Шрайберг Яков Леонидович

 Шрайберг Я.Л. - генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России: профессор, автор свыше 300 публикаций по библиотечно-информационной тематике и смежным вопросам, в том числе более 50 в зарубежных изданиях. В последние годы большое внимание обращает на тему  «Открытый доступ и открытые архивы информации», В Журнале «Научные и технические библиотеки», 2009.-№11 в статье «Состояние открытого доступа на библиотечно-информационном пространстве России и СНГ» автор обращает внимание на ряд интересных адресов.

1.Открытые архивы химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в первую очередь известный портал «Chement» www.chem.msu.ru

На портале представлены в ОД полные тексты учебной литературы, статьи четырех периодических журналов и полные тексты докладов ряда конференций и семинаров и другие образовательные материалы в области химии и прикладных проблем.

2.Государственный архив Российской Федерации Крупнейший федеральный архив страны, в котором хранится около 6 миллионов дел по истории России XIX-XXI вв. Комплектуется документами высших органов государственной власти и управления Российской Федерации.

3. Открытый ресурс предоставляет Российский государственный архив научно-технической документации. Где содержится, в частности, большое число материалов по истории освоения космоса и авиации, космической тематике, в том числе и многие рассекреченные документы (общее число документов – более 300 тыс., но пока только небольшая их часть оцифрована и представлена в открытом доступе)

4.Документы открытого доступа о погибших и пропавших без вести в годы, Второй Мировой войны начал представлять Архив Министерства обороны России. http://www.memorial.ru

5. Казахстанский юридический портал  содержит новостные ленты, тексты законов, статьи и аналитические материалы по юриспруденции и законодательству и т.д.

Подробнее

В Журнале «Научные и технические библиотеки», 2009.-№11 в статье «Состояние открытого доступа на библиотечно-информационном пространстве России и СНГ» автор обращает внимание на коллекцию цифровых образовательных ресурсов, которые можно использовать для ЭБШ.

 

Название ресурса

Источник

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

http://katalog.iot.ru

Единое окно доступа к образовательным  ресурсам

http://window.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

Федеральные образовательные ресурсы для общего образования

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

Российский образовательный портал

http://school.edu.ru

Большой Московский семинар (руководитель Ю.А.Первин)

http://ito.edu.ru/sp

 

