Page 23 - KZD2022
P. 23
24 апреля 1932г. – 90 лет со дня рождения казахского писателя,
публициста Камала Сейтжановича
Смаилова
Камал Сейтжанович Смаилов родился 24 апреля 1932 года в Улытауском районе
Карагандинской области. После окончания факультета журналистики Казахского Государственного
университета им. С. М. Кирова работал в редакции газеты «Лениншіл жас». В 1960-1962 гг. –
главный редактор журнала «Білім және еңбеқ», ныне «Зерде».
«В 1964 году в организованный комитет по кинематографии Казахской ССР его председатель А.
Федулин искал первого заместителя. Однажды на совещании он услышал выступление Смаилова –
секретаря ЦК комсомола и увидел в нем разносторонне мыслящую личность, человека
эрудированного, увлеченного. Камала отпустили не сразу. А через год ему предложили быть
одновременно и директором киностудии «Казахфильм». В 33 года Камал стал руководить
производством, бюджет которого исчислялся сотнями тысяч рублей, и коллективом в 1 500 человек,
где были маститые режиссеры, операторы, художники, музыканты, отмеченные званиями,
наградами. Несмотря на явную молодость, Камал Смаилов довольно быстро и легко влился в
сложный киношный мир, потому что сам был яркой творческой личностью, буквально окунулся в
бурную среду кино, проявив организаторские способности и глубинное понимание искусства
экрана. Его привлекли синтез, многосложность, масштабность, мобильность, оперативность,
современность кинематографа.
Появлению культового фильма «Кыз - Жибек» также способствовал Камал Сейтжанович,
еще до прихода на «Казахфильм» мечтавший перенести на экран шедевр казахской культуры. В
начале 1967 года, будучи директором «Казахфильма», он повез в Москву для утверждения в
Госкино Союза три сценария, один из которых не приняли. Сложилась критическая ситуация:
«горит» план киностудии. И Камал вспомнил, что в архиве лежит давнишний сценарий Габита
Мусрепова «Гакку». Сценарий немедленно доставляют в Москву, и благодаря настойчивости
Камала его уже под названием «Кыз-Жибек» (по предложению Смаилова) утверждают в Госкино
СССР.
– У Камала было верное чутье на кинорежиссеров. Постановку «Кыз-Жибек» он сразу же
предложил Султану Ходжикову, угадав в нем масштабную личность, способную поставить
многослойный народный фильм. Эпопея с «Кыз-Жибек» – от идеи к фильму – начинается с осени
1967-го и продолжается до выхода картины в 1971 году. Фильм был настоящим детищем Камала.
Он гордился тем, что стоял у истоков замысла и стал участником его воплощения, – вспоминает
Гадильбек Шалахметов.
Есть своя история и у фильма «Конец атамана» – последней картины, поставленной
Шакеном Аймановым. 5 февраля 1968 года в газете «Правда» был напечатан очерк «Меня должны
расстрелять на рассвете». Камал Смаилов лежал простуженный, с высокой температурой. Прочитав
материал, он сразу же понял, что тот может стать сюжетом неординарного фильма. Камал звонит из
дома в Москву Андрону Михалкову-Кончаловскому и предлагает ему написать сценарий, ставить
фильм без раздумья предлагает Шакену Айманову.
Bo время руководства Камалом Смаиловым киностудией и Госкино КазССР вышли известные и
любимые фильмы: «Земля отцов», «Крылья песни», «Тревожное утро», «За нами Москва», «Ангел в
тюбетейке», «Выстрел на перевале Караш», «Песнь о Маншук», «Конец атамана», «Кыз-Жибек»,
«Лютый», «Транссибирский экспресс».
В 1967-м к нему обращается художник, режиссер Амен Хайдаров с предложением создавать
на «Казахфильме» мультипликационные фильмы. Камал Сейтжанович сразу же поддержал его,
пошел на явный финансовый риск, переведя на создание мультфильмов незапланированные деньги.
Первый «незаконный» мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками?» зрители встретили с
большим воодушевлением, он был удостоен второй премии и приза на III Всесоюзном
кинофестивале в Ленинграде и с триумфом вошел в историю казахского кино.
Камал Смаилов заботился и о будущих кадрах. В Москву для обучения во ВГИКе отправлялась
талантливая творческая молодежь. Немало из них стали знаменитыми режиссерами, актерами,
сценаристами. Будучи человеком передовых взглядов, Камал Смаилов стремился вперед, старался
21