Труд является основой развития и процветания любого общества на протяжении всей истории человечества. Однако роль труда не являлась неизменной, вместе с формами и мотивами труда менялись и представления о труде. Знание и наука теперь определяют вектор развития общества. Однако труд не исчезает, он претерпевает изменения.

Трудовая деятельность является профессиональной, если она характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний, которые подтверждаются документами: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

В 50-70х годах ХХ века рабочий человек стоял на пьедестале почета. Человеку труда полагалась не только достойная оплата труда, но и уважение, льготы, обеспечение жильем, социальные гарантии. Появлялись семейные трудовые династии. О рабочих снимали фильмы, писали книги и складывали песни. Но за последние десятилетия престиж рабочей профессии упал до критической отметки. Также резко сократилось количество профессиональных школ и лицеев за период 1990 - 2000 годы.

Об этом говорят данные Агентства по статистике Республике Казахстан:

  • 1994/1995гг. – 415 единиц, число учащихся составило - 159.600
  • 1999/2000гг. – 285 единиц, число учащихся составило – 89.863

Все развитые страны большое внимание уделяют укреплению своего инновационного потенциала для стимулирования экономического роста, который зависит от уровня профессионализма специалистов. В Стратегии "Казахстан-2050" Глава государства подчеркнул,

что профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах.

В программной статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" Глава государства – Нурсултан Абишевич Назарбаев - отметил,

что сегодня труд как решающий национальный фактор в условиях глобальной конкуренции – должен быть выдвинут на первый план.

Президент Нурсултан Назарбаев официально возвел идеологию труда в ранг государственной политики. Реальный производительный труд является залогом дальнейших экономических успехов страны и основой социальной модернизации казахстанского общества. Решающим фактором является труд, только он может сделать процветающим наш Казахстан и каждого из нас. Также он объявил о необходимости построения Общества Всеобщего Труда, в котором главное – возрождение уважения и почета к рабочей профессии и престижа "рабочего человека".

Лидер нации Н.А. Назарбаев в своей статье одним из поручений обозначил необходимость дальнейших шагов по модернизации образовательной системы. В условиях новой индустриально-инновационной экономики, становление и развитие которой является вопросом номер один для будущего страны, проблема подготовки кадров, особенно технических и рабочих специальностей, выходит на первый план. Государство ежегодно нуждается в 180 технических специальностях.

Выступая на II съезде молодежного крыла "Жас Отан" (16 ноября 2012 г.), глава государства Н.А. Назарбаев сказал:

Я ставлю задачу перед Правительством, чтобы каждый казахстанец, окончивший среднюю школу, имел возможность получения специальности. Экономике нужны и технические работники среднего звена - слесари, электрики, механики и другие. Каждое крупное предприятие - участник государственных программ индустриализации, дорожной карты бизнеса, занятости должно иметь квоту по обучению и трудоустройству молодежи. Другое важное направление - это дуальная система подготовки рабочих. По моему поручению, эта модель уже внедрена на предприятиях "Казахмыса", Донском горно-обогатительном комбинате, Павлодарском электролизном заводе. Фонд "Самұрық-Қазына" также начал работу в своих компаниях. Сегодня дуальная система успешно работает в 60-ти странах мира.

В ходе последних изменений в Законе РК "Об образовании" все профессиональные лицеи преобразованы в колледжи, в связи с чем число колледжей увеличилось и составило 785 единиц или 99,3%. В профессиональных колледжах обучаются более 604 тысяч человек, или более 32% выпускников общеобразовательных школ.

С 2011 года в Казахстане введена совершенно новая модель управления системой профессионально-технического образования. Его суть заключается во взаимодействии усилий государства и работодателей.

В 2013 году одна треть от общего числа государственных образовательных грантов, (более 35 тысяч), были направлены на подготовку кадров по техническим специальностям для реализации проектов программы форсированного индустриально-инновационного развития.

В планах Министерства образования и науки Республики Казахстан к 2015 году оснастить современным оборудованием 75% учебных заведений ТиПО, а к 2020 году — 90%. Предприятиями и учебными заведениями ТиПО республики заключено более 16,8 тыс. договоров о сотрудничестве в сфере подготовки кадров. В рамках этих соглашений предприятиями (работодателями) предоставлено обучающимся более 150 тысяч рабочих мест для прохождения производственной практики.

Студенты технического и профессионального образования создали Общественное Объединение "Республиканская молодежная ассоциация организаций ТиПО "Кәсіп.kz". Молодежная ассоциация "Кәсіп.kz" на республиканском уровне объединяет студенчество учебных заведений технического и профессионального образования (ТиПО) Казахстана общими целями и задачами в программе индустриализации страны.