  • Внимание! Опыт работы !
  •  
  • Творческая площадка
  • "Читающий Сыктывкар": опыт привлечения к чтению.
  • Цель идеи: Творческая площадка предполагает привлечение нечитающих жителей города к чтению, информирование о библиотеках города, создание имиджа библиотеки как креативного, многоаспектного центра культурно - досуговой деятельности через проведение ряда мероприятий на Дне города, подготовленных библиотекарями библиотек – филиалов МУК «ЦБС».
  • Ожидаемый результат: С помощью ежегодной творческой площадки «Читающий Сыктывкар», проводимой на Дне города, будет сформирован устойчивый интерес к чтению различных возрастных групп горожан. Чтение будет позиционироваться как неотъемлемая часть культуры любого человека. Повысится престиж чтения.
  • Обоснование и описание идеи:
  • Нетерритории страны и в частности нашего города выросло уже целое нечитающее поколение, способное воспользоваться литературой только в практических целях, либо читающие программную литературу по принуждению. Молодые родители, сами активно не читавшие в детстве и не разбирающиеся в детской литературе, не могут выступить советчиками и наставниками своих подрастающих детей. Библиотеки чаще всего подзабыты, и по старой памяти дефицита новинок художественной литературы ввиду отсутствия финансирования в 90-е годы, также не являются в сознании граждан местом, где им предоставят любую информацию и подберут нужную литературу. К счастью, такое мнение распространено не среди всех наших горожан, и из 200 тысяч жителей Сыктывкара, 29 тысяч являются читателями библиотек МУК «Централизованная библиотечная система». Но есть ведь еще оставшиеся 170 тысяч, многие, из которых даже не предполагают, что библиотека – это фейерверк читательских вкусов, творческих идей, мыслей, предложений, ответов практически на любые вопросы.
  • Таким образом, в недрах библиотечного коллектива была рождена идея: показать, что же это такое библиотеки, что они могут, имеют и предлагают. Но самое главное – заинтересовать чтением! Лучшим воплощением места и времени идеи был выбран День города.
  • В местные газеты заранее, был отправлен пресс-релиз об участии библиотек в творческой площадке:
  • «На творческой площадке у торгового центра «Дом быта» с 13 до 15 часов пройдет познавательно-игровая программа «Большие книжные гонки», где горожан ждут различные игровые станции: «Аукцион знаний», «Чудо-чум», «В гостях у сказки», «Игровой пятачок», «Волшебные художники». Самые активные участники станций, заработавшие наибольшее количество жетонов получат вознаграждение – книги, игрушки, сладкие призы.
  • Все желающие могут поучаствовать в акции «Читательское звездное небо», акции «Буккроссинг», почитать стихи на «Поэтическом подиуме», написать пожелание городу, мэру на «Заборе пожеланий». Библиотекари Централизованной библиотечной системы г.Сыктывкара ждут своих любимых читателей и пока еще не читателей на площадке «Читающий Сыктывкар»
  • Работа творческой площадки «Читающий Сыктывкар» продолжалась с 13 до 15 часов. С жителями столицы работали двое ведущих в костюмах Книги. (ростовые куклы сшиты зав. библиотекой-филиалом № 9 Колеговой Н.Н.).
  • Вся творческая площадка, расположенная перед торговым центром «Дом быта», была названа «Большие книжные гонки» и поделена на станции:
  • «Аукцион знаний» (Аукционы)
  • Оборудование: мольберт с названием станции, правилами игры; стол; жетоны;
