Воплощен  в  металле  и  в  граните

Подвигов  народных  след  живой.

Для  потомства  бережно  храните

Памятники  славы  боевой.

                                            А. Жаров

70 лет отделяют нас от  первых дней мая 1945 года, когда закончилась самая кровопролитная, самая страшная и тяжелая по своим последствиям  война. Великая Отечественная война – великая не только по названию, –  по своему характеру, содержанию, по своим потерям. Таких войн, когда на поле битвы  сталкивались многомиллионные армии, когда на борьбу с захватчиками поднимался весь народ, когда патриотизм тех, кто бился с врагом на фронте  и  в  тылу,  достигал такого накала, перед которым меркло всё, что было до этого, – мировая  военная  история  еще  не  знала.

На  фронтах Великой  Отечественной  войны  сражался  каждый  четвертый.

С тех победоносных майских дней выросло уже четыре поколения людей – выросли внуки  и  правнуки  героев, сражавшихся за освобождение от фашизма, за нашу счастливую жизнь.

"Воплощен в металле и в граните / Подвигов народных след  живой" (А. Жаров). О страшных кровавых буднях и подвигах на полях сражений Великой Отечественной повествуют письма с фронта,  книги и спектакли, песни и киноленты.

Об этой войне сняты сотни фильмов. Самые  сильные, самые правдивые.

Кинохроника запечатлела, как последовательно наращивалась мощь Советской Армии и её сокрушительные удары, как рухнула империя третьего рейха, и над куполом рейхстага взвилось алое знамя нашей Победы.

Кинорепортажи с переднего края смотрели в годы войны миллионы людей. Хроника говорила языком правды, вызывая священную ненависть к фашизму, к изуверам, которым нет прощения. Вместе с писателями и военными корреспондентами  газет, которые стремились быть на передовой, чтобы по горячим  следам  передать в газету отчет о ходе  событий,  выходили и кинорепортеры, чтобы  запечатлеть на кинопленке ход  Великой битвы. Три с половиной миллиона метров кинохроники было снято за четыре года Великой Отечественной. Чтобы создать эту документальную  "Войну и мир", 257 операторов  ушли на фронт. 43 из них не вернулись – каждый шестой. А сколько еще вскоре ушло, их догнала война уже после Победы.

С первых дней войны вся страна с небывалой энергией перестраивалась на военный лад. Иным стало направление работы ведущих киностудий страны. Для съемок  боевых операций в действующие части Красной Армии и Флота был послан большой отряд кинооператоров. По инициативе московских и ленинградских кинематографистов была применена новая мобильная форма кинопроизведений – короткометражные киносборники под названием "Победа за нами". На создание военных киноновелл  были призваны лучшие силы кинорежиссеров и драматургов. Уже через месяц после начала войны на экранах страны демонстрировались первые боевые художественные киносборники, основной идейной задачей которых являлась мобилизация духовных сил народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Вот что писала об одном из первых выпусков киносборника газета "Правда":

В коротких киноновеллах, вошедших в этот сборник, мужественно и сурово рассказано о самом главном, чем живет  и дышит страна: о ненависти к врагу, о народной ярости, о великом гневе, с которым миллионы людей готовы бороться с лютым фашизмом, с неистовой, звериной гитлерией. Произведения этого сборника объединяются единой темой. Тема эта – зверства врага, упивающегося кровью, разрушениями и бесчинствами… Материалом для  новелл киносборника служат  многочисленные факты зверств фашистов в захваченных ими городах и селах. Насилия, грабежи, кровавые расправы над беззащитным населением, убийства детей, стариков, массовые расстрелы…–  все находит свое воплощение в художественных образах. И пламя ненависти еще жарче горит в груди, и ярость крепнет, и руки требуют оружия…

Первые семь киносборников были сделаны в Москве. Осенью 1941 года Мосфильм  и Ленфильм были эвакуированы в Алма-Ату, заложив тем самым основы для рождения кинематографии Казахстана. А художественная кинематография страны продолжала осуществлять свои планы в новых условиях.

