Музыкальная культура казахского народа развивалась в течение многих столетий. Об этом свидетельствуют ценные архивные документы.
Об этом говорят и книги с нашей выставки "Ұлттық аспаптар үніндегі құдірет".
В начале весны мы приглашали всех желающих на творческий вечер "Ұлттық аспаптар үніндегі құдірет" Қазақтың ұлттық аспаптарына арналады. - "Парад музыкальных инструментов". "Парад", первый в череде задуманных подобных встреч, открывала Домбра, как один из ведущих инструментов в истории казахской музыки.
Ей подвластно всё: она рассказывает об истории своего народа, она – участница праздников, традиционных обычаев и обрядов, сегодня она позирует художникам и играет в кино и на театральной сцене. Домбра поделится радостью, поведает о тревоге и утолит печаль. В народной мифологии ("Легенды древнего Казахстана" на казахском и русском языках – Алматы, "Аруна", 2006) есть легенда о Хромом Кулане – это повествование об умной и чуткой Домбре. Прочтите, и вы поймете, почему домбра – музыкальный инструмент №1.
Еще в 30-годы прошлого века изучением и проблемой усовершенствования народных музыкальных инструментов занимался молодой ученый, выпускник Ленинградской консерватории Ахмет Куанович Жубанов: на базе первого в республике музыкально-драматического техникума он основал первую в Казахстане музыкально-экспериментальную мастерскую. Здесь, в процессе шлифовки исполнительской техники возникла идея создания ансамбля казахских народных инструментов, ставшего в дальнейшем ядром организованного им национального художественного коллектива, сегодня – Государственного академического оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, снискавшего славу виртуозов далеко за пределами республики.
Исследование древних музыкальных инструментов, масштабное, глубокое их изучение было целью и смыслом жизни Болата Сарыбаева. Работая на кафедре национальных инструментов Алмаатинской консерватории, Болат Шамгалиевич занимался исследованием древних музыкальных инструментов, собрал более 250 уникальных образцов. Сначала хранил их у себя дома. В дальнейшем на основе этой коллекции был создан Государственный музей. В числе самых дорогих его сердцу – домбры, полученные из рук Дины Нурпеисовой и Амре Кашаубаева. Предлагаем познакомиться с историко-этнографической монографией Болата Сарыбаева "Казахские музыкальные инструменты" (Алма-Ата, "Жалың", 1978). На её страницах – история поиска и исследование 25 забытых инструментов. В отделе искусства библиотеки есть три варианта этого труда – на казахском языке, адаптированное изложение на русском языке и сувенирный альбом на двух языках.
Прекрасное сувенирное издание вышло и два десятилетия спустя в издательстве "DIDAR" (Алматы, 1998) под патронажем Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики в серии "Памятники культуры Казахстана".
Домбра, подруга верная моя,
Ты столько раз мне придавала силы!..
И жар души, и горечь бытия
Сплетаешь ты мелодией двукрылой.
(К. Салыков)
"Музыка и слово всегда были душой казахского народа. Домбра поет, и вслед за ней людские сердца тянутся к свету и добру. В простой и ясной мелодии таится целый мир, имя которому – Тысячелетие. И разве это не чудо, когда человек, объединяя свой голос и музыку, становится новым звеном в цепи поколений, наследуя честь, гордость и мастерство", – такими словами напутствует нас Серик Жайлауович Пралиев, ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая, доктор педагогических наук, профессор в предисловии к книге авторов Турдыгулова Ж. А., Рабиловой З. Ж. "Домбыра" (Атамура, 2013). В этом учебном пособии доступно изложены этапы изготовления домбры, начиная с краткой истории, подробной технологии и завершая её декорированием. Учебное пособие богато иллюстрировано.
О домбре написано немало работ – о её акустике, конструировании, о видах и распространении этого уникального инструмента, о ремонте и о многом другом.
Самые подробные технические характеристики домбровой технологии вы найдете в книге Жумагельды Нажимеденова "Казахская домбра и её акустические особенности" (Алматы, 2003), которую мастер написал в соавторстве с Людмилой Алексеевой. Приводя примеры эталонных домбр и фабричной домбры, они убеждают читателя: не существует двух одинаковых инструментов. Каждый – особенный, тем более – в руках настоящего мастера и виртуозного исполнителя.
А легко ли играть на домбре? Об этом увлекательном занятии всем, кто хочет научиться владеть инструментом, рассказывает и даже помогает обучению Жумагельды Нажимеденов в своей книге "Легко ли играть на домбре?" (Алматы, "Өнер", 2013). В ней он предлагает и доступные приемы и репертуарную копилку начинающего музыканта-исполнителя.
Рассказ о целом созвездии виртуозов вы найдете в красочном альбоме "Казахский Государственный академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы". (Алматы, "Елнұр", 2005). Его шежире богато расцвечено портретами мастеров исполнительского искусства. На страницах этого альбома – композиторы, вокалисты, кюйшы, – солирующие и играющие в ансамблях. Объединенные гармонией ОРКЕСТРА, они представляют сегодня вершину и цвет мастерства во многих странах мира.
Звучит домбра двуструнная –
Душа моих степей.
Была дорога трудною
До этих славных дней.
Поет домбра - и каждому
Напев ее не чужд.
Звучит домбра - и, кажется,
Я сам уже звучу.
(К. Салыков)
Приведенные выше поэтические строки – стихотворения из авторского сборника Какимбека Салыкова "Под звуки домбры" (М.,Худож. литература", 2001) Перелистайте, вы получите удовольствие!