Уважаемые гости сайта!

Отдел литературы по искусству продолжает рассказывать о творчестве мастеров искусств Казахстана, юбиляров года. Сегодня мы вам напомним –или откроем для вас – некоторые имена из Календаря знаменательных дат 2017г.

1 января исполнилось 95 лет со дня рождения актрисы, народной артистки Казахстана и СССР Шолпан Исабековны Жандарбековой (01.01.1922 – 14.09.2005 гг.)

Уроженка Каркаралинского района Карагандинской области, Шолпан Жандарбекова в 1942 году окончила Алма-Атинское театрально-художест-венное училище, но еще студенткой в 1941 году была принята в Казахский драматический театр им. М. Ауэзова, где проработала до конца жизни, сыграв более 200 ролей. Её дебют на большой сцене – девочка Раш в спектакле «В час испытаний» по Мухтару Ауэзову. Юная актриса всё схватывала на лету, могла играть в любом амплуа. Но ближе оказались лирические роли. Её актерское обаяние, привлекательная внешность, звонкий голос, четкая дикция придавали особую красоту её игре. Большой сценический опыт и признание зрителей принесла работа над главными ролями в спектаклях отечественной драматургии. Среди них – Актокты и Баян в «Акан-сери – Актокты» и «Козы-Корпеш – Баян-сулу» Г. Мусрепова, Енлик в «Енлик – Кебек», Куртка в «Каракыпчак Кобланды», Тогжан в трагедии «Аба», Шолпан в «Айман – Шолпан», Карашаш в «Алдар-Косе» Ш. Кусаинова, Батима-ханум в «Клятве» и Жаныл в «Буране» Т. Аханова и др.  (Кстати, благодаря роли Актокты Шолпан на всю жизнь покорила сердце Курманбека Жандарбекова).

Критика отмечала успешные шаги актрисы в воплощении образов  народных героинь, их жизненность и психологическую убедительность Так, в спектакле «Сильнее смерти» по пьесе Сакена Жунусова «Ажар мен ажал» («Сильнее смерти») Ажар Шолпан Жандарбековой, сначала робкая и пугливая в безрадостной жизни аула при встрече с кровным врагом обретает силу, способную совершить возмездие – за поруганную честь, за разбитые мечты о будущем единственного сына. С трагической силой показывает актриса перелом в характере Ажар, когда она, оскорбленная и униженная, решается на преступление, на убийство своего врага. В заключительных же сценах  спектакля Ажар появляется преображенной. Зритель рукоплескал свободной и независимой Ажар. Эта роль – одна из победных в репертуаре актрисы. За роль Ажар  в 1980 году актриса была удостоена Государственной премии Казахской ССР.

В пьесах мировой классики Шолпан Жандарбекова создала блестящие по выразительности образы Марианны («Скупой» Ж.Б. Мольера), Дездемоны («Отелло» В. Шекспира), Ширин («Фархад и Ширин» Хикмета) и др.

Широкую известность актрисе принесло кино. С 1945 года снялась в ряде фильмов режиссера Ш. Айманова: «Перекрёсток» -| «Жол түйісі» (1962);  «Поэма о любви» - Баян Сулу – главная роль (1954); «Дочь степей» –Зияда  (1954); «Песни Абая» –Магиш (1945) . Как достойный знак отличия в 1945 году Ш. Жандарбекова получила звание «Заслуженная артистка Казахской ССР»

Зрители получали истинное удовольствие от мастерского вхождения актрисы в роль: казалось, на экране – «человек без игры», в настоящем горении чувств.

В составе труппы театра имени М. Ауэзова Ш. Жандарбекова принимала участие в Декаде казахской литературы и искусства в Москве 1958 года. Год спустя, в 1959 году актриса получает звание «Народная артистка Казахской ССР».

С 1978 года Ш. Жандарбекова преподавала в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, вела предмет «Мастерство актёра», тем самым Ш. Жандарбекова внесла немалый вклад в дело подготовки будущих артистов театра. В 1982г. эти заслуги были отмечены очередным званием «Народная артистка СССР». С 1983 года Шолпан Исабековна Жандарбековапрофессор академии.

За вклад в развитие театрального и киноискусства страны народная артистка Казахстана и СССР Шолпан Жандарбекова дважды награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовое отличие», четырежды награждалась Почётными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.

