Ахметов Ф. К истории одной рукописи. Режим доступа http://zhurnal-
prostor.kz/assets/files/2019/2019-08/08-2019-06.pdf#:~:text
1897г. – 125 лет со дня рождения кюйши, певицы, домбристки
Ахметкызы Аккыз (Мугулсим)
Ахметкызы Аккыз (Мугулсим) родилась в 1897 году в поселении Есалы в окрестностях
Конырата, близ города Балхаш Карагандинской области.
Она была дочерью знаменитого бая Ахмета, имевшего десятки тысяч лошадей, верблюдов и
овец. За светлую кожу и красоту в народе ее прозвали Аккыз. Имя Мугулсим оставалось лишь в
метрике.
С домброй девушка не расставалась и готова была участвовать во всех состязаниях, где бы
они ни происходили. Аккыз, воспитанная в традициях кюев Арки, восторгалась и безмерно уважала
творчество Таттимбета. Его кюи она исполняла в первую очередь. И только потом радовала
слушателей собственными произведениями.
С молодых лет наряду с исполнением кюев она овладела умением петь. Следуя за «золотыми
голосами» К. Байжанова и М. Ержанова, Аккыз оттачивала мастерство исполнения кюя у А.
Хасенова. Виртуозно исполняла кюи Таттимбета, Токи, Саймака («Косбасар», «Сылкылдак»,
«Саржайлау», «Кайран елим», «Аккиз») и др.
Аккыз – автор нескольких своеобразных кюев: «Ах, народ мой», «Аккыз», «Косбасар».
Но женщина, как известно, - это не мужчина, который бы уже давно снискал славу великого
виртуоза. Девушку же просто отдали замуж.
Именно новая семья спасла ее в годы репрессий. В 1928 году имущество бая Ахмета
конфисковали, а его с семьей отправили в ссылку. И лишь Мугулсим вместе с детьми чудом
осталась на родине. С этого времени кюи Аккыз стали звучать скорбно и печально: "Сирота",
"Печальная девушка", "Несчастный народ" - все они несли в себе тематику трагизма и драмы. Саму
же Мугулсим как "враждебный элемент" власть намеренно старалась забыть.
В советские годы на весь Казахстан звучало имя Дины Нурпеисовой, которая, бесспорно,
обладала талантом кюйши. И мало кто знал, что в далеком селе Актогай живет тихая женщина,
некогда избалованная дочь бая, а главное: настоящий самородок, автор десятков кюев и песен –
Мугулсим Ахметкызы.
Имя ее так и осталось бы незаслуженно забытым, если бы в начале 70-х годов об Ак аже (а
тогда она уже стала бабушкой) не вспомнил журналист республиканской газеты "Социалистік
Қазақстан" Акселеу Сейдимбеков. Он был первым, кто написал о творчестве Аккыз.
Позже ее пригласили на передачу в Алма-Ату. Кюи Мугулсим записали на радио, и до сих пор
они звучат, напоминая о трагической судьбе казахского народа в годы репрессий и голодомора.
Аккыз была наставником таких кюйши, как М. Хамзин, А. Абенова, Ж. Омашев, Т.
Тусипбеков.
Родившаяся в 1897 году, она прожила долгую жизнь. Умерла 7 мая 1987 г. Лишь с
получением независимости Казахстана и после смерти Аккыз ее имя обрело настоящую славу.
Потомки открыли для себя ее великие произведения.
Теперь на каждый юбилей кюйши жители Актогайского района дают ас.
Литература:
59