Информационный цикл
"Тәуелсіздіктің шығармашылық көкжиегі = Творческие горизонты Независимости"

 Изобразительное искусство Независимого Казахстана

Идея  Независимости в  живописи проявилась в обострении идеи личной свободы, независимости от прежде утвержденных авторитетов. Огромный мир, вошедший в пространство полотен, неизмеримо расширил грани и возможности толкования действительности, заставил живописцев  сверить особенности  времени, пространств и характера героев с системой ценностей.

Обращение к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу, став одной из  характерных  особенностей современной  живописи Казахстана, позволяет назвать новый этап, в  который вступило наше искусство эпохи 1990-х – возвращением к  себе

(из статьи Р. Ергалиевой "Верность  идеям  Великой  степи", – "Простор", 2013, №1.)

Казахстанские художники в своем духовном поиске обращаются  не  только  к  внешней  событийной  канве жизни, но, создавая новый изобразительный язык  казахского  искусства  21  века, открывают  в ней глубинные  основы степного миропонимания, показывают свою живописную картину  мира.

Один из таких создателей собственной степной саги – художник  из  Темиртау Куат Аскаров.

Его  искусство необычно, одновременно эмоционально и интеллектуально,  взволнованно проникновенно и продуманно  строго.

Р. Ергалиева

Главная тема и любимые мотивы полотен Куата Аскарова – Казахстан, его земля, люди, традиции,  и  об этом сами за себя говорят названия его работ: "Кокпар", "Звуки кобыза", "Наследие", "Степная  мадонна", "Бесик", "Священный  казан", "Той".  Эти работы К. Аскарова  узнаваемы своеобразием  авторской интерпретации знаковых элементов традиционной культуры казахов – юрты, кобыза, шанырака, дастархана, вокруг которых и разворачивается действие, манерой использования  орнаментов. Этот цикл работ приковывает взгляд: здесь отображены история и основные  ценности  казахского народа, запечатлены разные мгновения жизни человека – от рождения до великих подвигов на поле битвы.  Художник, с детства подмечая детали быта, очень  точно обращает на них  внимание зрителя: выгон скота на пастбище, уборка сена, приготовление обеда, убранство юрты,  кобыз, казан, шанырак... В представлении автора в идеальной гармонии с миром природы находятся мужчина и женщина. В  его трактовке домашний очаг – средоточие идеи о всеобщем  благоденствии. Последние годы художник обращается к сюжетам казахских  легенд, национальных обычаев, игр, праздников. Работа над фольклорными образами – это воссоздание национального  мира. Художник пишет маслом, увлечен графикой – потому, очевидно, и графичны его полотна, исследующие прошлое, но обращенные в будущее.

Традиционная система ценностей помогает выправить ситуацию духовного кризиса, помочь  обрести  стабильную  почву в отношениях между людьми, между человеком и природой, точнее  понять самих себя, свои духовные основы и способности к развитию. В этом, как оказалось, и заключается  сама  идея творческой  свободы,  свобода  личного  мнения.

Разные  стилистики  и  формальные  решения  выбирают  живописцы. Незамысловатый народный быт, поэтично и философски осмысленный – основная формула, раскрывающая творчество Кенжебая Дуйсенбаева.Переживаемые его героями чувства и сомнения открываются на  сокровенном  срезе  глубинных, закрытых постороннему  взгляду моментах жизни личности. Его  персонажи почти  всегда  – люди традиционного быта и сознания, существующие  наедине  с  самими  собой и своей жизнью.

В молчаливых подростках, пасущих коней синей степной ночью, в женщинах, тихо баюкающих под  луной младенцев или привычно скользящих в будничных заботах в саманных двориках нет места борьбе с бедами и проблемами общества. Согласие с миром –  программа  их  бытия. Так  художник приоткрывает свою  тропинку  к  возрождению  нации,словно  игнорируя  наступление  города.