 

13 февраля исполнилось 85 лет артисту балета, балетмейстеру, педагогу, народному артисту Казахстана Заурбеку Молдагалиулы Райбаеву (1932 -2011 гг.)

Танец имеет божественное начало, и поэтому пытаться дать ему объяснение невозможно – он не поддается объяснению. Но мы можем понять его сущность, если посвятим жизнь любви к нему и будем подчиняться диктуемым им правилам. (Мерс Каннигэм, хореограф)

Танцовщик от бога, артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист Казахстана Заурбек Молдагалиулы Райбаев родился13 февраля 1932  года в Алма-Ате.

Один из самых узнаваемых и именитых мастеров отечественной хореографии  Заурбек Мулдагалиевич неразрывно связал жизнь с Государственным театром оперы и балета имени Абая, а его постановки, созданные за более чем 40 лет работы в родном театре, являются «националь-ным достоянием».

Заурбек Райбаев начал обучаться классическому танцу в Алматинском хореографическом училище у его основателя и идеолога Александра Владимировича Селезнева, а через 6 лет одаренного ученика отправляют в самое авторитетное хореографическое училище страны. В Ленинградском хореографическом училище под опекой легендарных А. Писарева, А. Бочарова, А. Пушкина и И. Бельского, Заурбек Мулдагалиевич обучался в одно время с будущими звездами балета ХХ века – Мариусом Лиепой и Рудольфом Нуриевым, был с ними в приятельских отношениях.

Бурная и успешная карьера Заурбека Мулдагалиевича могла с предсказуемым успехом развиваться по вполне стандартным вехам биографий артистов балета, но в 1958 году ведущий солист бросает танец и поступает в ГИТИС им. А. Луначарского обучаться профессии «балетмейстер-постановщик». В качестве хореографа он дебютирует в ГАТОБ в 1962 году, представив публике одноактные балеты «Шопениана», «Франческа да Римини» и «Болеро». Уже в малых формах хореограф демонстрирует поиск выразительных средств, коррелирующих с современностью. В репертуаре ГАТОБ и творческом резюме хореографа Райбаева последовательно появляются следующие постановки: одноактный балет «Хиросима» на музыку Г. Жубановой (1966), «Чин-Томур» К. Кужамьярова (1968), «Ромео и Джульетта» (1972), детский одноактный балет «Петя и волк» (1973) С. Прокофьева (1972), «Спартак» А. Хачатуряна (1974), одноактный балет «Мужчина и Женщина» А. Онеггера (1979), одноактный балет «Игра в карты» И. Стравинского (1979), «Фрески» Т. Мынбаева (1981), «Раймонда» А. Глазунова (1984), одноактный балет «Озорные частушки» Р. Щедрина (1992), одноактный балет «Египетские ночи» А. Аренского (1994), «Дракон и Ласточка» Б. Кыдырбека (1996) и «Половецкий стан из оперы Бородина «Князь Игорь»» (2002).

В 1974 году на сцене ГАТОБ в при участии композитора Арама Хачатуряна был поставлен балет «Спартак». Балетмейстер переработал редакцию Юрия Григоровича, добавив масштабному зрелищу образность и метафоричность. Эта версия балета более 40 лет идет на сцене Государствен-ного академического театра оперы и балета им. Абая.

В 1981 году на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде состоялась премьера знакового для балетмейстера спектакля «Фрески». (симфоническая поэма Тимура Мынбаева по «Глиняной книге» Олжаса Сулейменова). Балет состоит из девяти «фресок», которые повествуют о драматичном походе племени иш-кузов в древнюю Ассирию. Хореограф умело синтезировал классический танец с элементами казахского народного танца и достижениями современной хореографии.

Заурбек Райбаев умел не только ставить танцы, – долгое время он занимал должность главного балетмейстера ГАТОБ им. Абая (1967-1969, 1972-1986 и с 1992 года). Кроме того, хореограф находил время для преподавания, с 1995 года по 2004 год он являлся преподавателем факультета «Режиссура хореографии» КазНАИ имени Т. Жургенова. Выпускниками мастерской профессора Райбаева стали Г. Туткибаева, Л. Кабацкая, В. Гугнина, В. Сычева, В. Гончаров, Т. Нуркалиев.

Заурбек Райбаев – обладатель приза Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) и Всесоюзного смотра артистов эстрады (1958). Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета (1957, 1958), кавалер ордена «Знак Почета» (1958), Заслуженный артист КазССР (1958), Заслуженный деятель искусств КазССР (1967), Народный артист КазССР (1982).