Цель "Кәсіп.kz" – повысить активность молодежи, обучающейся рабочим профессиям, создать целое движение, в котором каждый студент мог бы реализовать себя не только в качестве лидера, организатора, но и найти полезную информацию, сотрудничать с госорганами, бизнес структурой, расширять кругозор, повышать гражданскую активность.

В Карагандинской области в системе технического и профессионального образования функционирует 78 колледжей, из них 46 государственных и 32 частных, в том числе 10 - в сельских районах. Подготовка в учреждениях технического и профессионального образования осуществляется по 132 специальностям. В нашей области ежегодно увеличивается число государственных грантов на среднетехнические специальности. Стоит отметить, что и желающих получить такое образование достаточно, и спрос на рабочие руки на рынке труда высок. Такое образование становится популярным среди абитуриентов, ведь после окончания учебы им гарантировано рабочее место.

Дуальное профессиональное образование успешно внедряется в Карагандинской области. Ведется работа по определению потребности в трудовых ресурсах для подготовки кадров с целью последующего трудоустройства на различных объектах.

Деятельность учебно-курсового центра ТОО Манас-Балхаш направлена на обеспечение высококвалифицированными рабочими кадрами предприятии топливно-энергетического комплекса города Караганды и Карагандинской области, электро- и теплоэнергетических служб муниципальных образований области.

Для осуществления качественного прорыва в подготовке профессионально компетентных рабочих кадров в соответствие с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы на базе Карагандинского государственного технического университета создан Центр Рабочих профессий (ЦРП). Цель функционирования данного Центра является подготовка, переподготовка и повышение квалификации компетентных и конкурентоспособных рабочих для развития экономики Казахстана.

В частном учреждении "Альтаир" обучается около 12 тысяч человек. В центре возможно быстро пополнить свой профессиональный багаж, овладеть смежной или новой для себя профессией в кратчайший срок и за минимальную оплату. Также центр "Альтаир" на бесплатной основе проводит набор в группы, по таким специальностям как:

  • электрик,
  • комплектовщик мебели,
  • плотник-столяр,
  • мастер строительно-отделочных работ,
  • автомеханик и облицовщик-плиточник.

Три основных факта о рабочей профессии:

  • рабочая профессия – это востребовано: она жива, она развивается и совершенствуется. Развитие экономики идёт, путем, который без квалифицированных рабочих невозможен, следовательно, спрос на них растет.
  • рабочая профессия – это престижно: рабочий класс медленно, но верно восстанавливает свой престиж. Условия и оплата их труда становятся всё более достойными. И если такого почета рабочему человеку, как в советские годы, достичь пока не удалось, то понимание, что это не лучше или хуже – а просто функционально другое начинают понимать все.
  • рабочая профессия – это доходно: квалифицированный рабочий может обеспечить себе достойное существование. Из-за возрастающего дефицита работодателю приходится заманивать и привлекать к себе работника. А заработная плата – один из главных факторов для любого человека, ищущего работу.

Фонды библиотеки постоянно пополняются профессиональной литературой, которая помогает дополнительно расширить знания по программе обучения.

Информационно-библиографическим отделом был создан электронный справочник "Колледжи Карагандинской области". В справочнике содержится информация о 71 колледже Карагандинской области.

В справочнике даны сведения об истории и развитии колледжа, о специальностях, по которым ведется обучение в колледже. Также указаны адреса, телефоны, адреса электронной почты и сайта, которые облегчат доступ к необходимой информации.

Справочник выставлен на сайте karlib.kz в разделе "Ресурсы – Издания библиотеки".

В мае 2014 года управление образования Карагандинской области презентовало мобильное приложение "Навигатор профессий", которое помогает выпускникам выбрать специальность по душе. Теперь девятиклассники могут заранее определиться с выбором жизненного пути.

Проект "Профессиональные пробы" предусматривает трехдневное обучение в колледже по профессии, которую он собирается выбрать в дальнейшем. Скажем, поработав три дня поваром, выпускник решает, нужно ли ему в дальнейшем учиться именно по этой специальности. А воспользовавшись мобильным приложением "Навигатор профессий", 9-классник сможет определить свои приоритеты и способности.

Предлагаем вашему вниманию обзор литературы, посвященный рабочим специальностям.

Книга "Энциклопедия для детей. Выбор профессии" интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как на закономерный этап развития человека. Подробно рассматриваются факты, влияющие на выбор профессии. Обсуждаются вопросы получения профессионального образования, поиска работы, трудоустройства, приводится информации о рынке труда.

В сборнике "Путеводитель по профессиям" представлено свыше 300 видов деятельности, востребованных в условиях рыночных отношений. В описании каждой профессии даны характер и условия работы, образование и квалификация, требования и родственные специальности. Справочный аппарат книги содержит перечень вузов, средне – специальных учебных заведений и других учебных заведений, а также областных центров занятости, алфавитный указатель профессий.

