Отдел литературы по искусству предлагает познакомиться с новой выставкой из цикла "Услышать и познать мир" "Ауыспалы әлемдегі жанр" = "Жанры в меняющемся мире"
Не одно поколение музыковедов, популяризаторов музыки, рассказывая о каком-либо (а, в сущности, о любом) музыкальном произведении неискушенному слушателю, всякий раз подчеркивают сложность, почти нереальность решения подобной задачи. То есть дать внятную характеристику произведения, его содержания, средств выразительности и т.д. – почти невозможно. Слишком сложен и вне конкретных критериев мир музыкального произведения. Даже его принадлежность к определенному жанру бывает очень условна и каждый музыкальный пример можно рассматривать только как отдельный, особый…
И тем не менее экспозиция литературы о музыке в популярном цикле выставок "Услышать и познать мир" "Ауыспалы әлемдегі жанр"="Жанры в меняющемся мире", оформленная в отделе искусства и посвящена этой глобальной теме – восприятию музыкального произведения. Безусловно, такая тема требовала некоторого отбора её векторных составляющих: многообразие и развитие музыкальных жанров, начиная с первых музыкальных шагов в первобытнообщинном строе, затем в истории музыки стран Западной Европы, многонациональной России, республик бывшего Советского Союза. Естественно, центральное место и, в определенной степени, стержень экспозиции – это примеры из музыкального мира Казахстана, расцвеченного именами талантливых композиторов и исполнителей, профессиональных музыкантов и акынов, кюйшы. Их творчество вошло в классику музыкально-исполнительского искусства и отражено в "Истории казахской музыки", в ярких очерках двух-томного издания академика А. Жубанова "Соловьи столетий" и "Струны столетий" на казахском и русском языках, исследовано в монографиях, таких как "Әлемдік музыка тарихы" Т. Қоңыратбая, "Эпос және музыка" А. Бұлтбаева, "Қазақтың күй өнері" Акселеу Сейдимбека, в книге "Казахская традиционная музыка и ХХ век" Б. Аманова и А. Мухамбетовой.
Композиторы старшего поколения… В истории развития казахской музыкальной культуры советского периода им принадлежит большая роль. Воспитанные в духе передовых реалистических традиций русской и западной классики, они обогатили казахскую музыку новыми формами и жанрами профессионального искусства, внесли ценнейший вклад в изучение фольклора казахского народа. Их имена занимают достойное место в ряду музыкантов разных стран мира. Наши читатели, несомненно, обратят внимание на большой, альбомного формата справочник на двух языках "Композиторы Казахстана" среди изданий "Творческие портреты композиторов", "Музыка. Энциклопедия", "Музыкальные инструменты Средней Азии", "Қазақтың домбыра өнері" М. Әбуғазы.
Эмоциональный мир музыки, вопросы исполнительской техники, психология его восприятия – по этим темам написаны многотысячные библиотеки, и в том числе по проблемам музыкально-эстетического воспитания ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста. Примеры произведений, предло-женных педагогам к изучению с детьми – важнейшие векторные составляющие книжной выставки.
Адресуя наших читателей, пользователей сетей к изданиям экспозиции "Жанры в меняющемся мире", сознательно делая акцент на истории и примерах произведений композиторов и исполнителей Казахстана, мы не сомневаемся, что они восполнят возможные пробелы в своих знаниях о музыкальной культуре родной страны, ведь музыка обладает уникальным свойством – "рассказывать" миру о создавшем её народе. А музыка, практически не нуждаясь в "переводчиках", летит над землей, обращаясь к душе человека.