Музыкальная культура казахского народа развивалась в  течение  многих  столетий. Об  этом свидетельствуют ценные  архивные документы.

Об этом  говорят  и  книги  с  нашей  выставки  "Ұлттық аспаптар үніндегі құдірет".

В начале весны  мы приглашали всех  желающих на творческий  вечер    "Ұлттық аспаптар үніндегі құдірет" Қазақтың ұлттық аспаптарына арналады. - "Парад музыкальных инструментов".  "Парад",  первый  в  череде  задуманных подобных встреч, открывала Домбра, как один из ведущих инструментов  в истории казахской музыки.

Ей подвластно всё: она рассказывает об истории своего  народа, она – участница праздников, традиционных обычаев и обрядов, сегодня она позирует художникам и играет в кино и на театральной сцене. Домбра  поделится радостью, поведает о тревоге и утолит печаль. В народной мифологии ("Легенды древнего Казахстана" на  казахском и русском языках – Алматы, "Аруна", 2006) есть легенда о Хромом Кулане – это повествование об умной и чуткой Домбре. Прочтите, и вы поймете, почему  домбра – музыкальный  инструмент №1.

Еще в 30-годы прошлого века изучением и проблемой усовершенствования народных музыкальных  инструментов занимался молодой ученый, выпускник Ленинградской консерватории Ахмет Куанович Жубанов: на базе первого в республике музыкально-драматического техникума он основал первую в Казахстане музыкально-экспериментальную мастерскую. Здесь, в процессе шлифовки исполнительской техники возникла идея создания ансамбля казахских народных инструментов, ставшего в  дальнейшем ядром  организованного им национального художественного коллектива, сегодня – Государственного  академического оркестра казахских народных инструментов  имени Курмангазы,  снискавшего славу виртуозов далеко за пределами  республики.

Исследование древних музыкальных инструментов, масштабное, глубокое их изучение было целью и смыслом  жизни  Болата Сарыбаева. Работая на  кафедре национальных  инструментов  Алмаатинской консерватории,  Болат Шамгалиевич  занимался исследованием древних  музыкальных инструментов,  собрал  более  250 уникальных  образцов.  Сначала  хранил  их  у  себя  дома. В  дальнейшем на  основе этой  коллекции  был  создан Государственный музей. В числе самых  дорогих его сердцу – домбры, полученные из рук Дины Нурпеисовой и Амре Кашаубаева. Предлагаем познакомиться с историко-этнографической монографией Болата  Сарыбаева "Казахские  музыкальные  инструменты" (Алма-Ата, "Жалың", 1978). На её страницах – история поиска  и  исследование 25 забытых  инструментов. В отделе искусства  библиотеки есть три  варианта  этого  труда – на  казахском  языке, адаптированное  изложение на  русском  языке  и  сувенирный  альбом на  двух  языках.

Прекрасное сувенирное  издание  вышло  и  два  десятилетия  спустя  в  издательстве "DIDAR" (Алматы, 1998)  под  патронажем  Министерства  образования, культуры и здравоохранения Республики в  серии "Памятники  культуры Казахстана".

Домбра, подруга верная моя,

Ты столько раз мне придавала силы!..

И жар души, и горечь бытия

Сплетаешь ты мелодией двукрылой.

                                                                      (К. Салыков)

"Музыка и слово всегда были душой казахского народа.  Домбра поет, и вслед за ней людские  сердца  тянутся  к свету и добру. В  простой  и  ясной  мелодии  таится  целый  мир, имя  которому  –  Тысячелетие.  И  разве это не  чудо,  когда  человек,  объединяя  свой  голос  и  музыку,  становится  новым  звеном в  цепи  поколений,  наследуя  честь,  гордость  и  мастерство", – такими  словами  напутствует  нас   Серик  Жайлауович  Пралиев,  ректор  Казахского национального  педагогического  университета  имени  Абая, доктор  педагогических наук,  профессор в предисловии  к  книге  авторов Турдыгулова Ж. А., Рабиловой З. Ж.  "Домбыра" (Атамура, 2013). В  этом  учебном  пособии  доступно изложены этапы изготовления домбры, начиная с краткой истории, подробной технологии и завершая  её  декорированием. Учебное  пособие  богато  иллюстрировано.

О  домбре написано немало работ –  о  её  акустике,  конструировании, о видах и распространении этого  уникального инструмента, о  ремонте и о многом  другом.

Самые подробные технические характеристики домбровой технологии вы найдете в  книге  Жумагельды  Нажимеденова  "Казахская  домбра  и  её  акустические  особенности" (Алматы, 2003), которую мастер  написал  в  соавторстве с  Людмилой Алексеевой. Приводя примеры эталонных  домбр и фабричной  домбры, они убеждают читателя: не существует двух одинаковых  инструментов.  Каждый – особенный, тем более – в руках  настоящего  мастера  и виртуозного   исполнителя.

А  легко ли играть на домбре? Об этом увлекательном занятии всем, кто хочет научиться владеть инструментом, рассказывает и даже  помогает  обучению  Жумагельды  Нажимеденов  в  своей  книге  "Легко ли играть  на  домбре?" (Алматы, "Өнер", 2013). В ней он предлагает  и  доступные  приемы  и  репертуарную копилку  начинающего  музыканта-исполнителя.

Рассказ  о  целом созвездии виртуозов вы найдете в красочном  альбоме "Казахский  Государственный академический оркестр  народных  инструментов имени Курмангазы".  (Алматы, "Елнұр", 2005). Его  шежире богато расцвечено портретами мастеров  исполнительского искусства. На  страницах  этого альбома  – композиторы, вокалисты, кюйшы, – солирующие и играющие в ансамблях. Объединенные гармонией ОРКЕСТРА,  они  представляют сегодня  вершину и  цвет  мастерства  во  многих  странах  мира.

Звучит домбра двуструнная –

Душа моих степей.

Была дорога трудною

До этих славных дней.

Поет домбра - и каждому

Напев ее не чужд.

Звучит домбра - и, кажется,

Я сам уже звучу.

                              (К. Салыков)

Приведенные выше  поэтические строки – стихотворения  из авторского сборника Какимбека Салыкова "Под звуки домбры" (М.,Худож. литература", 2001)  Перелистайте, вы получите удовольствие!