Учебное пособие Алексеева В.С. "Токарные работы" рассматривает токарные инструменты, приспособления и оборудование, а также приемы выполнения токарных операций. Содержит большое количество иллюстрации и контрольные вопросы к каждой главе.

В книге Чернышова Г.Г. "Сварочное дело" приведены подробные сведения о дуговой, электрошлаковой и газовой сварке, термической резке металлов, сварочном оборудовании и материалах, технологии сварки сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов. Изложены методы неразрушающего контроля сварных соединений.

В учебном пособии Ронинсона Э.Г. "Машинист бульдозера" рассмотрена общая конструкция современных наиболее распространенных и новых моделей бульдозеров и бульдозеров-рыхлителей. Описано устройство основных сборочных единиц рабочего оборудования бульдозеров и бульдозеров-рыхлителей, а также их базовых тракторов. Приведены общие сведения о земляных работах и технология производства этих работ бульдозерами и бульдозерами-рыхлителями.

Даны основные положения по технической эксплуатации и технике безопасности труда при выполнении бульдозерных работ.

В учебнике Трубецкого К.Н. и Галченко Ю.П. "Основы горного дела" рассказывается об истории и логике развития горного дела, техники и технологии, а также горных наук. Приведена характеристика минерально-сырьевого комплекса и его значение для современной цивилизации. Изложены основные представления о горном деле применительно к разработке рудных и россыпных месторождений, угля и нерудных полезных ископаемых.

В пособии Богушева В.И. "Технология приготовления пищи" представлен весь комплекс теоретических основ производства продуктов общественного питания. Дана характеристика химического состава и физических свойств различных продуктов.

Основная часть пособия посвящена технологии приготовления кулинарных блюд, правилам их оформления и подачи. В последних главах освещаются вопросы лечебного и детского питания, дается характеристика различных диет.

В учебном пособии Васюковой А.Т. "Справочник повара" даны основные сведения о товароведно-технологической характеристике сырья, правилах хранения и способах определения его качества. В пособии рассмотрены вопросы физиологии питания, санитарии и гигиены, микробиологии, охарактеризована механическая и тепловая обработка, применяемая в общественном питании.

Книга Барановского В.А. "Столяр – плотник" посвящена технологии производства и ремонта внутренних деревянных конструкций – полов, оконных рам, дверей, мебели. Отдельные главы содержат описание строительства деревянных конструкций – срубов, навесов, беседок.

Учебное пособие Мороз Л.И. "Маляр. Технология и организация работ" содержит сведения о технологии производства малярных работ, материалах и способах приготовления малярных составов с помощью машин и инструментов, приводятся методы пооперационного контроля и оценке качества малярных и обойных работ. Издание хорошо иллюстрировано.

Книга Мороз Л.Н. и Лапшина П.А. "Штукатур. Мастер отделочных строительных работ" рассказывает о материалах, инструментах, механизмах, используемых при проведении монолитной штукатурки и отделке поверхностей гипсокартонными листами. Разделы о материалах, используемых при проведении штукатурных работ, содержат современную информацию о традиционных и новых компонентах растворов, смесях, клеях и мастиках.

Профессия, которой посвящена книга Барановского В.А "Слесарь – сантехник", была и остается сегодня одной из самых востребованных в народном хозяйстве.

Книга охватывает все основные виды деятельности сантехники: санитарно-технические работы, монтаж и ремонт систем отопления, водоснабжения, канализации.

В учебном пособии Малевского Н.П. "Слесарь-инструментальщик" изложены основные сведения о технологии работ, выполняемых слесарем-инструментальщиком; описаны конструкция и технология изготовления и ремонта режущих, измерительных, вспомогательных инструментов, штампов и прессформ; освещены вопросы научной организации труда и совершенствования работ; даны сведения о стандартизации и контроле качества продукции.

Пособие Слона Ю.М. "Автомеханик" содержит материал об организации технического обслуживания и ремонта отечественных и зарубежных автомобилей. Рассмотрены неисправности агрегатов и механизмов, методы и способы их устранения.

В справочнике Маилян Л.Р. и др. "Справочник современного строителя" представлено краткое изложение основных сведений в различных областях строительства на современном уровне. Справочник снабжен большим количеством справочных таблиц, графиков и рисунков. Приведен список литературы, в котором можно найти более подробные сведения по интересующим вопросам.

 

Воспитание профессиональной ориентации молодежи, формирование четкого видения своего будущего, повышение авторитета и престижа трудящегося человека – вот основные задачи беседы. Материал ориентирован на молодых - кто уже делает первые шаги в рабочих профессиях, а также для тех, кто еще только выбирает свой путь.