Дорогие друзья!
Календарь искусств продолжает напоминать нам о юбилейных датах выдающихся людей, чьи имена оставили яркий след в истории Отечества.
15 июля исполняется 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Маметовой Маншук Жиенгалиевны (1922-1943 гг.)
Великая Отечественная война 1941 – 1945 позвала на защиту Отечества лучших своих сыновей и дочерей со всех концов огромной страны. "Не все вернулись соколы, кто жив, а кто убит", но слава об их подвиге увековечена в стихах и прозе, в живописи и камне.
Маметова Маншук (Мансия) Жиенгалиевна родилась 23 октября 1922г. в ауле Жаскус Урдинского района Западно-Казахстанской области. Пулеметчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Маншук погибла 15 октября 1943 под городом Невелем в Псковской области за неделю до своего 21 дня рождения.
В годы Великой Отечественной войны на территории Уральской области, единственной в Казахстане, было введено военное положение, Жанибекский и Бокейординский районы оказались в зоне боевых действий Сталинградского фронта. Более 75 тысяч уральцев ушли на фронт, из них более половины не вернулись. Высокого звания Герой Советского Союза удостоены 40 жителей области, в том числе две девушки – Маншук Маметова и Алия Молдагулова. Маншук была первой девушкой-казашкой, которой было присвоено звание Героя Советского Союза.
Память о подвиге Маншук Маметовой запечатлена в многочисленных обелисках и мемориалах.
На одной из улиц Невеля, в жестоких боях за который погибли сотни бойцов, поднялся памятник. На постаменте – бронзовая фигура девушки-воина. Рядом с ней – станковый пулемет. Это памятник Маншук Маметовой. Их несколько на территории нашей страны
В г. Уральске на улице Сарайшык, 51 расположен дом-музей имени Маншук Маметовой (в этом доме в 1932-1934гг. жила в семье приемных родителей Герой Советского Союза М. Маметова).
В Бокейординском районе Уральской области в ауле Сайхин перед школой имени М. Маметовой на постаменте установлен бронзовый бюст с реалистичной передачей портретных черт; на лицевой грани постамента надпись: "Герой Советского Союза Маншук Маметова". Автор – скульптор В. Антаков (г. Кострома).
В ауле Хан Орда во дворе общеобразовательной школы им. Жангир-хана установлен памятник работы скульптора Р. Х. Шамсуддинова. Бронзовая фигура девушки, высота 1,9 м, высота постамента 2,2м.
Памятник решен в реалистичной манере с проработкой портретных черт. Фигура девушки изображена в движении, в руках пулеметная лента. Скульптор передал состояние сосредоточенности и тревожного ожидания Маншук перед боем. На постаменте изображена пятиконечная звезда Героя Советского Союза и надпись: "Маншук Маметова. 1922 – 1943гг."
Если вам доведется побывать в Алматы, вспомните: здесь жила, отсюда уехала на великий подвиг казахская девушка-батыр, герой Советского Союза Маншук Маметова. Сюда, осенью 1943 года в дом её матери пришло письмо с фронта от её боевых товарищей. "С глубоким чувством скорби извещаем вас, – писали бойцы, – о героической смерти вашей приемной дочери, отважной пулеметчицы, старшего сержанта товарища Маметовой Маншук. Боевая жизнь славной дочери казахского народа товарища Маметовой может служить беспримерным образцом любви и преданности нашей Родине".
Очень выразительна графическая картина-размышление художника Мингазитинова Ю. П. "Проводы" из триптиха "Маншук Маметова". На фоне скупого изображения идущих на фронт солдат угадывается фигурка девушки. Маншук обнимает (не отпускает?) слившаяся с ней фигура матери, которая словно предчувствует прощание навсегда…
1 сентября исполняется 85 лет со дня рождения режиссера, педагога, общественного деятеля, народного артиста Казахстана, Каракалпакии и СССР, обладателя звания "Халық қаһарманы" Азербайжана Мадиулы Мамбетова (1932 – 2009 гг.)