За годы войны на киностудиях страны было создано около сотни художественных кинолент, многие из которых вошли в классику советского киноискусства: "Александр Пархоменко", "Без вины виноватые", "Великий перелом", "В шесть часов вечера после войны", "Воздушный извозчик", "Жди меня", "Иван Грозный", "Котовский", "Малахов курган", "Нашествие", "Небесный тихоход",  "Она защищает Родину", "Парень из нашего города", "Свадьба",  "Свинарка и пастух", "Секретарь райкома".  Дети радовались  своим фильмам ("Слон и веревочка", "Конек-Горбунок", "Том Кенти" - "Принц и нищий" и др.). Замечательной приметой тяжелого военного времени было и несколько снятых концертных программ: "Под звуки домбр" (казахский киноконцерт), "Украинский киноконцерт", "Киноконцерт к 25-летию Красной Армии" "Таджикский киноконцерт", "Концерт пяти республик".

Книга И. Большакова "Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны" (2-е изд.; Госкиноиздат, 1950г.) по свежим в те годы данным позволила вникнуть в пути-перепутья советского кино, посвятившего свою деятельность составлению хроникально-документальной и художественной кинолетописи Великой Победы. Огромный фактографический материал дает возможность историкам кино более поздних поколений обосновывать свои суждения, опираясь на множественные факты истории киноискусства того времени, собранные И. Большаковым.

В оглавлении книги читатель найдет роспись по главам:

  • "Кинодраматургия военного времени",
  • "Фильмы о народных мстителях",
  • "Фильмы о воинской доблести, мужестве и героизме",
  • "Фильмы о трудовой доблести советских людей"
  • "Исторические фильмы",
  • "Кинокомедии и музыкальные фильмы",
  • "Документальные… "
  • "Военно-учебные фильмы"
  • Очень важную черту подводит под все сказанным автором "Фильмографический указатель".

В разделе фильмографии "Документальные фильмы" взгляд останавливают названия лент: "Битва за нашу Советскую Украину", "Возрождение Сталинграда",  "25-й Октябрь", "День войны",  "За Родину", "Освобождение Советской Белоруссии", "Парад Победы", "Разгром немецких войск под Москвой", "Суд народов", "Юные музыканты". Выстроенные в алфавитном порядке, их названия  направляют наш внутренний взгляд в корень сюжетов – кровавый, с жестокими потерями, но победоносный ход сражений, мечты о новой жизни на освобожденной родной земле. И первые, но уверенные шаги возрождения после разрухи и лишений во всех направлениях жизнедеятельности государства. Отдельные блоки фильмографии – "Фронтовые киновыпуски", "Специальные киновыпуски", "Научно-популярные и учебные киновыпуски" – словно подчеркивают: мы к Победе пришли страшной ценой, и мы останемся сильной процветающей державой в память о павших и в назидание потомкам!

Сегодня у нас есть возможность изучать историю Великой Отечественной в 2-х ракурсах: фундаментальную  документальную  киноэпопею "Великая Отечест-венная война", составленную из бесценного наследия, снятого подчас ценой своей жизни (архива), и с помощью художественных фильмов и сериалов, созданных по историко-архивным материалам  и сыгранных мастерами киноискусства.

В Отделе литературы по искусству накоплен немалый библиографический и справочный арсенал для любого желающего начать этот путь. Помимо детально рассмотренного здесь издания И. Большакова – собрана целая библиотечка по теме "Кинолетопись Великой Отечественной", включающая издания о кинохронике и военных кинооператорах, их гражданских и военных подвигах и впечатлениях о советских воинах. В этой библиотечке и художественные киноленты разных поколений – сценарии и рассказы о киносъемках времен  войны и послевоенного времени.

Приходите! Читайте! Или хотя бы просто познакомьтесь с этими изданиями, ведь они и о нас с вами, о том, какими мы были много жизней назад…

Название: Советское кино в годы Великой Отечественной войны
Студия: Диафильм
Год выпуска: 1984
Цветность: Чёрно-белый
Кукольный/Рисованный: Видовой
Кадров: 46
Индекс: 05-2-112
Номер: Д-011-84
Автор: Хорева Г.
Художник-оформитель: Носкова Т. Редактор: Попович С.

 

Есть годы, которым  не будет забвенья и память, которой не будет  конца.

Всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, затягивая шрамы на земле. Залечили раны  города фронтовой полосы. Выросли внуки ветеранов Великой Отечественной, взрослеют правнуки. В связующую нить эстафеты поколений людей послевоенного и постсоветского времени вошли воспоминания ветеранов той страшной, кровавой войны, солдатские треугольники, похоронки, а ещё книги, фильмы, памятники…  И песни. Песни, наполняющие душу каждого человека, корни  которого проросли в наше общее прошлое – историю страны под названием  СССР.  Песни – свидетели и участники сражений, песни-памятники, прошедшие по всем фронтам и ставшие символом героической Победы над фашизмом. Они звучат и сегодня, звучат повсеместно в дни народных торжеств, и за праздничным столом.

В большом и интересном собрании материалов о песенной теме военной и послевоенной поры нельзя не отметить новый альбом "Песни Великой Отечественной войны из репертуара Дариги Назарбаевой.  Выпуск 2". Даты создания песен  – от 1936 года (песня "Были два друга", музыка С. Германова, слова В. Гусева) до 1985 года (песня "Майский вальс", музыка И. Лученка, слова М. Ясеня).  "Огонек", "Синий платочек", "Случайный вальс", "Давай закурим", "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" "С чего начинается Родина" – они всегда на слуху, их поет и стар и млад. И тем более интересно и важно их "новое прочтение" яркой вокалисткой нашей страны, чьи вокальная культура, природная музыкальность и художественное чутье позволили бережно подойти к исполнению этого песенного репертуара.

Сегодня вы можете получить большое удовольствие от прослушивания этих волнующих, тревожных и лирических песен: в отделе литературы по искусству есть диск с записью концерта Дариги Назарбаевой "Если б не было войны…". Эти песни объединены общей мечтой о мире, о жизни, о любви. И воплощение этих мечтаний и надежд в творческом проникновении Дариги Назабаевой передается  сердцам слушателей.

 

P.S.  К  сожалению, мы мало обращаемся к музыкальным историям наших любимых песен.  Между тем, история создания каждой из песен периода Великой Отечественной – наполнена особой силы эмоциями: за каждой песней – история подвига, страницы жизни воинов-освободителей.

Читайте, о них написано немало волнующих книг:

  • Бирюков Ю. Всегда на страже. Рассказы о песнях (М., 1988),
  • Лебедев П.Ф. Песни, звавшие на подвиг (М., 1978), Песня, опаленная войной (Киев, 1978), Песня в граните (М., 1975).

 

Семь десятилетий носят в душе глубочайший след люди огромной страны, называвшейся Союз Советских Социалистических Республик. Все, пережившие страшные годы Великой Отечественной войны. С тех  далеких лет выросло  не  одно  поколение  детей, внуков и теперь уже правнуков ветеранов войны и труда. Они знают о войне по рассказам своих героических отцов и дедов, по фотографиям, книгам и кинолентам. А еще – по полотнам, рисункам, наброскам, скульптурным композициям. Им, не знавшим тягот и ужаса пережитых 1941-1945 лет, война является в художественном осмыслении мастеров искусств, живописцев, графиков, скульпторов,  прошедших страшные и долгие дороги войны.

Первая выставка художников-ветеранов войны состоялась в канун 25-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне, в мае 1970 года.

На ней были представлены произведения живописи, скульптуры и графики: суровые военные годы определили их  художественный стиль. В основном это графические черно-белые листы. Такая строгость и скупость выразительных средств вполне объяснима: художники выезжали на фронт, делали моментальные карандашные наброски прямо на передовой – почти все художники, и опытные,  и только определявшие свою судьбу, рисовали во время войны: фронтовые рисунки, наброски, агитационная графика. Шаржи и карикатуры вызывали смех у бойцов, даже когда враг был на подступах к Москве, помогали верить в победу, даже когда рисовали дороги отступления.

Среди этих произведений особое внимание привлекли картины и рисунки деятелей изобразительного искусства нашей республики предвоенной поры, отдавших жизнь в борьбе за  Родину: "Трубач", "Наблюдатель", "Портрет К. Е. Ворошилова", Л. В. Гербановского (1912–1943), антифашистские карикатуры А. К. Евдакова (1913–1942), портреты  А. Ташбаева (1915–1941), пейзажи Д. Н. Елькина (1907–1941), А. Г. Ильина (1915–1941), гравюры А. Г. Заковряшина (1899–1945).

На первой выставке запоминались и фронтовые рисунки и антифашистские карикатуры Н.В. Цивчинского, походные зарисовки  Б. А. Чекалина. Большим успехом у зрителей пользовались работы фронтовиков, чей творческий путь начался после войны и с тех пор определял развитие изобразительного искусства Казахстана (Нагимбек Нурмухаммендов, Кулахмет Ходжиков).

