Представители устной поэзии – акыны, жырау, сал и серэ – играли огромную роль в общественно-политической и духовной жизни казахов. В соответствии с особенностями кочевого феодального быта их творчество отличалось универсальностью, выполняя функции и познавательные, и воспитательные (мировоззренческие), и эстетические. Можно представить себе образ акына того времени: трибун, глашатай своего народа, его воин и защитник. Он же – живая книга, антология фольклорных собраний и, "по совместительству", их искусный исполнитель, певец и поэт, выразитель и творец эстетического сознания в тот или иной период жизни народа.

Жырау – наиболее древний тип поэта в казахской поэзии. Само слово "жырау" происходит от слова "жыр" – стихотворение, песнь; и жырау, таким образом, прежде всего – творец. Но в условиях кочевой жизни жырау исполняли также множество общественных функций. Многие жырау были не только поэтами, но и вождями племен, улусов, племенных дружин.

Самой видной фигурой, внесшей первостепенный вклад в развитие казахской поэзии XVIII века, является Бухар жырау Калкаманулы. Бухар жырау Калкаманулы – певец-импровизатор, автор многих сказаний, песен на исторические темы. Происходит Бухар из рода аргын, от его колена Тортуыл Каржас. Отец Бухара – Калкаман был известным в степи батыром.

Даты рождения и смерти Бухар жырау вызывают споры. Исследователи его жизни и творчества, опираясь на данные крупного историка, фольклориста, биографа Машхур Жусупа Копеева, а также на литературное наследие самого Бухар жырау и народные предания, связывали место рождения великого поэта со знаменитым городом Средней Азии – Бухарой. Такое утверждение нельзя отрицать, ибо в далекие смутные времена, в эпоху обширных миграций народов казахи кочевали не только в разных регионах Казахстана, но и далеко за его пределами. По этим же данным предполагают, что Бухар жырау родился в 1668 году.

Бухар жырау рано выдвинулся из своей среды и уже при хане Тауке стал одним из влиятельнейших людей в его окружении. С ханами, правившими после Тауке хана и до Аблай хана певец не находил общего языка. Лишь при Аблай хане вновь взошла звезда поэта. Бухар жырау вернулся в ханскую ставку, где и провел свою оставшуюся жизнь.

Произведения Бухар жырау создавались в форме философско-назидательных размышлений. Они богаты образами и насыщены яркими красками. Жырау в совершенстве владел художественными традициями устного народного творчества. “Его современники считали, что у Бухара волшебный язык,- писал известный историк, знаток биографии жырау, его земляк Масхур Жусуп Копеев.

Главная тема сочинений Бухар жырау – любовь к своему народу. Жырау всем своим творчеством утверждал, что для сохранения своей независимости и свободы народ должен быть единым.

Дальновидный поэт четко понимал необходимость национального единства казахов и всячески поддерживал хана Аблая как деятеля, призванного воплотить в жизнь идеи единства. Бухар жырау в своих стихах рисовал Аблай хана как неустрашимого героя, проявляющего небывалое мужество в борьбе с врагами, как народного предводителя, сплотившего казахские жузы. Жестоко критиковал его, когда действия хана противоречили интересам казахского народа. Другой важной темой в творчестве жырау была тема изменчивости человеческой жизни. Бухар жырау  изображал поэтапно, показывая, как влияет возраст на сознание, восприятие, настроение, энергию человека. Многие строки Бухар жырау получили широкое распространение в народе, превратившись в пословицы и поговорки. Уже три века поколения казахов воспитываются на рожденных жизнью стихах жырау, восхищаясь красотой его поэтического слова. Это великая фигура в казахской литературе.

Бухар жырау похоронен в живописном урочище сопки Садык в Бухаржырауском районе. На месте захоронения в 1993г. к юбилею Бухар жырау был возведен мавзолей и открыт музей. В Караганде был установлен памятник на привокзальной площади, затем по настоянию общественности он был снесен.  В 2008г. памятник Бухар жырау был установлен на проспекте, носящем его имя.  Автор, скульптор Ж.Молдабаев  изобразил поэта, который держит в левой руке домбру, в правой – четки. Фигура поэта величава, он как бы остановился в раздумьях о судьбах своего народа.

Литература:

Выдающиеся деятели казахской культуры. IX-XIX века. Уроки-портреты: учебно-методическое пособие / сост. А. М. Сарбаева, 2011. - 167 с.

Джаксыбаев С. И. Записки краеведа: [очерк]. - 2008. - 237 с. (Введено оглавление)

Магауин М.М. Кобыз и копье. Повествование о казахских акынах и жырау XV-XVІІІ веков/ М.М. Магауин, 2003. - 320 с.

Попов Ю. Г. Ботакаринский узел: попытка краеведческой летописи  2010. - 192 с.

Поэзия жырау: Стихи казахских поэтов ХҮ-ХҮІІІ веков : Пер. с каз., 1987. - 312 с.

Поэты пяти веков: казахская поэзия ХV - начала ХХ вв. / сост., авт. предисл.  М. М. Магауин, 1993. - 336 с.

Шабжантаева М. Ш. Звезды казахской литературы. Ч. 1, 2005. - 193 с.

 О нем:

Айтхожин К. Творчество Бухар жырау // Мысль. - 2013. - № 11. - С. 49-52

Айтхожин К. Часовые вечности: [К 345-летию казахского поэта, государственного деятеля Бухар-жырау]  // Индустриальная Караганда. - Караганда, 2013. - 29 окт. (№ 152/153). - С. 3

Антология педагогической мысли Казахстана: [антология]. Т. 1 / Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан, 2012. - 447 с.

Безрукова Н. И. Музыкальное искусство казахского народа в XV-XVIII веках // История Казахстана преподавание в школах и вузах. - Алматы, 2012. - № 5. - С. 70-77

Бектуров Ж. Бухар-жырау выдающийся представитель духовной жизни казахского народа // Индустриальная Караганда. - 1993. - 15 мая. - С. 3

Генрих О. Бесстрашное слово жырау // Индустриальная Караганда. - Караганда, 2009. - 27 окт. (№ 127). - С. 8

Гришаева Н. В. Социально-политические идеалы в творчестве поэтов-жырау // История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. - Алматы, 2017. - № 4. - С. 23-28

Демьянова Ю. Наш великий предок // Абай - Ақиқат. - 2008. - 4 июля (№27). - С. 1-2

Золотая страница // Индустриальная Караганда. - Караганда, 2013. - 14 дек. (№ 181/182). - С. 6

Минин В. Улицы моего города: Навстречу 70-летию Караганды / Минин В. // Индустриальная Караганда. - Караганда, 2003. - 27 мая. - С. 10

Помнить своих героев  // Индустриальная Караганда. - Караганда, 2014. - 20 сент. (№ 166/167). - С. 2

Рыжкова Н. Чтить память предков // Казахстанская правда. - Астана, 2014. - 25 сентября (№ 187). - С. 2

Сбродова С. Бухар Жырау прибыл по месту прописки // Взгляд на события. - Караганда, 2008. - 25 июня (№ 60). - С. 3

Сбродова С. Здравствуй Бухар Жырау // Взгляд на события. - 2008. - 9 июля (№66). - С. С.10

Сбродова С. Здравствуй, Бухар жырау! // Взгляд на события. - Караганда, 2008. - 9 июля (№ 66). - С. 10