Обзорная информация

Когда мы оглядываемся на 25-летний исторический путь государства в стремлении прочувствовать масштаб перемен, преобразований  в стране, мы обращаемся к искусству, которое по своему природному назначению в информационно-публицистических и художественных образах охватывает огромные и разнообразные факты истории нашего времени – к телевидению.

Изначально демократичная природа телевидения, процветающая из его массовости, доступности, всенародности, способствовала демократизации самого общества. Невозможно отрицать существенный вклад ТВ в процесс радикальных преобразований в стране, в обретение суверенитета и независимости государства. Настало время, когда история становится делом каждого, ощущение причастности к истории всё больше пронизывает жизнь отдельного человека.

Перед тележурналистикой всегда стоят непростые задачи: донести до каждого гражданина полномасштабную, ничем не искаженную информацию о жизни страны и мира, способствовать консолидации общества, утверждению извечных человеческих ценностей – добра, справедливости, благополучия всех и каждого. Важнейшую роль в этом играет документальный кинематограф как часть СМИ. В экранной публицистике, в публицистичности хроникального телевизионного потока информации кристаллизуется история страны: вчерашние и сегодняшние будничные факты обретают для  нас весомый, подчас неожиданный смысл: экраном преподнесенный документ, словно сканером внедряется в наше сознание.

Немалое значение имеет и достойный досуг: телепрограммы должны нести в дома подлинную культуру и высокую нравственность. 

Первое десятилетие телевидение суверенного Казахстана находилось в поиске формы вещания, которая и в целевом стремлении и функционально была бы ориентирована на социальную тему.

К этому времени сформировались сильные творческие группы по производству телевидеопродукции. Очевидным лидером электронного вещания становится агентство "Хабар". Оно сформировалось в 1995 г. базе информационной службы Казахского ТВ. К концу 2004 года агентство ведет программы двух телевизионных каналов – "Хабар" и "Ел Арна", создает и транслирует информационные сюжеты о наиболее важных событиях в стране, а также документальные и художественные фильмы (например, сериалы "Перекресток" и "Саранча"). Таким образом, "Хабар" охватывает около 90%, а "Ел Арна" около 63% зрителей. При этом "Ел Арна" постепенно трансформируется в культурно-образовательный канал.

Но главная цель агентства – выход на международную арену. Уже создана разветвленная сеть корпунктов, налажены партнерские отношения с крупнейшими информационными агентствами мира, (Япония, Корея, Австралия, Индия, Иран). 

Агентство "Хабар" – полноправный член Азиатстко-Тихоокеанского вещательного союза (ABU), Организации азиатско-тихоокеанских информационных агентств (OANA), Азиатстко-Тихоокеанского института развития вещания (AIBD), Евразийской телевизионной академии, а также Ассоциации телерадиовещателей Казахстана. Круглосуточное вещание в течение двух лет (2003, 2004гг.) ведет спутнииковый канал "Caspionet" с часовыми блоками на трех языках: казахском, русском, английском.

Разработаны новые успешные проекты "Что делать?", "Вся страна", "Кто возьмет миллион?". Формат программ рассчитан на самую широкую зрительскую аудиторию – от телесериалов до шедевров киноклассики, от камерных искусствоведческих программ до сложнопостановочных публицистических игровых проектов.

В разных жанрах тележурналистики требуется и мера индивидуальности автора и знание законов психологии. В 2004г. запущена в эфир авторская публицистическая ТВ-программа Кымбат Хангельдиной  "Дилемма".

С успехом вошла в сетку вещания национального канала "Казахстан" новая программа "Формула личности". Совместный проект первого национального Канала "Казахстан" и продюсерского центра "Формула", задуманный как ток-шоу, привлек к себе внимание уже одними именами героев (Мурат Ауэзов, Жания Аубакирова). Но авторы проекта, отказавшись от традиционного комплиментарного или просто делового интервью, ответами на град вопросов выводят формулу личности, личности интересной, состоявшейся, – героев страны, которые определяют ход нынешней истории или являют собой лицо страны. У авторов проекта были трудности не только с выбором героев, но и с подбором оппонентов: люди пасовали перед "человеком при должности" – культура дискуссии пока только формировалась. И программа, набрав энергичный ритм, постепенно сошла на нет.