  • «Чудо - чум» (Краеведение)
  • Оборудование: мольберт с названием станции, правилами игры; стол; жетоны;
  • «Волшебные художники»: (Станция юных художников)
  • Оборудование: Два мольберта с перекидными листами бумаги для рисования, восковые мелки
  • «В гостях у сказки» (Вопросы по сказкам)
  • Оборудование: мольберт с названием станции, правилами игры; стол; жетоны;
  • «Игровой пятачок» (Подвижные игры)
  • Оборудование: мольберт с названием станции, правилами игры; стол; жетоны;
  • «Получи приз»
  • Оборудование:мольберт с названием станции, правилами получения призов, призы;
  • Одновременно проводились следующие мероприятия:
  • - Акция «Читательское звёздное небо»
  • (На рулоне бумаги горожане писали свои читательские предпочтения, затем в метрах и сантиметрах был измерен читательский потенциал сыктывкарцев);
  •  
  • - Акция «Буккроссинг»
  • Были представлены книги, которые каждый желающий сможет взять почитать, а затем прочитанную книгу оставить в любом публичном месте, например: кафе, магазине и др., для того, чтобы эта книга смогла попасть в руки другому читателю. Мысли, впечатления о прочитанном можно было отправить на электронный адрес библиотеки:
  • - «Поэтический подиум» (Стихи читали все желающие);
  • - «Забор пожеланий» (Горожане писали пожелания городу, главе МО ГО «Сыктывкар», библиотекам);
  • Оформление творческой площадки:
  • Разноцветные шары
  • Мольберты. (На мольбертах оформлены названия станций)
  • Козырьки с надписью «Читай, Сыктывкар!» (на работниках библиотеки и помощниках)
  • Ростовая кукла «Книга» (2 экз.) (Надписи на книгах: Стихи; Сказки)
  • Был предусмотрен и раздаточный материал:
  • - Флаеры: «Умная мысль в подарок»; «Книжная закладка»;
  • - «Визитка МУК «ЦБС».
  • Социальная значимость идеи
  • - Привлечение к чтению через игру, конкурсные моменты.
  • - Привлечение молодых родителей к обращению за помощью к книге при воспитании детей.
  • - Привлечение внимания горожан к широкому спектру возможностей библиотек.
  • Прогноз деятельности по дальнейшей реализации идеи. Идея воплощена на Дне города и предусматривает ежегодные творческие площадки для горожан. Творческие площадки будут видоизменяться, и вовлекать в свой круг действия все большее количество участников и партнеров. Наши горожане убедятся, что чтение служит отдыхом для души всем людям, любящим книгу и чтение.
  • Состав участников реализации идеи.
  • Коллективы библиотек-филиалов №№1,5,6,7,9,11,13,18,20, Центральной городской библиотеки, Центральной городской детской библиотеки, отдела иновационно - методической работы, отдела новых информационных технологий.
  • Партнеры по реализации идеи:
  • Администрация МО ГО «Сыктывкар»
  • ООО «Книжный мир»
  • ООО «Комикнига плюс»
  • ООО «Букинист»
  • Сеть книжных магазинов «Книга за книгой»
  • ООО «Бегемот» - Гипермаркет детских игрушек
  • «ГТРК Коми гор»
  • Газеты «ПРОгород», «Телесемь», «Молодежь севера», «Столица», «Республика».
  •  Колегова И. В. Творческая площадка «Читающий Сыктывкар»: опыт привлечения к чтению / И. В. Колегова // Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V Межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября 2009 г. / сост. Н.Г. Симанкова, В.И. Ситникова; худож. И.И. Касилова. – Сыктывкар: Коми респ. юнош. б-ка, 2010.
  • С презентацией проекта «Читающий Сыктывкар» можно ознакомиться здесь: «Читающий Сыктывкар».

