-
«Использование новых информационных технологий в обслуживании пользователей»
-
Семинар - практикум
-
Презентация. Тимершина Ф. Х., зав.отд. ОРБ ОУНБ им. Н.В.Гоголя
Слайд 1. Одним из важных направлений деятельности библиотек является обслуживании пользователей. Постепенное внедрение новых технологий вносят изменения в технологию и организацию всех библиотечных процессов прежде всего, в автоматизацию библиотечных процессов и операций, связанных с формированием и каталогизацией фондов, созданием электронного каталога, справочно-библиографическим обслуживанием, оцифровкой. Заложены основы качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания пользователей. Идет интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий в библиотеках. 198 библиотек (60%) в т.ч. на селе – 112 имеют доступ к Интернет
Во всех ЦБ ЦБС библиотеках созданы локальные сети, объединяющие от 10 до 30 компьютеров. В 12 библиотеках открыты интернет- классы для пользования Интернет, активно используется информация на электронных носителях.
Слайд 2. Однако надо заметить, что автоматизация процессов обслуживания происходит с определенными трудностями, которые имеют как объективный так и субъективный характер. К сожалению, в ЦБС пока нет автоматизированной системы, позволяющей ежедневно отслеживать и учитывать все процессы по обслуживанию пользователей и оказанию услуг как в в центральной библиотеке, так и в филиалах. А в частности: учета посещаемости пользователей компьютерных услуг (регистрация и перерегистрация пользователей с разбивкой по социальному статусу и по возрасту); учета выдачи электронных документов, компьютерных и сервисных услуг; учета использования Интернета с показателями объемов потребления информации и т.д. Подробнее.
Слайд 3. Информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. Мы сталкиваемся с такими проблемами как уменьшение количества пользователей, многие из них ушли в сеть. И сегодня Вы обслуживаете не только реального пользователя приходящего в библиотеку, но удаленного (виртуального) . И это расширяет аудиторию ваших библиотек до глобальных масштабов. Многие читатели нуждаются в консультациях библиотекаря. Каждый библиотекарь должен знать книжный фонд не только своей библиотеки но и электронные ресурсы. Мы сталкиваемся с тем, что многие работники библиотек в т.ч. отделов обслуживания не готовы работать в новых условиях.
Слайд 4. Одним из условий успешного внедрения новых информационных технологий является формирование и изменение нашего мышления. Нам необходимо переосмыслить организацию обслуживания пользователей, обратить внимание на качественное обеспечение информацией. И потому мы с вами должны постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем. Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в мир Интернета. С каждым годом всё больше запросов пользователей библиотек касаются использования Интернета и информационных ресурсов, да и сами библиотекари большую часть поиска осуществляют через Интернет-ресурсы. Владея навыками поиска, в сети можно найти практически всё.
Слайд 5. Что вы можете предложить пользователю?
-
1. Электронные каталоги. Поиск
-
2. Формы автоматизированного обслуживания пользователей в режиме "OnIine-продление книг"
-
3. «Виртуальную библиографическую справку»
-
4. Интерактивные опросы. Анализируя систему опросов, можно сказать, что интерактивные опросы представлены на всех сайтах ЦБС. Но, к сожалению, опросы не анализируются и не обновляются, а они действительно очень важны для маркетинговых исследований целевых аудитории сайта.
-
5. Услуги egov.kz.6. Ресурсы Интернет7. SMS Рассылки8. Социальные сети9. Мобильные технологии
-
10. и другие
Слайд 6. В течении 6 лет библиотеки области являются посредниками между властью и населением. Сегодня мы обращаем особое внимание работников отделов обслуживания на этот важный и нужный ресурс, который является интерактивной площадкой взаимодействия гражданина и правительства. Зная этот ресурс, вы всегда можете пользователям предложить интерактивные и транзакционные услуги, полезную и справочную информацию в тематических разделах:
Слайд 7. Ресурсы библиотеки на сайте (фонды, электронные каталоги, электронные ресурсы, периодические издания, издания библиотеки, тематические списки и т.д.).
Со смартфоном в руках, читатель библиотеки может сканировать QR-код, чтобы воспользоваться дополнительной информацией: перейти на сайт автора книги или сайты тем, имеющих отношение к книге, и тем, которые данная книга охватывает. Что такое QR-код? Онлайн сервисы для создания QR кодов. Как установить программу на телефон?
-
Александра Маринина. Последний рассвет формат: PDF
-
Александра Борисовна Маринина. Дорога формат: PDF
-
Екатерина Вильмонт. Фальшивый папа формат: PDF
-
Узнай больше о ярких и креативных QR-кодах!
Электронная библиотека «Казахская классическая литература» http://classic.nlrk.kz/.
Электронная библиотека «Современная литература Казахстана». http://doc.nlrk.kz/. На сайте представлена учебная, художественная, научно-публицистическая литература на русском и казахском языках. Книги отсканированы, и нет возможности скачивать, приходится копировать либо распечатывать.
Электронная библиотека Российско - Казахстанского мегапроекта «Встречи на границах» http://www.nlrk.kz/.
Цифровая библиотека Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан
Электронная библиотека «Сарыарка» (Карагандинская ОУНБ)
Электронная библиотека «Павлодарское Прииртышье» http://www.pavlodarlibrary.kz/
Электронный фонд рукописей и редких книг http://www.nlrk.kz/.
Веб – порталы «Әдебиет порталы». Литературный портал – это уникальный Интернет-ресурс произведений казахстанских и зарубежных авторов, как прошлых столетий, так и современности, доступных на казахском, русском, английском и турецком языках.
Портал «История Казахстана». Е-библиотека (PDF)
Открытая библиотека Казахстана ikitap.kz, где на сегодняшний день собрано свыше 4 тыс. произведений казахстанских и мировых авторов