Ему аплодировали зрители Польши (1962), Монголии (1963), Югославии (1972), США, Канады (1979) и других стран.

Мы приглашаем вас, дорогие друзья, посетить сайт Заура Мулдагалиевича Райбаева, с большой любовью созданный его племянницей Гульнар Хусаиновой.В «прилюдии» к основному содержанию сайта автор пишет»:

«Этот сайт создавался с целью… дать возможность познакомиться с творчеством балетмейстера, чьи работы и сегодня составляют значительную долю репертуара его любимого театра, ГАТОБ им. Абая.

Мне очень хочется, чтобы каждый казахстанец приобщился к этому удивительному красивому миру и оценил работы, созданные талантом Заурбека Мулдагаливича Райбаева.

Заур Мулдагалиевич был закрытым и нездешним человеком, тем ценнее были моменты, когда он открывал свои чувства и мысли

Современники Великого балетмейстера, друзья, коллеги и родные рассказывают о Заурбеке Райбаеве».

А мы предлагаем вам, дорогие гости нашего сайта, пополнить свои знания о балетном искусстве нашей страны и огромном вкладе в его развитие выдающегося балетмейстера современности Заурбека Райбаева, используя  информацию ЭБД библиотеки имени Н. В. Гоголя.

 

22 февраля исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Казахстана Мажита Сапаргалиулы Бегалина.

Снимать фильмы – это всё равно, что отправиться в путешествие.

 (Ф. Феллини)

Творчество кинорежиссера Мажита Бегалина – это путешествие во времени, в эпоху духовного становления не одного поколения зрителей, граждан развивающейся республики.

Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Казахстана (1966). родился 22.02.1922 в ауле Дегелен Абайского  района Восточно-Казахстанс-кой области (умер  5.05.1978 гг. в Алматы)

Мажит Сапаргалиевич Бегалин – участник Великой Отечественной войны.

Из интервью Мажита Бегалинагазете «Красная звезда» (1978г.). «Поколение, к которому я принадлежу, называют военным. Едва сдав последний экзамен за десятилетку, а то и  прямо со школьной скамьи уходили мы воевать» Воин, патриот и гражданин,  художник, М. Бегалин в 1948 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москвеи вошел в кинематограф как соавтор подлинных шедевров советского кино: «Молодая гвардия», «Падение Берлина», «Джамбул», а затем как режиссер-постановщик киностудии «Казахфильм», автор фильмов, входящих в золотой фонд казахского киноискусства,– фильмов, которые он снимал, «когда душа не может молчать»: «Его время придет» (о Чокане Валиханове), «За нами Москва» о Баужане. Момышулы, фильмы: «Это было в Шугле» (1955), «Возвращение на землю» (1959), «Следы уходят за горизонт» (1964).

Одной из вершин режиссерского мастерства Мажита Бегалина был историко-биографический фильм «Баллада о Маншук». Он был удостоен главного приза и диплома 1 степени на конкурсе киноискусства Средней Азии и Казахстана в Бишкеке в 1968году и в 1970 году получил главный приз Министерства обороны СССР на Всесоюзном кинофестивале в Минске. О фильмах говорили, спорили и на зрительских конференциях, и дома после просмотра, за них благодарили.  В центре внимания режиссера всегда стоит яркая личность. И это не случайно: как дудожник Бегалин в понятие «личность» вкладывает не просто оценку тех или иных качеств человека, он видит в ней отражение характера времени, его духовного и нравственного потенциала.

Как дань памяти выдающегося режиссера – документальный фильм «Мажит Бегалин» (1981 г.). Это фильм о человеке трудной и яркой судьбы

Мажит Бегалин награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».

 

10 марта  исполняется 70 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств КазССР Касеинова Дюсена Курабаевича.

