Так  образы изменчивых 

фантазий

Бегущие, как в небе  облака,

Окаменев, живут 

потом  века.

                                         В. Брюсов ("Пролог")

История карагандинской земли полна трагических событий. Здесь отбывали срок или жили на вольном поселении многие выдающиеся люди: ученые и артисты, архитекторы и художники, люди разных национальностей. Эта земля одновременно  пропитана  как кровью и потом, так и взлетом вдохновения, научных открытий, созданием шедевров изобразительного искусства и литературы. Все, что впитала в себя священная для многих земля, и  сегодня делает ее людей какими-то особенными, стойкими, умеющими преодолевать любые трудности, наполняет их духовностью.

Одним из таких людей, оставивший заметный след в истории Караганды был Николай Онуфриевич  Рыбецкий, скульптор, фотограф и архивист. Человек удивительной судьбы, воевавший, попавший в плен, получивший срок. Отбывая наказание в Норильске, за добросовестный труд, был освобожден досрочно, и в числе городов для поселения, выбрал город Караганду, потому, что, по словам начальника лагеря: "В Караганде  солнце в полнеба". Именно в Караганде провел остаток своей недолгой жизни этот, по воспоминаниям близких, отчаянный жизнелюб. Жизнь в нашем городе оказалась для него счастливейшим временем, здесь он обрел любимую  работу, а впоследствии и семью.

Совсем недавно, в дар нашей библиотеке была преподнесена замечательная книга  Николай Рыбецкий " Где солнце в полнеба". Книга издана в Караганде в 2020 году. Автором идеи данного издания является жена скульптора  Зинаида Гавриловна Рыбецкая, а среди авторов-составителей такие люди, как  общественный деятель Андреюк Людмила Павловна, искусствовед, академик Академии художеств РК Иванина Наталья Ивановна, которая, к сожалению, скончалась в этом году, заместитель руководителя Карагандинского областного Музея изобразительного искусства Гехт Александр Геннадьевич, художник и краевед Забара Юрий.

Книга представляет собой фотоальбом с собранием уникальных фотографий "карагандинского" периода. Недаром близкие  и родные называли Николая Онуфриевича  фотолетописцем. Он редко расставался с фотоаппаратом, который был подарен ему немецкими рабочими, когда Рыбецкий в Москве работал на заводе им. Серго Орджоникидзе.

Благодаря  фотографическому таланту мы можем увидеть портреты карагандинских художников, многие из которых не по своей воле оказались в Караганде. Это портреты и П. И. Реченского, и  П. Антоненко, С. Саносяна и А. Билыка, первого директора Карагандинского краеведческого музея Семенова Л.Ф,  писателя Н.А. Пичугина и мн. др. Много Николай Онуфриевич снимал город. Во многом, благодаря этим фотографиям мы можем увидеть старую Караганду. Он часто ездил по области, и портреты  сельских тружеников занимают достойное место в этой книге. Очень любил фотографировать детей. Дети с фотографий выглядят очень счастливыми.

Н. О. Рыбецкий  приехал в наш город в период активного строительства. И его сразу приняли  на работу в КазИЗО, в качестве скульптора. Он принимал участие в декорировании Дворца Культуры Горняков, В этот же период велось строительство железнодорожного вокзала. В бригаду художников  и скульпторов вошли  карагандинские скульпторы Киселевский Н. Л.,Гуммель Ю.В., Бакланов Н. и Рыбецкий Н.О. Авторство трех скульптур: "Балерина", "Гимнастка и "Учительница с детьми" принадлежит ему.

В январе 2016 года в карагандинском музее изобразительного искусства прошла мемориальная  выставка  Н. О. Рыбецкого "Летопись Караганды". В музее достойное место занимают работы художника и фотографа. Здесь храниться пять работ художника, в том числе две скульптуры, а также более 200  уникальных документальных фотографий , составляющих своеобразную летопись города и области.

Мы безмерно благодарны замечательной  семье художника, и  в первую очередь его жене за сохранение творческого наследия Николая Онуфриевича, за память, за замечательную книгу. Также хочется выразить благодарность  Людмиле Павловне Андреюк, которая не только приняла активное участие в издании книги, но и нашла свободное время для участия в прямом эфире из стен библиотеки имени  Гоголя, посвященного выходу этого альбома. Это была интересная живая беседа о творчестве и жизни художника.

И особо хочется отметить безвременно ушедшую Наталью Ивановну Иванину, которая написала статью в книге. Статья называется "Патриот земли Карагандинской",  в ней она с большой теплотой и любовью говорит о Рыбецком, и дает анализ его творчества с точки зрения искусствоведения. Именно поэтому мне бы хотелось закончить сегодняшний обзор  ее цитатой:  " От визуальной истории Караганды осталось очень немного: исчезают или перестраиваются здания, а  иногда и целые районы, меняется облик улиц. Наверное, есть много интересного в государственных архивах, еще больше в воспоминаниях карагандинских "патриархов", их личных архивах, хранящихся у потомков, но они многим не знакомы. И тем ценнее сегодня фотодокументы Н. Рыбецкого, они помогут нам восполнить досадный пробел в наших знаниях".

Сотрудник отдела краеведческой литературы Маторина О.Б.