Театр – моё божество, искусство – жизнь, для меня могущество сцены – поразительное явление, неповторимая судьба. А. Мамбетов
Азербайжан Мамбетов принадлежит к тому поколению режиссеров, которое пришло в советские театры в конце пятидесятых – шестидесятые годы. Их творчество во многом определило развитие сценического искусства и поныне является золотым фондом.
Внешние вехи его творческой биографии поражают: В 1944-46 годах Азербайжан Мамбетов – учащийся хореографического училища, затем, в 1947г.-- студент Алма-Атинского театрального училища, окончив которое в 1952 году, поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа имени Луначарского в Москве. После окончания института (в1957 году) Мамбетов – режиссёр Казахского академического театра драмы имени М. Ауэзова, а в 1965 г., в 33 года он – его главный режиссёр и директор. В38 лет он стал народным артистом Казахстана, а в 44 года – народным артистом СССР. Еще раньше ему были присуждены Государственные премии СССР и Казахской ССР, присвоено звание профессора. Высокое звание "Халык Кахарманы" ("Народный герой") Азербайжан Мамбетов получил в 2000 году. В 1989 году избран народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР. Входил в состав комиссий по Государственным премиям РК, а также в комиссию по правам человека при Президенте Республики Казахстан…
Одной из главных творческих удач Азербайжан Мамбетов считал работу и общение с поколением талантливейших русских и казахских актеров, искусство которых было тесно связано с богатейшим арсеналом выразительных средств. В частности, в театре имени М. Ауэзова работали С. Кожамкулов, К. Куанышпаев, Е. Умурзаков, К. Бадыров, С. Майканова, К. Жандарбеков… Своим первым наставником считал Шакена Айманова.
Говорит театровед Ирина Шостак: С первых своих театральных постановок А. Мамбетов демонстрировал приемы условно-метафорического театра. С годами его искусство органически вобрало в себя и богатый психологизм и достоверность. Творческому методу режиссера присущ поиск единого художественного образа спектакля, в котором повышенная эмоциональность актерской игры, "атака" на воображение зрителя соединяются с многогранной характеристикой персонажей. …Он всегда как бы предугадывает необходимость обновления сценического языка, поиска новых выразительных средств. Но его новаторство вырастает из глубинного постижения традиций искусства театра…
В конце 1970-х – начале 1980-х годов мастер принял решение на время уйти из театра в кино. Как кинорежиссёр снял фильмы: "Год, как жизнь" (1965), "Крылья песни" (1966), "Струны столетий" (1970), "Абай" (1976), "Кровь и пот" (1978), "Гонцы спешат" (1980).
Последние десять лет, с 1999 года работал в Астане. В столицу режиссер прибыл по приглашению Нурсултана Назарбаева и возглавил Казахский государственный музыкально-драматический театр имени Калибека Куанышбаева. Перед А. Мамбетовым стояла непростая задача вывести театр на более качественный и высокий уровень.
В числе наиболее значимых его театральных постановок - спектакли "Волчонок под шапкой", "Материнское поле", "Козы Корпеш и Баян Сулу", "Кровь и пот", "Карагоз", "И дольше века длится день".
Говорит драматург Тахауи Ахтанов: А. Мамбетов – режиссер, который своим новаторством привнес на казахскую сцену культуру, передовые методы и образцы лучших театров Европы, России.
Говорит Азербайжан Мамбетов: Режиссерская профессия не признает старость. Чем больше проходит лет, увеличивается возраст, тем определеннее чувствуется внутреннее наполнение.
27 сентября 1937 исполнится 80 лет со дня рождения краеведа Юрия Григорьевича Попова.
Попов Юрий Григорьевич родился 27 сентября 1937 года в городе Караганде в поселке шахты 18-Бис ("Копай-город") в семье ссыльных. В 1945-1955 годах учился в школе № 3 имени И.А. Крылова. В 1960 г. окончил КарПТИ по специальности горный инженер и затем заочную аспирантуру при ИГД имени А.А. Скочинского в Москве. Кандидат технических наук (1971). Занимал должности младшего, затем старшего научного сотрудника, заведующего сектором, ученого секретаря. Автор 75 опубликованных и 65 рукописных научных трудов Карагандинского Политехнического института, Работал на шахте имени К. Горбачева, ХМИ АН КазССР, КНИУИ (КазНИИУголь).
