Одна из главных задач национального кинематографа – выражение национальной идентичности – не только в фильмах исторического плана, но в любых фильмах, так как в них, так или иначе, выявляются этнические обусловленные мифы, символы и традиции народа и нации".

(Из книги Г. Абикеевой "Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе. – Алматы, 2006.)

После обретения суверенитета и ориентации молодого государства на модели обществ с рыночными отношениями развитие национального кинематографа существенно изменилось. Сократились субсдии на фильмопроизводство, распались и официальные связи с Союзом кинематографистов как общественной организацией. Кинематограф в новых условиях существования перестал быть прибыльным и, что принципиально важно, он перестал выполнять функцию идеологического оружия.

Еще в первые годы перестройки Казахстан лидировал по количеству хозрасчетных студий (по некоторым данным их было около 20), но в дальнейшем система фильмопроизводства, тиражирования и проката картин сдавала свои позиции, кинорынок заполонили зарубежные коммерческие кино- и видеофильмы. Новая модель фильмопроизводства, защищающая не творческую программу студии, а коммерческие интересы каждого фильма, привела киностудию "Казахфильм" к финансовому краху.

Начало свертывания кинопроизводства на государственной киностудии "Казахфильм", приоритет производства фильмов на небольших, хозрасчетных студиях совпал с рождением и развитием в казахском кино так называемой "новой волны". Вместе с тем в годы обретения республикой суверенитета положение национального кинематографа еще более усугубилось. Фактически было прекращено производство анимационных фильмов, дубляжа, почти не снимались хроникально-документальные фильмы на пленке. Провозглашение суверенитета и другие значительные события в истории молодой республики не были зафиксированы на кинопленку, есть лишь материалы на видео. Значительно сократилось производство игровых фильмов: в 90-е годы в ряде случаев спонсорами знаменитых фильмов казахской "новой волны" выступали иностранные продюсеры, "Казахфильм" остался на уровне 1-2 полнометражных фильмов, что для огромной киностудии означало медленную смерть. Фильмы, запущенные в роизводство, из-за отсутствия достаточного финансирования были законсервированы. Ситуация осложнилась экономическим положением страны, вложенные в производство фильмов средста полностью обесценились. Сложившаяся картина повлияла и на отношение государства к кинопрокатным организациям. В Казахстане государственная сеть кинопроката была необдуманно разрушена. Приватизированные кинотеатры превратились в рестораны, казино, склады. В конце 90- годов ситуация стала постепенно выправляться. Возрождается кинопрокат, но он становится частным, и республиканская сеть новых кинотеатров фактически не выполняет разрушенную цепочку: киностудия – фильм – прокат – кинотеатр. Частные кинотеатры, по сути, работают не на национальный кинематограф, а рекламируют зарубежное кино, которое не всегда является искусством.

Таким образом, национальное кинопроизводство постсоветского периода не сумело быстро выйти из состояния экономического кризиса, не стало прибыльной отраслью производства.

Однако, все перечисленные негативные процессы – разрушение кинематографической отрасли, государственной сети кинопроката, отсутствие достаточного финансирования национального кинопроизводства, – как это ни парадоксально, не отразились на творчестве молодых кинематографистов, представителей "новой волны" и авторского кино, особенно ярко заявившему о себе именно в эти годы.

Современный этап развития казахского национального кино, начиная с 1990-х годов, интересен, прежде всего, совершенно иным подходом к изображению человека на экране: традиционный образ-характер героя, привычный для советского казахского кино, претерпел значительную трансформацию. Роль кино как "самого важного из всех искусств" перестала быть актуальной. С изменением художественных задач национального кинематографа изменились и функции экранного образа героического, романтического, положительного или отрицательного героя. На экране рождался новый киноязык, сформировалось иное понимание образа героя.

Разрушение эстетических штампов советского кино было первейшей задачей "новой волны". Молодые режиссеры, снимая "другое  кино", оставались в культурных рамках художественных традиций мирового кино-искусства. Высокий профессионализм казахских режиссеров, хороший вкус, признание работ "новой волны" на международных кинофестивалях позволяют воспринимать молодое кино Казахстана 1990-х годов как некий эстетический феномен.

Лицо "новой волны" определили фильмы "Игла" и "Конечная остановка".

Фильм "Игла" в постановке Рашида Нугманова с рок-звездой Виктором Цоем в главной роли стал культовым фильмом советской молодежи конца 80-х годов. Второй – "Конечная  остановка" Серика Апрымова уничтожил миф о благополучной жизни в казахском ауле. На экране появилась иная реальность – "непричесанная", грубая. Зрители впервые увидели шокирующую действительность. Вместо умиротворяющей жизни в светлом, уютном ауле на экране царила убогость, нищета, повальное пьянство. Зрители увидели руководителей, не умеющих организовать работу, милиционера, соучастника самоубийства юноши, многодетную мать, умертвившую своего новорожденного ребенка. Это был новый аул (точнее, антиаул), по духу и по стилистике не имеющий ничего общего с советским казахским кинематографом. Это было кино, похоронившее романтизм и надежду на светлое будущее. Кино с новой философией, в котором не было места ни положительному, ни отрицательному герою – там был Некто, очень похожий на всех и ни на кого в отдельности.

В некотором смысле казахское игровое кино 1990-х годов, в особенности "новая волна", в смысле кинематографической "речи" стала брать на себя эстетические функции документального фильма, пытаясь отображать "жизнь как она есть".