  •  
  • Внимание! Опыт российских  библиотек!
  • Библиотечный променад объединил несколько площадок, на которых сотрудники Централизованной библиотечной системы г. Кунгура (Россия) продемонстрировали коллегам из территорий Пермского края накопленный опыт проведения мероприятий «вне стен библиотеки».
  • Кунгуряки и гости города могли совершить променад по «Библиотечным скамейкам», посетить молодёжную площадку «Book-art», почитать стихи в Поэтическом сквере, прогуляться по Аллее читающего детства, принять участие в сити-квест «Из прошлого – в будущее», послушать выступление шоу-группы «Маков цвет».
  • По улице Гоголя гуляли купцы и купчихи, литературные герои, ростовые куклы Заяц Хрумстик, Попугай Кеша, Кот Леопольд и Пчёлка Майя, с которыми активно фотографировались жители и гости города.
  • Библиотечные скамейки– это визитная карточка ЦБС г. Кунгура. Они проводятся уже три года, меняя тематику. Жители и гости города всегда с удовольствием принимают участие в конкурсах, викторинах, разгадывании кроссвордов, участвуют в соцопросах. Библиотечные скамейки расположены на спуске по улице Гоголя (от Центральной городской библиотеки им. К.Т. Хлебникова до Музея купечества).
  • Красочные штендеры, оформленные в едином стиле, привлекали внимание прохожих. На спинках скамеек укреплены растяжки «Читай, Кунгур» с символикой Форума книги. Оригинальность скамейкам придавали картонные читающие человечки в настоящей одежде, с книгами и журналами в руках. Жителям и гостям города предлагался маршрутный лист с перечнем скамеек и обращением «Выполни семь заданий и получи приз!»
  • На скамейке «Узнай место» предлагалось по старым фотографиям Кунгура начала ХХ века узнать улицу, здание, рассказать, что там находилось 100 лет назад и что расположено в настоящее время. «Заблудившиеся» на старых улицах Кунгура с большим интересом слушали рассказ библиотекаря об истории старинных зданий и улиц. Отгадывали всей семьёй – и взрослые, и дети. Блеснуть знаниями по истории Кунгура стремились не только жители города, но и очень активные гости город
  • Скамейка «Кто есть, кто в Кунгуре» привлекала внимание не только непосредственных участников викторины, но и прохожих, которые проявили интерес к портретам людей, помещенных на стенде. На стенде разместились фотографии известных людей Кунгура, оставивших заметный след в его истории и культуре. Это купцы и благотворители: Грибушин М. И., Губкин А. С., Кузнецов А. Г., Колпаков Я. А. Почетные граждане г. Кунгура: священнослужитель-отец Борис Бартов, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Яцкевич П. Н. и известный ученый, картовед Лукин В. С. Многие кунгуряки узнали поэта Константина Мамонтова и Валерию Агееву, дневник которой печатается в газете «Искра».
  • Кунгуряки шли семьями и часто ответы детей дополнялись ответами их родителей. Затруднялись с ответом на вопрос № 3, в котором предлагалось назвать Колпакова Якова Абрамовича, который не столь известен, как кунгурские купцы Губкин и Кузнецов.
  • На скамейке «Библиотечный кроссворд» необходимо было разгадать кроссворд о книгах и библиотеке. Многие подходили без маршрутных листов, разгадывали кроссворд устно. И дети, и взрослые с увлечением старались найти ключевое слово, вспомнить фамилию героя комедии «Ревизор».
  • Угадай литературного героя – следующее задание «Библиотечных скамеек» Участникам нужно было назвать литературных героев, автора или название книги, изображенных на 8 иллюстрациях.
  • Библиотекари – гости форума дружно, порой целой делегацией называли героев книг. Прохожие отвечали не так уверенно, но и среди них было множество эрудитов, правильно отгадавших всех литературных героев.
  • Скамейка «Литературная карта г. Кунгура» предлагала составить пару: автор + книга.
  • На штендере представлены изображения 7 книг и 7 фотографий авторов. Участникам необходимо к каждой книге найти портрет автора. Некоторым из жителей это задание показалось самым сложным из всех, но у библиотечных работников и у людей близких к литературе, задание не вызывало затруднения. Почти все угадали Е. Евтушенко, А. Иванова, К. Мамонтова, А. Толстого, В. Богомолова. Многие затруднялись с портретом А. Кердана.
  • "Юный художник Кунгура". На этой скамейке предлагалось выполнить бонусное задание, не входящие в число заданий маршрутного листа и получить дополнительный сладкий приз. Эта скамейка была особенно популярна у детей, пока родители выполняли задания на остальных скамейках, дети с увлечением рисовали Кунгур, любимую книгу, сказочного героя, раскрашивали приготовленные заранее раскраски с видами Кунгура и аэростатов и даже пытались нарисовать портрет библиотекаря. Многие участники форума писали на своих рисунках пожелания и отзывы о мероприятии.
  • «Интернет или книга». Предлагалось положить фишку на одну из чаш весов, проголосовать за книгу или Интернет. С большим перевесом победила книга. И это не только благодаря библиотечным работникам – участникам форума. Многие из кунгуряков голосовали за книгу, комментируя свой выбор: книгу читать удобнее, интереснее; книга – это удовольствие, отдых, а Интернет – просто средство получения информации и т.д.
  • «Волшебный сундучок» таил в себе вещи литературных героев, по которым необходимо было угадать, кому они могли принадлежать (красная шапочка, яблоко, горошина, зонт, башмачок, шляпа с пером и т.д.). Эта скамейка была интересна всем: и детям, и взрослым. Многие просили достать ещё несколько вещей, с увлечение перечисляли литературных героев, вспоминали книги.
  • На протяжении всего мероприятия на склоне горы по улице Гоголя было многолюдно, выдано 350 маршрутных листов, многие прохожие участвовали в викторинах без маршрутного листа, подходили к скамейкам, которые их заинтересовали. Многие кунгуряки участвуют в подобном мероприятии не первый раз, они отмечают, что «Библиотечные скамейки» - увлекательная и полезная форма проведения досуга, возможность проверить свои познания в области истории, литературы, место, где можно провести время всей семьей. Каждый из участников, пройдя маршрут, получил приз.