Page 44 - KZD2022
P. 44
Сазанбаева А. Ожившие страницы истории // Индустриальная Караганда. - 2015. - 21 мая (№
72/73). - С. 12.
Степкина О. В путь за сокровищами // Индустриальная Караганда. - 2007. - 9 июня. - С. 8.
Строкова А. Дорогие сердцу экспонаты // Индустриальная Караганда. - 2015. - 14 мая (№
68/69). - С. 12.
Строкова А. Духовные запросы // Индустриальная Караганда. - 2012. - 13 нояб. (№ 138). - С. 6.
Строкова А. Живая история: Культурное наследие // Индустриальная Караганда. - 2012. - 26
мая (№ 62).- С. 5.
Строкова, А. Лаконичная история [Текст] / А. Строкова // Индустриальная Караганда. - 2016. -
26 нояб. (№ 152). - С. 4
Темиргалиева, К. Важное средство развития [Текст] : [Карагандинский историко-
краеведческий музей] / К. Темиргалиева // Индустриальная Караганда. - 2006. - 18 мая. - С. 10
Яковенко А. Мамонты Жанаарки // Индустриальная Караганда. - 2014. - 11 дек. (№ 217). - С.
8.
14 ноября 1947г. – 75 лет со дня рождения художника Куаныша
Райымкуловича Есиркеева
Куаныш Есиркеев родился в городе Балхаш Карагандинской области в семье яркого
представителя первого поколения художников Караганды Раймкула Есиркеева, с самого детства
жил в атмосфере творчества и с легкостью поступил в Алма-Атинское художественное училище.
Куаныш Есиркеев в студенческих этюдах пытается понять и передать особенности натуры: лепит
форму широкими уверенными мазками, показывая цветовые нюансы летнего теплого неба, гор и
степей. Его работы демонстрируют талант и желание построить на холсте гармоничный мир,
создать выверенную композицию. Куаныш Есиркеев полностью отдал себя любимому делу. Сейчас
он уже не пишет, но все его сохраненные работы - уникальное наследие. Во всех его произведениях
наблюдается стремление показать истинное лицо мироздания, не замутненное сиюминутными
впечатлениями. Его творчество стало знаменательной вехой в развитии отечественного искусства и
совпало со значительными переменами: молодежь активно ратовала за «новое» искусство, удивляя
зрителей всесоюзных выставок своими картинами. И Куаныш всецело поддерживал эти
устремления. Проучившись год в Москве, он вернулся на родину. В работах, написанных в 70-х
годах, Есиркеев обращается к наследию кубизма, меняя форму и колористику произведений - цвет
выступает для него как знак и символ живой плоти, пламени, крови, небесного зарева. И в этой
стилистике выполнены все наиболее значимые его работы второй половины семидесятых,
обращенные ко временам скорби и борьбы, - они полны напряжения, яростной экспрессии, боли и
сочувствия. В 80-х и тематика, и стиль Куаныша Есиркеева меняются: он пишет индустриальные и
городские пейзажи, а его натюрморты наполнены тишиной и умиротворением. Любые эмоции
уходят, как и признаки движения, объема и атмосферы - но это лишь первое впечатление.
Длительное общение с его картинами позволяет наблюдать чудо «оживления»: пространство
обретает глубину, облака и машины начинают размеренное движение.
Есиркеев - член Союза художников РК, участник республиканских, всесоюзных и зарубежных
выставок. Его полотна «Домбырашы» (1975), «Суретші» (1974), «Бектемір» (1975), «Екеу» (1975),
«Курманғазы» (1976) получили высокую оценку на зарубежных выставках.
Литература:
Есиркеев Куаныш Раймкулович // Сарыарқа суретшілері = Художники Сарыарки = Artists of
Saryarka / авт. және құраст. Н. Иванина; каз. тіліне аударған Б. Булгакпаева; ағылшын тіліне
аударған Г. Кабыкенова. - Павлодар, 2006. – С.138.
Есиркеев Куаныш Раймкулович // Художники Караганды: альбом / автор-сост. Н.И. Иванина. -
М., 1979. – С. 13.
Есиркеев Куаныш Райымкулович // Караганда. Карагандинская область: энциклопедия / гл.
ред. А. Абдулин.– Алматы, 2008. – С. 221.
Художники Караганды: альбом / автор-сост. Н.И. Иванина. - М.: Советский художник, 1979. -
142 с.
***
42