Мощный позитивный символ казахской живописи – степь – обретает свой антипод – город.  Грандиозностью замыслов привлекает художников новый облик столицы. Многие именитые  мастера и начинающие художники, каждый в своем стиле, обращаются к теме огромных  преобразований  в  столице нашей  Родины. (Мария  Копелиович (Мирас, 2008,)

"Астана таңы" – полотно молодого живописца Казбека  Ажибекулы, посвященное теме созидания,  которое переживает сегодня не только столица, но и вся страна. Во главе этого процесса стоит Президент Н.А. Назарбаев. В композиционном центре произведения – величественная фигура  Главы  государства. Он  окидывает  взором  своё  детище – молодой  растущий  город,  радуясь  его  успехам. Рядом с Президентом – его соратники и народ. Персонажи мы воспринимаем монументальными  и  значительными,  благодаря  композиционному  решению:  фигуры  людей  максимально приближены к зрителю, а далекий пейзаж тает в розово-голубоватой  дымке. Художнику удается  создать эмоционально  возвышенную,  восторженную  атмосферу.

Другой известный художник, Батима Заурбекова дает своим произведениям, посвященным Астане, символическое наполнение. Они  стали  настоящим  гимном  столице. Зрители и критики отмечали одну из самых известных работ Б. Заурбековой "Байтерек". Это гобелен, выполненный в  сочетании  нежно-голубых и белых тонов с золотисто-желтыми и огненно-красными всполохами. А её рукотворный  ковер  "Акорда" запечатлел грандиозные строительные  площадки города. Огромная  панорама левобережья с хай-тековскими архитектурными конструкциями играет красками зелено-голубой цветовой палитры гобелена. В  картинах Заурбековой цветовая игра элементов создает  изумительный эффект зримого образа. Сохраняя творческое своеобразие, Заурбекова  прекрасно управляет линией и цветом, материалом и технологией исполнения.

Безмятежностью и покоем веет от картины Владимира Семизорова, заслуженного деятеля  искусств Казахской ССР, лауреата Государственной премии  "Наша  Астана".  Художник  изображает  городской пейзаж: речную гладь, в  которой, как в зеркале, отражается город – небоскребы, фонтаны, набережная, прогуливающиеся влюбленные. Её спокойное звучание – в контрасте с многоголосьем "стройки века", символизирующим бурное развитие индустрии и государства в  целом.

Закономерно и появление новых индивидуальностей. В работах молодого художника Нуржана Саутбекова есть искренность существования, честность, и в этой попытке настойчиво следовать самому  себе и в достаточно умелом  владении законами формы и цвета – очевидно: художник  идет  на поводу своих чувств и творческих исканий, отказываясь от коньюнктурных тем поисков выразительности. В  его структурно-цветовых  композициях сквозит ощущение  глубинной духовности  мира. Натюрморты, пейзажи, многофигурные композиции – в них лежит наболевшее  чувство,  напряженная  мысль,  а  если  и мимолетное  впечатление,  то  всё  же задевшее  душу.  Очевидно  и  особое умение художника создать из сочетания сдержанных или звучных в цвете пятен геометрических фигур эмоциональное состояние и пластический образ. Нуржан на свой лад перепевает, задевшие его сознание произведения. В этот ряд свободно могут войти как работы  известных  художников, так и детские рисунки. И в этом  тоже  кроется  известная  доля  смелости  и  уверенности  в  себе.  Отказ  от  мелочей  жизни,  второстепенных  для  него  деталей  вносит  в  работы  лаконизм, четкость. Своеобразный живописный аскетизм оборачивается эстетизмом,  притягивает сосредоточенность на главном. В этом умении художника абстрагироваться от  мелочей  с  целью  выразить суть, проявляется свойственный казахской художественной культуре  способ обобщения.

Некоторые из многих его работ – "Осень", "Двое", "Синяя птица" и другие – духовные сигналы с оттенками настроений тревоги и смятения, тепла и радости. В классическом  жанре  натюрморта  предметный мир Нуржана узнаваем. Зрителю доставляют удовольствие человечность окружающей среды, чистота звучания цвета. Здесь ощутимы золотистое тепло солнечного света, мягко  коснувшегося белых чайников,  чашек  и  фарфоровых  блюдец,  а отношения предметов  между  собой пронизывает ритм радости бытия.

Художественное  осмысление  сложных  взаимосвязей  свободного,  независимого  духа,  пути  к  себе,  к  собственной  и  национальной  духовной  свободе  могут  быть принципиально  разными,  но,  выбирая  разные  пути, казахские  живописцы  исповедуют  одну духовную  веру – веру в свободу и  независимость человеческой души и жизни  на  этой земле.

 P.s.

В работе над материалом использованы публикации ведущих искусствоведов Республики и обзорные статьи журналистов с республиканских выставок изобразительного искусства. Подробную библиографию содержит электронная база данных нашей библиотеки.