Амре Кашаубаев - первый казахский певец, которому довелось выступать с концертами за границей: в 1925 году - в Париже, в 1927 - во Франкфурте-на-Майне.

Амре родился в 1888 году в районе Абралы Семипалатинской области. С ранних лет став кормильцем семьи, он работал кучером, сторожем. В качестве первой профессиональной пробы себя как певца он публично выступил на Кояндинской ярмарке, которая была своеобразным фестивалем казахского устного творчества. Прослушав известных казахских певцов Габбаса Айтбаева, Кали Байжанова, познакомившись с композитором Жаяу Мусой, Амре осознал необходимость совершенствования мастерства.

Он обогатил свой репертуар и вернулся в Семипалатинск как профессиональный певец. Здесь он встретился со знаменитой певицей Майрой. Вдохновенное искусство Амре Кашаубаева стало известно во всей республике. А.В.Луначарский, бывший тогда в должности наркома просвещения РСФСР, лично пригласил Амре участвовать в этнографических концертах на Всемирной выставке в Париже. Амре принял также деятельное участие в организации первого казахского профессионального театра. В пьесе М. Ауэзова "Енлик - Кебек" он играл роль пастуха Жанала. В апреле 1927 года Амре дал концертное выступление в Москве, а в июле того же года - во Франкфурте-на-Майне. В 1933 году была организована Музыкальная студия, в которую одним из первых записался Амре.

Особенно значимыми в репертуаре Кашаубаева были песни "Жалгыз арша" ("Одинокий можжевельник"), "Агашаяк" ("Деревянная нога"), "Бал Хадиша" ("Прекрасная Хадиша"), "Дударай" и другие. Познакомившись с Амре, известный этнограф А.В.Затаевич был покорен талантом певца и всячески пропагандировал его искусство как в нашей стране, так и за рубежом. Слушателей восхищал не только превосходный, от природы поставленный голос Амре, но и непосредственность исполнения и внутренний драматизм, сочетаемые с неповторимой окраской тембра.

Редкий певческий дар Амре Кашаубаева не угас до конца его дней. Амре часто выступал по радио с исполнением казахских народных песен, восхищая слушателей красотой и глубиной пения, не менее интересны были его выступления и в театре. Он поражал современников многосторонностью своего дарования.

Литература:

Анов Н. Крылья песни: Роман / Н. Анов; ред. З. В. Попова, 1956. - 418 с.

Гринкевич Н. Строки, имена, судьбы / Н. Гринкевич, 1988. - 168 с.

Джандарбеков Б. Увертюра жизни/ Б.Джандарбеков. Я честно жил.../ А.Тохтаров. Сквозь огонь войны /В.Шабалин   / ред.:Р.Добрая,Т.Терехова, 1990. - 128 с.

Жубанов А. Амре // Соловьи столетий. – Алматы, 2002.- 456с.

Затаевич А. В. 500 казахских песен и кюев / А. В. Затаевич, 2002. - 465 с.

Нокрабекова З. Голос, прозвучавший на весь мир   / З. Нокрабекова // Казахстанская правда. - Астана, 2014. - 15 нояб. (№ 224). - С. 14

Оразбекова Ф. Пересечение легенд: [О Ф. Шаляпине и А. Кашаубаеве] / Ф. Оразбекова // Казахстанская правда. - Астана, 2013. - 28 июня (№ 218/219). - С. 20

Толеубай Ш. С. Соловей степи   / Ш. С. Толеубай // Внеклассная работа в школе. - Алматы, 2015. - № 2. - С. 28-33

Торайгыр А. Возвращение голоса эпохи / А. Торайгыр // Казахст. правда. - Астана, 2014. - 5 августа (№ 150). - С. 8

Утешева А. Триумф и трагедия Амре Кашаубаева / А. Утешева // Байтерек. - Астана, 2013. - № 2. - С. 50-53