Дорогие друзья!

Календарь искусств продолжает напоминать нам о юбилейных датах выдающихся деятелей культуры, чьи имена оставили яркий след в истории Отечества.

10 августа – 170 лет со дня рождения казахского поэта-просветителя, философа, просветителя, композитора, основоположника реалистической письменной казахской литературы Абая Кунанбаева (1845-1904 гг.)

Гений казахской национальной культуры, Абай для многих поколений сограждан остается носителем высокой поэзии, философом, учителем, лириком. Его поэзия, вбирая народную мудрость, краски родной земли, её боль и радость,  миллионам потомков несет свет и понимание главных ценностей бытия.

Творчество великого Абая, как и его пластический образ, нашли отражение в произведениях мастеров искусств всех направлений, в самых разных жанрах. Композиторы и живописцы, театральные  режиссеры и кинодеятели, фотохудожники и дизайнеры, сценографы и мастера народного декоративно-прикладного искусства десятилетия используют мотивы творчества Абая, создавая в робком сотворчестве собственную историческую картину  мира.

Отдел литературы по искусству, Карагандинская областная библиотека в целом предлагают вниманию читателя библиотеки и пользователя Сети большую коллекцию изданий, в фокусе которых  –  великий Абай.

26 августа – 80 лет со дня рождения заслуженного архитектора Казахстана, члена Академии архитектуры стран Востока, лауреата Государственных премий СССР и Казахстана Юрия Григорьевича Ратушного (1935-1996 гг.)

Юрий Григорьевич Ратушный (26.08.1935-27.08.1996 гг.), заслуженный архитектор Казахстана (1978г.), действительный член Академии архитектуры стран Востока, в 1962 году окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. С этого года он – руководитель группы проектирования, а затем – мастерской проектирования Казахского проектного института городского строительства. С 1981 года Ю. Г. Ратушный главный архитектор этого института.

Мир города, естественный для большинства горожан как данность, создается огромным объединенным усилием множества людей и сфер, но роль архитектора  в истории   города особенная. Он воспринимает город как все горожане и одновременно иначе, так как умеет видеть в сегодняшнем облике города его прошлое и ближайшее будущее

Его сооружения имеют свою неповторимую индивидуальность, свой характер, свою «стать». «Волшебный карандаш» архитектора внес изменения в  силуэт Алма-Аты,  превратил старинный город-сад, город его любви, в величественную столицу. Блестящий архитектор-романтик, Юрий Григорьевич Ратушный создавал произведения, которые становились знаковыми, символами Алма-Аты.

Его основные, наиболее крупные  работы: Дворец Республики (1970, совместно с Н.И. Рипинским, В.Ю. Алле, В.Н. Кимом, Л.Л. Ухоботовым и другими), гостиница «Казахстан» (1978г., совместно с Л.Л. Ухоботовым), Дом политического просвещения (1981, совместно с Т. Ералиевым),Центральный музей (1985, совместно с З. Мустафиным) и другие здания.

Обладатель Государственной премии СССР (1971г.) и Казахстана (1981г.). Творчество Юрия Григорьевича Ратушного отмечено Почетными грамотами Верховного Совета Казахстана (1970, 1985гг.)

15 июля – 100 лет со дня рождения казахского акына, заслуженного артиста КазССР Мантая Сыздыкова (1915-1975 гг.)

Мантай Сыздыков (15.07.1915–20.08.1975), актер, заслуженный артист Казахстана (1945). Уроженец Акмолинской области, М. Сыздыков в 1938 г. окончил Казахскую студию Государственного института театрального искусства в Москве. С этого года и до конца жизни актер был верен труппе Казахского академического театра драмы.

Театралы, современники Мантая Сыздыкова, запомнили его основные сценические победы,  интересные роли: Долгов (в сп. «Абай» М. Ауэзова и Л. Соболева), Жантык, Есен (в сп. «Айман – Шолпан», «Енлик–Кебек» М. Ауэзова), Алдаберген (в сп.«Сауле» Т. Ахтанова), Панфилов (в сп. «Гвардия чести» М. Ауэзова и А. Абишева), Сарсен (в сп. «Сватья приехала» К. Мухамеджанова).

С 1942 года Мантай Сыздыков начал сниматься в кино: наиболее яркая из галереи его работ роль Нарымбета в кинофильме «Песнь Абая».

Определяя путь поиска «от портрета к характеру», герои М. Сыздыкова живут на сцене со своим прошлым и настоящим. Казалось, сама история входит вместе с ними на сцену театра. Гнев и радость, отчаяние, грусть – и беспечный смех и активность внутреннего действия, патетика и сдержанный монолог – в палитре красок этого мастера. Такие характеристики звучали после спектаклей по программе Декады казахской литературы и искусства в Москве в 1958 году, а также во время гастролей труппы Казахского театра драмы в Бишкеке, Уфе, Нукусе, Казани. Свое знание жизни, всё богатство её красок актер нес со сцены зрителю.

25 июля – 90 лет со дня рождения одного из первых казахских профессиональных художников, живописца, педагога, народного художника Казахстана, заслуженного деятеля искусств Молдахмета Сыздыкулы Кенбаева (1925-1993гг.)

Молдахмет Сыздыкулы Кенбаев (25.07.1925-1993гг.), родился в селе Сартал Жангельдинского района Торгайской области – 18.05.1993, г. Алматы

Один из первых профессиональных  живописцев, народный художник Казахстана (1985). Окончил Алма-Атинское художественное училище (1948) и Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (1956).

Творческий путь художника начинается в 1950-е годы. Наибольшей художественности и цельности К. Тельжанов достиг в произведениях, которых он заявил о себе как о зрелом мастере жанрового полотна: «Песнь чабана», «Окрестности Алма-Аты», «Утро на джайлау», «Ласточка»,«Жамал». Картина «Жамал» была написана художником как этюд с натуры. В ней сохранены впечатления свежестилирического восприятия природы. Широкое введение пейзажа в композицию, изображение человека в гармоническом слиянии с природой характерно для всего творчества М. Кенбаева.

С годами художник создает картины разных жанров, в которых ставит многоплановые пластические задачи. Среди портретных произведений примечательны  «Мухтар Ауэзов» и «Аль-Фараби».

Молдахмет Кенбаев  автор проектов оформления гостиниц «Алматы», «Казахстан», Дворца бракосочетаний в Алматы, Дворца металлургов в г. Донецке, кинотеатра «Казахстан» в Москве. Многие его работы хранятся в Третьяковской галерее и в Музее искусств народов Востока, а также в Центральной художественной галерее Казахстана.

В зрелые годы сформировался и талант педагога. В 1956-1959 гг. М. Кенбаев был председателем правления Художественного фонда Казахстана, в 1959-65годах  он  – преподаватель Алма-Атинского художественного училища, в 1968-1974гг. руководил секцией живописи Союза художников Казахстана,  в  1965-79гг. преподавал в КазПТИ (нынешний КазНТУ), с 1978г. профессор.  Последние годы жизни (с 1980 г.) заведовал кафедрой Казахской государственной строительной академии. Награжден орденом «Знак почета» и медалями.

За дополнительной информацией предлагаем вам обратиться в нашу электронную базу данных.