Беседа о государственных границах Республики Казахстан
Внешние границы Казахстана –
это рубежи добрососедства
и сотрудничества.
Н.А. Назарбаев "Времена и думы"
Независимое государство не может состояться, не определив границ своего суверенитета. Суверенитет – право государства, определяющее верховенство государственных законов в пределах государственной территории, делимитированной и демаркированной государственной границей. Таким образом, определение государственных границ выступает одним из ключевых моментов в процессе становления государственного суверенитета.
Государственная граница – это не только воплощенный символ Независимости страны, это символ законопорядка, мира и благополучия в обществе, безопасности государства.
Обретение в 1991 году Независимости поставило перед Казахстаном ряд принципиальных задач, требовавших от руководства страны самостоятельных и продуманных решений. Первый Президент РК Н.А.Назарбаев, осознавая первостепенную значимость национальной безопасности молодой страны, в каждом своем выступлении, в статьях и государственных программах подчеркивал важность мирного урегулирования всех спорных международных вопросов. Одним из таких вопросов была государственная граница Казахстана.
Процесс определения внешних границ требовал рассмотрения множества деталей, что занимало много времени. Пройдя исторический путь величиной в четверть века, мы обращаемся к недалекому прошлому и осознаем, что прожитые годы были наполнены большой, тяжелой, но результативной работой. Историки, определяя хронологические рамки данного процесса, указывают промежуток между 1992-ым и 2005-ым годами. Этот период принято делить на три этапа, соответствующие основным направлениям внешней политики Казахстана в регионе:
- казахстанско-китайские отношения;
- международные отношения Казахстана со странами Центральной Азии (Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан);
- казахстанско-российские отношения.
Первый этап был связан с урегулированием вопросов по спорным территориям с Китайской Народной Республикой. Этот этап был наиболее продолжительным – около 10 лет. Первоначальное Соглашение о казахстанско-китайской границе было заключено в 1994 году. Но на тот момент оставались несогласованными участки, примыкающие к Восточно-Казахстанской и Алматинской областям. Подобная ситуация в регионе существовала со времен договора между царской Россией и цинским Китаем, подписанного еще в XIX столетии. В советский период, когда казахстанско-китайская граница являлась внешней границей СССР, ситуация не изменилась (что осложняло взаимоотношения двух социалистических держав).
Первым стратегическим шагом в истории Независимости стало Постановление кабинета министров РК, принятым в июле 1992 года, которое положило начало переговорам с Поднебесной. Итогом долгого переговорного процесса стал пропорциональный раздел спорной территории, подписание в 1998 году Дополнительного соглашения и начало демаркации границы. Положение демаркационной линии было окончательно закреплено в межправительственном Протоколе от 10 мая 2002 года. Таким образом, протяженность казахстанско-китайской границы – около 1782 км.
Свою специфику имел процесс делимитации границы между республиками бывшего СССР. Вопрос о внутренних границах, не относившихся к государственным границам Союза, не имел столь принципиального значения и не поднимался со времени установления советской власти. Иной характер этот вопрос приобрел с распадом единого Союза и образованием независимых государств. Принципиальной стороной вопроса было мирное урегулирование всех возможных споров, учитывая тот факт, что страны и народы бывшего СССР были связаны друг с другом.
Начало переговорного процесса приходится на сентябрь 1999 года, когда была создана правительственная Комиссия по делимитации государственной границы с соседними странами. Во внешнеполитических отношениях с данными государствами Казахстан опирался на ряд документов, в том числе Алматинскую декларацию от 21 декабря 1991 года, Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ от 15 апреля 1994 года и др. В этих документах были заложены принципы взаимоуважения, учета интересов другой стороны, сотрудничества и поддержки.
За основу переговорного процесса было принято административно-территориальное разграничение между республиками на момент распада СССР. Однако, как известно, в Советском государстве демаркация республиканских границ не проводилась. В результате на границах иногда появлялись населенные пункты, что позже несколько осложнило процесс делимитации. Так с Узбекистаном было выявлено два участка – со стороны Казахстана, на территории Южно-Казахстанской области Сарыагашский и Махтааральский районы – требовавших дополнительных соглашений. Процесс был завершен с подписанием Договора между республиками в сентябре 2002 года. Казахстанско-узбекистанская граница составила 2351 км.
Делимитация границ с Кыргызстаном и Туркменистаном завершились подписанием соответствующих Договоров в 2001 году. В результате протяженность казахстанско-кыргызстанской границы – 1242 км, казахстанско-туркменистанской – 426 км.
Схожим образом прошла делимитация казахстанско-российской границы. Переговорный процесс с подготовкой необходимых документов длился с 1999 по 2005 годы. Большое значение имело то обстоятельство, что отношения между странами носят дружеский характер. 18 января 2005 г. в ходе официального визита Президента Н. Назарбаева в Российскую Федерацию главами государств был подписан двухсторонний Договор о казахстанско-российской границе. Граница с Россией является самой длинной сухопутной непрерывной границей в мире и составляет более 7,5 тыс. км.
Процесс установления государственной границы независимой Республики Казахстан подробно отражен в произведениях печати, научной и образовательной, справочной литературе и на страницах периодических изданий. Детальный анализ международно-правовому оформлению внешних рубежей страны приведен в книге «Правда о государственной границе Республики Казахстан». Книга «Государственная граница : сборник нормативно-правовых актов» знакомит читателей с текстами исторических документов, отражающих ход переговорных процессов между странами-соседями. Большая роль в урегулировании данных вопросов принадлежит дипломатическим службам, о деятельности которых в своих книгах рассказывает К.К. Токаев, в течение многих лет занимавший пост министра иностранных дел. О стратегическом характере принимавшихся решений говорит Президент Н.А. Назарбаев в книгах «Казахстанский путь», «Критическое десятилетие». А. Султангалиева, ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Лидера нации в своем докладе «Казахстан и его соседи: возможности и ограничения» за 2016 год вопросы делимитации и демаркации госграницы назвала «ключевой концепцией в международных отношениях». Одна из глав в разделе «Внешнеполитические аспекты национальной безопасности» 5-томного издания «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» подробно освещает историческую сторону вопроса.
На современном этапе мировой истории особую актуальность приобрели вопросы интеграции. Государственные границы нашей Республики становятся более открытыми для партнеров. Но вместе с тем повышается уровень рисков, связанных с незаконной деятельностью контрабандистов, наркоторговцев, террористов и проч. Анализ данной ситуации дан в статье А. Касенова «Основания изменения государственной территории в международном праве» (Наука и жизнь Казахстана. – 2016. - №2.). В республиканских газетах выходят материалы о службе пограничных войск КНБ РК.
Процесс становления государственной границы Казахстана имел мирный характер. Велика в этом заслуга дипломатических служб, других ведомств, парламентариев и, конечно же, Главы государства – Президента Н.А. Назарбаева.