В краеведение Юрий Григорьевич пришел через туризм, которым занимался с 1962 года. В 1966-1986 годах член президиума Карагандинского Областного совета по туризму и экскурсиям. Участник всесоюзных слетов "Дорогами славы отцов" в 1967 и 1968 годах.
Круг краеведческих интересов отражен в исследованиях истории развития сел и городов Центрального Казахстана, революционных событий, топонимики, в изучениии освоения недр, индустриализации. Впечатляют персоналии земляков, описание пребывания знаменитых людей в Казахской степи. Среди героев его очерков: К. Сатбаев, Ш. Валиханов, М. Пришвин, Г. Потанин, С. Марков, А. Ермеков, А. Букейханов, А. Кунанбаев, С. Ерубаев, Т. Казангапов, М. Русаков, Г. Фогелер, В. Эйферт, А. Чижевский и др. Свою многогранную компетенцию Ю. Г. Попов проявил и в Областной комиссии по переименованию населенных пунктов, улиц и площадей ( В 1990-1994 гг). С 1974 по 1994 годы преподавал курс краеведения на кафедре географии КарГУ. Неизменным вниманием пользовалась его туристская передача на Карагандинской областной студии телевидения "Дороги зовут". В 1994 году подготовил для телеканала "Интеркараганда" был подготовлен цикл "Под небом Сарыарки". В Казахстане материалы Ю.Г.Попова публиковались в 60 газетах на русском, казахском, немецком, польском языках. Общее число публикаций 2600. Победитель и призер ряда конкурсов республиканской, областной и районной печати.
Краеведческие сборы Ю.Г. Попова сосредоточены в Карагандинском областном архиве, Музее изобразительного искусства Караганды, в музеях городов Балхаша и Темиртау, – всего свыше 500 единиц хранения. Более ста единиц подарены им российским музеям и архивам.
Почетный гражданин Каркаралинского района (2005 г). Постоянный участник культурных общественных мероприятий 1980-х - 90-х гг.
Деятельность Ю.Г. Попова неоднократно отмечалась медалями и памятными наградными знаками различного достоинства, почетными грамотами, дипломами Республиканских конкурсов журналистов Казахстана и литературными премиями.
Для Юрия Григорьевича практически нет закрытых дверей библиотек и архивов на территории бывшего Советского Союза. В исследовательских целях обращался лично в музеи и архивы Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Семипалатинска и др.
Он автор ряда сценариев для документальных фильмов. Такие ленты, как "Ленинград - Караганда" (1968), "Уголь шел с востока" (1979), "Струны столетий" (1990), "Потерянный сын" (1991) демонстрировались по ЦТ и Казахстанскому республиканскому телевидению, были отмечены призами и грамотами.
Снимался в сюжетах документальных фильмов: "Солнечный пленник" об учёном А.Л. Чижевском (Центрнаучфильм, 1989), "Неторопливый Торопец" (программа "Клуб Путешественников", канал ОРТ, 2000), "Калтыситаруамотанадам" (на казахском языке) о поэте Мади Бапиеве (режиссер К.Супирбеков,2005,), "Жизнь офицера" о генерале А.Н. Куропаткине (программа "Сферы", канал "Культура", 19 марта 2010 года), "Патриарх Тихон" (2011). ОАО "Пятый канал" (Караганда, 2007) выпустило диск с рассказами Ю.Г. Попова "… В городе, которого нет", (режиссер Р. Бараев).
С 5 ноября 2003 года живет в г. Санкт-Петербурге. Общее число публикаций в России превышает 300.
28 сентября исполняется 120 лет со дня рождения народному писателю Казахстана, общественному деятелю, ученому, академику НАН РК, заслуженному деятелю науки Казахстана, доктору филологических наук, профессору Мухтару Омархановичу Ауэзову (1897 – 1961 гг.)
