2015 год завершает рассказы о юбилейных датах:
180 лет со дня рождения великого ученого, востоковеда, этнографа, историка, просветителя, географа, фольклориста и художника Шокана Уалиханова (1835-1865 гг.)
Шокан Уалиханов прожил короткую, но яркую жизнь. Ему не суждено было осуществить даже незначительную часть задуманного. Однако то, что он успел сделать за десять лет, вызывает изумление и преклонение перед его удивительной работоспособностью, жаждой знаний, широтой охвата и глубиной анализа научных проблем. Он был первым по-европейски образованным ученым, побывавшим в практически неизученных тогда странах и землях – Семиречье, Киргизии, Восточном Туркестане – и собравшим уникальный материал по истории, этнографии, литературе. Собранный им материал позволил русской и мировой науке уменьшить размеры "белых пятен". Много и с увлечением Шокан работал над проблемой этногенеза казахского народа. Интересны этнографические зарисовки Валихановым обычаев, верований, одежды киргизов. Яркие описания он дополняет рисунками. На них – схемы пройденных маршрутов, рисунки местности.
В трудах и исследованиях Шокан Уалиханов, в его дневниках и записках, официальных справках и проектах реформ нашли широкое отражение важные проблемы тюркских народов Казахстана и Средней Азии. "В его трудах, – писал казахский этнограф Э.А. Масанов, – мы находим исключительное богатство оригинальных и разносторонних мыслей и идей, выводов, интереснейших гипотез, фактических сведений, не утративших своё значение и по настоящее время". В своих служебных поездках по степи, Ш. Уалиханов разыскивал людей, знающих предания старины, записывал их, обращая внимание на те их них, которые содержали сведения о происхождении казахского народа. Шокан Уалиханов впервые записал и перевел отдельные места из героического эпоса киргизов "Манас". "Манас" – произведение целого народа своего рода степная "Илиада". Переводя, Шокан составлял особый словарик, "чтобы познакомить ориенталистов с наречием, до сих пор совершенно неизвестным".
Шокан Уалиханов способствовал пробуждению самосознания казахского народа. Своими яркими, волнующими выступлениями в печати и в кругу своих омских и петербургских друзей он будил интерес демократически настроенной русской общественности к нуждам казахов.
105 лет со дня рождения художника, одного из основоположников казахского народного изобразительного искусства, карикатуриста, графика Кожахмета Коныркожаулы Ходжикова (1910-1953 гг.)
Ходжахмета Ходжикова (1910 - 1953) вместе с младшим братом Кулахметом причисляют к первым казахским художникам. Однако, Кулахмет Ходжиков, известный художник театра и кино, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, всегда отдавал пальму первенства старшему брату. Братья росли в атмосфере любви к народным традициям, казахскому искусству. Отец – Конгыр-Ходжи Ходжиков, известный в Туркестанском крае ученый и общественный деятель, был автором одного из первых букварей и научных трудов по истории Казахстана и России. Мать художников – Латифа Мунайтбасова-Лапина, была первой женщиной-художником по театральным костюмам и талантливым мастером национального искусства.
Одаренный юноша, Ходжахмет с детства изображал на чем придется людей, животных и всё, что казалось ему интересным. Вместе с младшим братом они лепили из глины фигурки животных, машины. Родители наблюдали творческие способности детей, и в 6 лет Ходжахмета отдали в ученики мастеру-орнаменталисту, расписавшему мечеть в Фергане.
В 1928 Ходжахмет учится в Москве на курсах ВХУТЕМАСа. Здесь ему необычайно повезло: работая в "Окнах РОСТа" Ходжахмет оформляет плакаты В. Маяковского. Он дружит с русскими художниками – Петровым-Водкиным, Борисом Ефимовым, Кукрыниксами и другими. В 1930 - 1938 Ходжахмет работает в Алма-Ате в Казахском театре драмы. В ноябре 1932 участвует во все казахстанской юбилейной выставке, посвященной 10-летию Казахстана. Ходжахмет первым в республике начинает самостоятельно активно работать в новой для казахского искусства области - политического плаката. Им созданы десятки карикатур на злободневные темы. Работая декоратором на киностудии, рисовал плакаты, оформлял литературные произведения в журнале "Пионер Казахстана". 10 сентября 1953 года Ходжахмета не стало. Он ушел из жизни в 43 года, не успев реализовать свой многогранный талант. В фондах ГМИ имени А. Кастеева хранится небольшое количество произведений Ходжахмета Ходжикова, выполненных сангиной и акварелью: "Жатва", "Украинка", "Мужской портрет", "Молотьба", "Доение коров". В его работах проявилась способность к обобщению, любовь к радостному, оптимистичному колориту. В ярких живописных тонах им мастерски передано солнечное настроение и радость жизни. Несколько работ хранит Областной историко-краеведческий музей г. Кызыл-Орда. Значительная часть наследия художника сохранилась в домашней коллекции. Сегодня они составляют бесценный фонд одного из первых профессиональных мастеров Казахстана.
Примечание: в работе над данной информацией использованы материалы Отдела литературы по искусству, и в частности, статья из журнала "Nomad-Kazakhstan", 2012, №6.
60-лет со дня рождения музыканта, дирижера и педагога, заслуженный деятель культуры Казахстана, Абдугалисына Шоканбаева, (1955 г.р.)
Его призвание – музыка. Шоканбаев Абдугалисын Жаканович всей своей жизнью в полной мере подтверждает эти слова. Сколько себя помнит, Абильтай Жаканович никогда не расставался с домброй. В 1984г. поступил в Алма-атинскую Консерваторию имени Курмангазы по классу домбры. Здесь его педагогом был профессор АйткалиЖаимов, а затем дирижерскому искусству Шоканбаев учился у народного артиста РК профессора. Несколько лет после окончания консерватории Абильтай Жаканович работал в оркестре имени Курмангазы, это дало ему хороший опыт.
Несколько лет назад в нотном фонде Отдела литературы по искусству появился новый сборник кюев под названием "Сылқылдақ" с указанием "Партитура".
Как инструментовед он переложил для оркестра народных инструментов оперу "Сорока-воровка" Россини, "Голубой Дунай" И. Штрауса, а из произведений народных композиторов он обработал сочинения Байжигита, Курмангазы, Таттимбета, Дины, Даулеткерея. Эти произведения занимают особое место в репертуаре Оркестра имени Таттимбета. В сборник, посвященный Таттимбету, вошли 5 кюев. Эти кюи Абдугалисын Шоканбаев своеобразно переосмыслил и переплавил в своей душе: природа, форма, краски, гармония – всё сошлось в интерпретации этих кюев! Он мастерски объединил все группы инструментов оркестра. Поэтому партитуры, составленные А.Шоканбаевым, доступны как профессиональным музыкантам и оркестрам, так и небольшим самодеятельным коллективам.
Сегодня Абдугалисын Шоканбаев – Залуженный деятель культуры Казахстана, дирижер Оркестра казахских народных инструментов имени Таттимбета, не однажды был в составе Республиканской аттестационной комиссию, в жюри различных республиканских конкурсов. Сегодня у него свыше двухсот музыкантов называют его своим учителем.
На творческой встрече в библиотеке имени Н.В. Гоголя Абильтай Жаканович признался, что он счастливый человек!