В декабре 2004г. состоялся выход новой программы "Собственное мнение". Это был успешный дебют Главного редактора Татьяны Бендзь – публицистическое ток-шоу поднимало актуальные вопросы дня и предполагало откровенные суждения.

25.09.2010г. начал работу первый в республике детский телеканал "Балапан", созданный на базе телерадиокомпании "Казахстан".

Это событие большого политического и воспитательного значения: впервые в истории отечественного телевидения появился детский телеканал, который вносит свою лепту в программу развития казахского языка. "Идея создания нового детского телевидения, – пишет газета "Страна и мир" (2010, 27сентября), – принадлежит Главе государства Нурсултану Назарбаеву. Президент поручил министерству создать телеканал для детей, который бы формировал национальную и культурную идентичность подрастающего поколения, прививал традиционные морально-нравственные ценности".

Январь 2011 года отмечен очередной победой национального телевидения. Президент Н. Назарбаев принял участие в церемонии официального запуска в эксплуатацию Национальной спутниковой сети телерадиовещания в цифровом стандарте DVB-S2. "Сегодня каждый казахстанец может по достоинству оценить все возможности этого проекта, – отмечала "Казахстанская правда" (18.01. 2011) – высочайшее качество, доступность и небывалые возможности для информатизации населения. (До этого времени около 150 тыс. граждан не имели возможности смотреть казахстанские каналы). Данный проект, реализованный по поручению Главы государства, является одним из ключевых сегментов Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года и направлен прежде всего на снижение уровня информационного неравенства жителей отдаленных районов республики". Отмечено, что национальная спутниковая сеть имеет возможность обеспечивать прием и спутниковую трансляцию 105 каналов с высоким качеством трансляции.

1 сентября 2012 года, казахское телевизионное агентство Khabar сделало ребрединг (комплекс мероприятий по изменению бренда компании) своего международного канала CaspioNet. Теперь спутниковый канал Казахстана представляется под названием Kazakh ТВ. Новый логотип и название символизируют начало больших изменений, в том числе разновидность изображения и программного содержимого.

Важнейшей задачей канала является информирование зарубежных зрителей на тему событий и жизни в Казахстане, оперативный и объективный показ позиции Казахстана по отношению к главным вопросам международной политики.

Kazakh ТВ является первым национальным спутниковым каналом Казахстана, вещающим 24 часа в сутки на трех языках: казахском, русском и английском. Kazakh ТВ  при посредничестве спутника дистрюбирован (дислоцирован и представлен) в 93 странах, в таких регионах как Северная и Южная Америка, Средняя Азия, Закавказье, Ближний Восток или Северная Африка (абстрактный зрительный зал составляет около 99 млн. абонентов) и предлагает многообразие информационно-аналитических, информационно-познавательных программ, а также документально-публицистические, культурологические, туристические, спортивные и прочие специальные проекты

В 2011г. планировалось запустить отечественный телеканал  "Культура", а в 2012г. – телеканал "Образование". В январе 2014 года по поручению Президента РК Н.А. Назарбаева путем слияния двух каналов "Білім" и "Мәдениет"  создан и успешно  функционирует телеканал "Білім және Мәдениет". Телеканалом формируется и постоянно пополняется уникальный фонд видеоматериалов, посвященных самым ярким событиям в отечественной и мировой культуре, образовании и науке. "Білім және Мәдениет" является коммуникативной площадкой для деятелей науки с образовательным ресурсом для всех желающих.

Благодаря земным и неземным – фантастическим! – возможностям телевидение доставляет на дом информацию с разных концов света, от близких и дальних соседей. Родилась новая эпоха общения между людьми. Возникают ещё более фантастические перспективы развития структуры вещания, сближая границы и духовные миры.

Перспективы развития телевидения Независимого Казахстана – это творческий поиск и безусловный успех в воплощении его задач.

 Уважаемые гости Сайта!

Предоставленная информация подготовлена с использованием материалов из фондов библиотеки, в частности периодической печати.

За дополнительной информацией об искусстве Казахстана и о телевидении периода Независимости обращайтесь в электронный каталог или отдел литературы по искусству.