С той поры ежегодно в День Победы в выставочном зале Союза художников Казахстана открываются выставки художников – участников Великой Отечественной войны. Редели ряды ветеранов, большинство авторов, представленные на выставке, уже ушли из жизни, но эстафета поколений не прервалась: все, кто приходит в эти майские дни на выставку, понимают: война – не прошлое, она живет в каждом, помогает понимать настоящее, предостерегает человечество от  ошибок. Поэтому для художников-ветеранов и мастеров молодого поколения  каждая выставка, посвященная Дню Победы – это выражение гражданского долга. И потому альбом из фонда Отдела искусства "Художники Казахстана – участники Великой Отечественной войны" (Алма-Ата, "Өнер", 1985), посвященный 40-летию Великой Победы – наша реликвия. Он  неизмеримо ценен и тем, что немалая часть репродукций и информации – о художниках Караганды.

Их имена:

Антоненко Петр Кузьмич. В начале 1942 года был направлен в трудовую армию, а в июне 1943 года призван в действующую армию. После подготовки в учебном подразделении стал командиром отделения связи.  П.К. Антоненко прошел с боями от Великих Лук до Клайпеды. Был участником парада Победы на Красной Площади в Москве. За боевые заслуги перед Родиной награжден Орденом Красной Звезды, двумя медалями "За отвагу", медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и другими юбилейными и памятными медалями Советского Союза.

Ворохобин Владимир Кузьмич. В 1941 году добровольно вступил в Красную Армию. Воевал на Воронежском фронте. Командовал ротой, затем был назначен начальником штаба батальона. В марте 1943 года был тяжело ранен, лечился в госпитале, затем вновь вернулся на фронт.

Есиркеев Раймкул. Призван армию в 1942 году. Участвовал в боях на Ленинградском, Калининском, Прибалтийском, позже – на Японском фронтах. Дважды ранен. За мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, был награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За победу над Японией" и другими юбилейными и памятными медалями Советского Союза.

Реченский Павел Иванович. С 1942 года служил на флоте. Войну закончил в Порт-Артуре. Награжден медалями "За победу над Японией", "30 лет Советской Армии и Флота" и другими юбилейными и памятными медалями Советского Союза

Сизинцев Александр Филиппович. В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в освобождении Риги, воевал на Дальнем Востоке. Награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и другими медалями Советского Союза.

Их работы – гордость фонда областного музея изобразительного искусства. Они  создали значительный в своей правдивости образ защитника Отечества.

Накануне Дня Победы в Музее современного искусства тоже открываются выставки, стержневое содержание которых – работы художников-фронтовиков. В панораме работ, экспонируемых на выставках, сильное впечатление оставляют работы народного художника КазССР Николая Гаева (1921—2001). В его серии "Портреты Героев Советского Союза" представлены герои-казахстанцы: Маншук Маметова, Нуркен Абдиров, Изгутты Айтыков. Ясностью и выразительностью сюжета отличаются офорты заслуженного деятеля искусств КазССР Александра Дроздова (1921—1985): "После бомбежки", Артподготовка", "По фронтовым дорогам", "Пусть солдаты немного поспят". Как вечное эхо войны иллюстрации к роману Бауржана Момышулы "За нами Москва". Юрия Мингазитинова (1924—1984). Военная тема стала одной из главных для Кадырбека Каметова, нашего современника. Он родился после войны, но отразил эту тему очень своеобразно – он создал серию "Женщины Казахстана в тылу". Непосильный труд, тревога за родных-фронтовиков, похоронки, которые развозит женщина-почтальон, — все это тоже военные тяготы, которые мужественно переносили труженицы — матери, жены, сестры и дочери воинов.

Тема героической борьбы с самым страшным злом на земле – фашизмом продолжается в творчестве молодого поколения мастеров искусств. Несмотря на расстояния и время. Пока голос правды говорит словами поэта:

 Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят,  об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

                                (Твардовский А. Т.)

В информации использованы материалы альбома "Ұлы отан соғысына қатысқан Қазақстан суретшілері – Художники Казахстана – участники Великой Отечественной войны", а также публикации Б. Кадырова "Война глазами фронтовиков".