Скрипач, Заслуженный деятель искусств Казахстана Дюсен Касеинов родился в 10.03.1947 г. в городе Бийске Алтайского края (Россия)

Обозначим ступени профессионального становления Дюсена Курабаевича Касеинова:

07.1961-05.1965 гг. — Учащийся Карагандинского музыкального училища им. Таттимбета
07.1965-05.1970 гг. — Студент Государственного института искусств им. Курмангазы
Окончив институт, Дюсен мечтал о карьере музыканта, вряд ли «рисовал» себе такую дорогу в творчестве: его «послужной список» очень впечатляющ:
12.1966-05.1970 гг. — Артист камерного оркестра Казахского радио и телевидения г. Алматы;
07.1970-06.1972 гг. — Ассистент-стажер Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского;
08.1972-09.1978 гг. — Старший преподаватель Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы;
09.1978-07.1981 гг. — Артист оркестра филармонии г. Мехико, Мексика;
08.1981-08.1984 гг. — И.о. доцента, заведующий кафедрой скрипки Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы;
08.1984-02.1987 гг. — Инструктор отдела культуры ЦК Компартии Казахстана
02.1987-03.1997 гг. — Ректор Алматинской консерватории им. Курмангазы;
03.1997-11.1997 гг. — Директор департамента культуры Министерства образования и культуры РК;
11.1997-08.1999 гг. — Председатель Комитета культуры Министерства образования, культуры и здравоохранения РК
08.1999-05.2001 гг. — Председатель Комитета культуры Министерства культуры, информации и общественного согласия РК;
05.2001-04.2002 гг. — Вице-министр культуры, информации и общественного согласия РК;
04.2002-09.2003 гг. — Президент гуманитарного фонда «Дегдар»
09.2003-10.2004 гг. — Министр культуры Республики Казахстан;
10.2004-05.2005 гг. — Посол по особым поручениям МИД РК;
05.2005 г. по н. вр. — Посол по особым поручениям МИД РК, Специальный представитель РК по вопросам культурно-гуманитарного сотрудничества в СНГ;

Плодотворная работа в структуре МИДа, его творческий потенциал музыканта приблизили Дюсена Касеинова к деятельности всесторонне привлекательной:
C 27 мая 2008 года он становится Генеральным директором ТЮРКСОЙ, Международной организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства, а с 2015г.– Генеральный секретарь Международной организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства ТЮРКСОЙ. Организация ежегодно знакомит мировую общественность с видными тюркскими личностями и их наследием. И в сфере деятельности секретаря ТЮРКСОЙ – Декады, Недели и Дни тюркской культуры, и гостевые Дни культуры (например, Дни культуры Азербайджана в Казахстане), конферен-ции, фестивали, концерты, выставки и конкурсы изобразительного искусства, театральные представления, посвященные какому-либо региону или деятелю культуры тюркского мира. Его почетная  миссия – наводить мосты  Времени, мосты важнейшего значения, которые помогают нашим современникам, и особенно молодому поколению, помнить и ценить прошлое и его отражение в зеркале Истории. Так, проводя международные творческие лаборатории художников тюркоязычных стран, Д. Касеинов объявил о намерении создать первый в мире музей изобразительного искусства тюркоязычных народов, в основу фондов которого войдет художественная коллекция ТЮРКСОЙ. «Уверен, – говорит Дюсен Касеинов, – что таким образом международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства содействует сохранению, развитию и популяризации художественного развития мира». Эта декларация  делает честь и организации такого масштаба как ТЮРКСОЙ, и её Генеральному сектретарю. И как подтверждение значимости таких программ, акций, персонального в них участия Дюсена Касеинова – шквал аплодисментов, встречающих маэстро, Посла от Культуры.

Так музыка, окрыляя душу музыканта,  открыла новые невиданные горизонты деятельной натуре Дюсена Касеинова, чтобы он, в свою  очередь, открывал их другим.

 

Государственные награды, почетные звания:
Профессор, Заслуженный деятель искусств Казахстана,
Лауреат премии «Тарлан», кавалер орденов «Құрмет» (2000 г.), «Парасат» (2007 г.), ордена дружбы; Российская Федерация (2007 г.), ордена за заслуги перед польской культурой; Польша (2007г.);

Награжден медалями:
Медалью «Астана» ( 1998 г.), Юбилейной медалью «10 лет Независимости Казахстана» (2001 г.), Юбилейной медалью «Қазақстан Конституциясына 10 жыл» (2005 г.), Юбилейной медалью «Қазақстан Республикасының Парламентіне 10 жыл» ( 2006 г.), Юбилейной медалью ’ «10 лет Астане»’ (2008 г.), и Почетной грамотой Президента РК (1994 г.)


Уважаемые гости Сайта! За более полной информацией о персонах Календаря знаменательных дат обращайтесь в электронный каталог или отдел литературы по искусству.

Вся предоставленная информация подготовлена с использованием материалов из фондов библиотеки и публикаций в Интернете.