"На скакуне прошлого в будущее не уедешь", "Огонь деятельности угаснет, если не зарядится энергией искусства". М. Ауэзов знал цену этому убеждению: его сформировали творчество и негасимое пламя поиска истины.
Мухтар Омарханович Ауэзов родился в 1897 году. Детство его прошло вблизи аула, где жил основоположник казахской литературы Абай Кунанбаев где были живы традиции великого поэта. Это во многом наложило отпечаток на творчество Ауэзова.
После окончания начальной школы, Ауэзов в 1908г. уезжает в Семипалатинск, где он учится в пятиклассной русской школе и в 1915 г. поступает в учительскую семинарию.
Слово "театр" вошло в казахскую лексику гораздо позже, чем появилась первая пьеса.
В 1917 году Ауэзов написал свою первую пьесу "Энлик и Кебек", которую первоначально разыгрывали актеры-любители в урочище Ойкудук, в ауле Айгерим, жены Абая. (В 1926 году первый казахский драматический театр в Кзыл-Орде открылся этой пьесой). Затем – в 1918-1919 годах последовали пьесы о восточной традиции многоженства "Попечители народа" и "Жены-соперницы". Осенью 1920 года в Семипалатинске организуется первый культурно-просветительский кружок "Ес-аймак". М. Ауэзов с самого начала принимал деятельное участие в его работе.
В 30-е годы, после окончания историко-филологического факультета Ленинградского университета и затем аспирантуры Среднеазиатского университета появляются пьесы Мухтара Ауэзова "Ночные раскаты" – о борьбе казахского народа против колониальной политики царизма, "На границе" – о бдительности советских людей, "Каменное оперение" и "В яблоневом саду" – о жизни казахской интеллигенции. А в 1940 году появляется драма "Абай" (написана в соавторсте с Л. Соболевым) – первое выражение своего поклонения М. Ауэзова творчеству Абая. Спектакль занял видное место в репертуаре театров Казахстана. В содружестве с Л. Соболевым вышла монография "Эпос и фольклор казахского народа". В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов пишет пьесы "В час испытания" и "Гвардия чести" (совместно с А. Абишевым), а также либретто оперы "Толеген Тохтаров" ("Пятеро друзей").
Значительная часть жизни писателя и ученого посвящена исследованию жизни и творческого наследия великого Абая. Кроме пьесы, М. Ауэзов посвятил Абаю оперное либретто, киносценарий, и, главное, монументальную четырехтомную эпопею – романы "Абай" и "Путь Абая". Они неоднократно издавались в Советском Союзе на многих языках народов СССР и переведены в ряде зарубежных стран.
С именем Мухтара Ауэзова неразрывно связано становление и развитие Казахского академического театра драмы. Интересен факт: в январе 1934 г. участниками алма-атинской музыкальной студии была осуществлена постановка музыкальной комедии Мухтара Ауэзова "Айман и Шолпан". После премьерного спектакля студия начала смостоятельную жизнь и была преобразована в Казахский государственный музыкальный театр. Исполнителями главных ролей в спектакле были певцы Куляш и Канабек Байсеитовы, Курманбек Жандарбеков, Манарбек Ержанов, танцевальную партию исполняла Шара Жиенкулова. Так молодой коллектив постигал основы оперно-балетного искусства.
Мухтар Ауэзов известен и как автор книг-очерков и как кинодраматург – автор сценариев "Песни Абая" и "Райхан" и как автор перевода ряда классических произведений русских и европейских писателей. Многие пьесы В. Шекспира, Н. В. Гоголя, К. Тренева, Н. Погодина были поставлены на казахской сцене в переводе М. Ауэзова.
Уважаемые гости Сайта! За более полной информацией о персонах Календаря знаменательных дат обращайтесь в электронный каталог или отдел литературы по искусству.
Вся предоставленная информация подготовлена с использованием материалов из фондов библиотеки и публикаций в Интернете.