Процесс узнавания и идентификации казахского национального кино за рубежом стал наиболе интенсивным в годы, когда фильмы Калыкбека Салыкова "Балкон" (1988), Рашида Нугманова "Игла" (1988), Серика Апрымова "Конечная остановка" (1989), Талгата Теменева "Волчонок среди людей" (1988), Аманжола Айтуарова "Прикосновение" (1989),  Ардака Амиркулова "Гибель Отрара" (1991), Дарежана Омирбаева "Кайрат" (1991), Амира Каракулова "Разлучница" (1991), Ермека Шинарбаева "Место на серой треуголке" (1993), Тимура Сулейменова "Стрейнджер" (1993), Сатыбалды Нарымбетова "Жизнеописание юного аккордеониста" (1994) всколыхнули европейскую кинематографическую общественность.

Малоизвестное кино Казахстана стало интересовать директоров международных кинофестивалей, фильмам молодых режиссеров присуждают призы ФИПРЕССИ, ЮНЕСКО, Гран-при, специальные призы жюри, а фильм С. Нарымбетова "Жизнеописание юного аккордеониста" получил Премию имени Жоржа и Риты Садуль французской академии киноискусства.

Внимание кинематографической элиты обратил на себя фильм казахстанского продюсера Саина Габдуллина и киргизского режиссера Марата Сарулу "Брат мой, Шелковый путь". Он был показан в 2004 году на Международном кинофестивале, проходившем в Королевстве Марокко. Этот фильм получил Гран-при XI кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок", XXIV международного кинофестиваля трех континентов (Франция), IX международного кинофестиваля "Кино Азии" (Франция), завоевал Приз духа на Бруклинском международном кинофестивале и специальный приз на LII международном кинофестивале в Тренто (Италия). Фильм приглашает человека к глубокому размышлению о вопросах бытия.

Развитие современного кинотворчества Казахстана в международном сообществе определило слово "ренессанс".

Словами о ренессансе казахстанского кино началась презентация рынка казахстанских кинопроектов 2010-2011 годов в фестивальном центре международного кинофестиваля "Евразия". По мнению представителей "Казахфильма" отечественные кинематографисты формируют собственную, во многом уникальную кинопродукцию:

– Это историческая драма "Жангир" – кинопроект, интригующий тем, что автор сценария и продюсер фильма – поэт, драматург и общественный деятель Олжас Сулейменов, а режиссер-постановщик – известный документалист Роза Орынбасарова. "Жангир" является тематическим продолжением первого, интересного опыта – картины "Махамбет" (реальная историческая основа – события 1825 года, когда, жестоко подавив восстание  декабристов, на российский престол взошел император Николай I). Стихия трех языков – русского, казахского и французского – пронизывает все драматические перипетии политической одиссеи хана Жангира. Герои фильма, очень молодые люди, испытывают и преодолевают огромные душевные потрясения, закаляясь духовно.

В числе других проектов – военная драма "Возвращение в "А" режиссера Егора Кончаловского, фильм о казахстанцах, участниках афганской войны. По определению продюсера фильма первоначально ставилась задача создания образа героя, на которого ориентировалась бы современная молодежь (с развалом Советского Союза многие моральные ценности были утрачены, и молодые люди воспитывались на не лучших образцах зарубежного кинематографа). Зритель увидел историю легендарного "Кара-майора", командира мусульманского батальона спецназа ГРУ СССР.

Тему современного социального сиротства при живых родителях поднимает фильм "Братья". О любви к Родине и уважении к истории своего  народа размышляет героическая сказка "Меч победы".

Фильмом-открытием стали кинокомедии "Поздняя любовь" и "Нереальная любовь".

Детям адресованы фильмы в стиле экшн и фэнтези, волшебные превращения и путешествия, где можно встретиться с загадочными существами, приобрести фантастическую силу и победить дракона.

В программе "Динамично развивающееся казахское кино" фильмы-призеры международных кинофестивалей "Келин" Ермека Турсунова, "Другой берег" Георгия Овашвили, фильмы, ставшие зрительскими хитами "Ойпырмай, или Дорогие мои" Жанны Исабековой и "Кто вы, господин Ка?" Хуата  Ахметова. Не менее интересен блок молодежных фильмов.

Юбилейный, 2016 год отмечен творческими победами: фильм режиссера Эмира Байгазина "Раненый ангел" получил приз в номинации "Лучший режиссер" на 24-м Международном кинофестивале Art Film Fest" в Словакии.

Примечателен масштаб сегодняшних планов и их реализации: Министерство культуры и спорта РК и Союз кинематографистов России подписали меморандум о сотрудничестве в сфере кинематографии. Церемония подписания прошла в ходе пресс-конференции, посвященной премьере художественного  фильма "Так сложились звезды". Это уже 5-я  часть эпопеи о жизненном пути Первого Президента Назарбаева; по заказу АО "РТРК "Казахстан" кинокомпания "Коркем фильм" приступила к съемкам 100-серийной семейной драмы "Айман и Шолпан"; скоро зрители увидят картину о 28 панфиловцах. Фильм примет участие в Ялтинском и Московском международных кинофестивалях. Дискуссия о документальной, исторической правде фильма уже сейчас будоражит общественность постсоветского пространства – воспитательный, патриотический посыл в зрительскую аудиторию вполне укладывается в классическую систему ценностей: защита родного очага от смертельной опасности – долг каждого человека и гражданина.

Таким образом, символы и традиции, духовность народа, которые за четверть века впитал в себя кинематограф Казахстана, помогают современнику воспитывать гражданские позиции в новой реальности эпохи Независимости.

 Уважаемые гости Сайта!

Предоставленная информация подготовлена с использованием материалов из фондов библиотеки. Особого внимания заслуживает 3-й том "Истории казахского  искусства. Искусство Казахстана нового и новейшего времени" (Алматы, 2013).

За дополнительной информацией об искусстве Казахстана и о кинематографе периода Независимости обращайтесь в электронный каталог или отдел литературы по искусству.