Page 23 - KZD2022
P. 23

24 апреля 1932г. – 90 лет со дня рождения казахского писателя,
                                                              публициста         Камала        Сейтжановича
                                                              Смаилова
              Камал  Сейтжанович  Смаилов  родился  24  апреля  1932  года  в  Улытауском  районе
        Карагандинской области. После окончания факультета журналистики Казахского Государственного
        университета  им.  С.  М.  Кирова  работал  в  редакции  газеты  «Лениншіл  жас».  В  1960-1962  гг.  –
        главный редактор журнала «Білім және еңбеқ», ныне «Зерде».
        «В 1964 году в организованный комитет по кинематографии Казахской ССР его председатель А.
        Федулин искал первого заместителя. Однажды на совещании он услышал выступление Смаилова –
        секретаря  ЦК  комсомола  и  увидел  в  нем  разносторонне  мыслящую  личность,  человека
        эрудированного,  увлеченного.  Камала  отпустили  не  сразу.  А  через  год  ему  предложили  быть
        одновременно  и  директором  киностудии  «Казахфильм».           В  33  года  Камал  стал  руководить
        производством, бюджет которого исчислялся сотнями тысяч рублей, и коллективом в 1 500 человек,
        где  были  маститые  режиссеры,  операторы,  художники,  музыканты,  отмеченные  званиями,
        наградами.  Несмотря  на  явную  молодость,  Камал  Смаилов  довольно  быстро  и  легко  влился  в
        сложный киношный мир, потому что сам был яркой творческой личностью, буквально окунулся в
        бурную  среду  кино,  проявив  организаторские  способности  и  глубинное  понимание  искусства
        экрана.  Его  привлекли  синтез,  многосложность,  масштабность,  мобильность,  оперативность,
        современность кинематографа.
               Появлению  культового  фильма  «Кыз  -  Жибек»  также  способствовал  Камал  Сейтжанович,
        еще  до  прихода  на  «Казахфильм»  мечтавший  перенести  на  экран шедевр  казахской  культуры.  В
        начале  1967  года,  будучи  директором  «Казахфильма»,  он  повез  в  Москву  для  утверждения  в
        Госкино  Союза  три  сценария,  один  из  которых  не  приняли.  Сложилась  критическая  ситуация:
        «горит»  план  киностудии.  И  Камал  вспомнил,  что  в  архиве  лежит  давнишний  сценарий  Габита
        Мусрепова  «Гакку».  Сценарий  немедленно  доставляют  в  Москву,  и  благодаря  настойчивости
        Камала его уже под названием «Кыз-Жибек» (по предложению Смаилова) утверждают в Госкино
        СССР.
        –  У  Камала  было  верное  чутье  на  кинорежиссеров.  Постановку  «Кыз-Жибек»  он  сразу  же
        предложил  Султану  Ходжикову,  угадав  в  нем  масштабную  личность,  способную  поставить
        многослойный народный фильм. Эпопея с «Кыз-Жибек» – от идеи к фильму – начинается с осени
        1967-го и продолжается до выхода картины в 1971 году. Фильм был настоящим детищем Камала.
        Он гордился тем, что стоял у истоков замысла и стал  участником его воплощения,  – вспоминает
        Гадильбек Шалахметов.
               Есть  своя  история  и  у  фильма  «Конец  атамана»  –  последней  картины,  поставленной
        Шакеном Аймановым. 5 февраля 1968 года в газете «Правда» был напечатан очерк «Меня должны
        расстрелять на рассвете». Камал Смаилов лежал простуженный, с высокой температурой. Прочитав
        материал, он сразу же понял, что тот может стать сюжетом неординарного фильма. Камал звонит из
        дома в Москву Андрону Михалкову-Кончаловскому и предлагает ему написать сценарий, ставить
        фильм без раздумья предлагает Шакену Айманову.
        Bo  время  руководства  Камалом  Смаиловым  киностудией  и  Госкино  КазССР  вышли  известные  и
        любимые фильмы: «Земля отцов», «Крылья песни», «Тревожное утро», «За нами Москва», «Ангел в
        тюбетейке»,  «Выстрел на перевале Караш»,  «Песнь о Маншук»,  «Конец атамана»,  «Кыз-Жибек»,
        «Лютый», «Транссибирский экспресс».
               В 1967-м к нему обращается художник, режиссер Амен Хайдаров с предложением создавать
        на  «Казахфильме»  мультипликационные  фильмы.  Камал  Сейтжанович  сразу  же  поддержал  его,
        пошел на явный финансовый риск, переведя на создание мультфильмов незапланированные деньги.
        Первый  «незаконный»  мультфильм  «Почему  у  ласточки  хвост  рожками?»  зрители  встретили  с
        большим  воодушевлением,  он  был  удостоен  второй  премии  и  приза  на  III  Всесоюзном
        кинофестивале в Ленинграде и с триумфом вошел в историю казахского кино.
        Камал  Смаилов  заботился  и  о  будущих  кадрах.  В  Москву  для  обучения  во  ВГИКе  отправлялась
        талантливая  творческая  молодежь.  Немало  из  них  стали  знаменитыми  режиссерами,  актерами,
        сценаристами. Будучи человеком передовых взглядов, Камал Смаилов стремился вперед, старался



                                                           21
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28