Одна из главных задач национального кинематографа – выражение национальной идентичности – не только в фильмах исторического плана, но в любых фильмах, так как в них, так или иначе, выявляются этнические обусловленные мифы, символы и традиции народа и нации".

(Из книги Г. Абикеевой "Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе. – Алматы, 2006.)

После обретения суверенитета и ориентации молодого государства на модели обществ с рыночными отношениями развитие национального кинематографа существенно изменилось. Сократились субсдии на фильмопроизводство, распались и официальные связи с Союзом кинематографистов как общественной организацией. Кинематограф в новых условиях существования перестал быть прибыльным и, что принципиально важно, он перестал выполнять функцию идеологического оружия.

Еще в первые годы перестройки Казахстан лидировал по количеству хозрасчетных студий (по некоторым данным их было около 20), но в дальнейшем система фильмопроизводства, тиражирования и проката картин сдавала свои позиции, кинорынок заполонили зарубежные коммерческие кино- и видеофильмы. Новая модель фильмопроизводства, защищающая не творческую программу студии, а коммерческие интересы каждого фильма, привела киностудию "Казахфильм" к финансовому краху.

Подробнее...

 Обзорная информация

Когда мы оглядываемся на 25-летний исторический путь государства в стремлении прочувствовать масштаб перемен, преобразований  в стране, мы обращаемся к искусству, которое по своему природному назначению в информационно-публицистических и художественных образах охватывает огромные и разнообразные факты истории нашего времени – к телевидению.

Изначально демократичная природа телевидения, процветающая из его массовости, доступности, всенародности, способствовала демократизации самого общества. Невозможно отрицать существенный вклад ТВ в процесс радикальных преобразований в стране, в обретение суверенитета и независимости государства. Настало время, когда история становится делом каждого, ощущение причастности к истории всё больше пронизывает жизнь отдельного человека.

Подробнее...

Жизненно  необходимо,  чтобы  народ  понимал  свою историческую  преемственность  в  потоке  чередующихся  времен, – из  чувства  этого  и  вытекает  главный  гормон  общественного  бытия,  вера  в  свое  национальное  бессмертие.

Леонид  Леонов

Идея  независимости  как нельзя  лучше   раскрывается  в  музыкальном искусстве, в  героических  и  социальных  жанрах  – вокальных  и  инструментальных  сочинениях  как  устной,  так  и  письменной  традиции.  Высокую  оценку  казахского  мелоса  дал  выдающийся  советский  ученый  академик  Б.Асафьев:  "Одно  из  замечательных  качеств  казахской  песенной  мелодики – её  проникновенная  эмоциональная  отзывчивость  и  чуткость,  что  обусловливает  и  вызывает  удивительную  гибкость  интонаций.  Эпическая,  в  сущности  своей,  песня  излучает  множество  интонационных  оттенков – от  нежнейшей  лирики  до  драматически  насыщенного  выразительнейшего  сказа.  Эта  исключительная  отзывчивость  песенной  мелодики  позволяет  отмечать тончайшими  интонационными  колебаниями  образное  содержание  стиха,  в  результате  чего  музыка  и  поэтическая  речь,  взаимно проникая, образуют  волнующее  выразительное  единство".

Подробнее...

В преддверии 25-летнего юбилея Независимости нашего государства  большое  значение  обретают поиски и осмысление вопросов наследования традиции в художественной культуре Казахстана, в творчестве  мастеров искусств  – композиторов, художников, мастеров зрелищных искусств.

Книги, с которыми мы предлагаем вам познакомиться, содержат некоторые актуальные размышления о национальной специфике искусства Казахстана.

Подробнее...

Информационный цикл
"Тәуелсіздіктің шығармашылық көкжиегі = Творческие горизонты Независимости"

 Изобразительное искусство Независимого Казахстана

Идея  Независимости в  живописи проявилась в обострении идеи личной свободы, независимости от прежде утвержденных авторитетов. Огромный мир, вошедший в пространство полотен, неизмеримо расширил грани и возможности толкования действительности, заставил живописцев  сверить особенности  времени, пространств и характера героев с системой ценностей.

Обращение к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу, став одной из  характерных  особенностей современной  живописи Казахстана, позволяет назвать новый этап, в  который вступило наше искусство эпохи 1990-х – возвращением к  себе

(из статьи Р. Ергалиевой "Верность  идеям  Великой  степи", – "Простор", 2013, №1.)

Казахстанские художники в своем духовном поиске обращаются  не  только  к  внешней  событийной  канве жизни, но, создавая новый изобразительный язык  казахского  искусства  21  века, открывают  в ней глубинные  основы степного миропонимания, показывают свою живописную картину  мира.

Подробнее...