2 октября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Казахстана Абдоллы Карсакбаева (1926–1983 гг.)

Родина Абдоллы Карсакбаева – село Каракастек Алматинской области. Выпускник ВГИКа (1956) Абдолла Карсакбаев в течение 36 лет занимался режиссурой на киностудии "Казахфильм", принимал участие в съемках фильмов "Мать и сын", "Если бы каждый из нас..." (оба совместно с режиссером С. Кожиковым).

Первый постановочный опыт А. Карсакбаева, приобретенный в работе с С. Кожиковым и, в дальнейшем с режиссерами А. Слободником и Э. Файком (фильм "Қанатты сайлық") и с режиссером А. Ароном (фильм "Ботагоз"), был хорошей стартовой площадкой: серьезную положительную оценку критики получили фильмы на историческую тему "Тревожное утро" (1968) и "Погоня в степи" (1979, серебряная медаль ВДНХ СССР). Всеобщее признание заслужил художественный фильм "Меня зовут Кожа" (1963). Поставленный совместно с Т. Дюйсенбаевым, фильм стал обладателем первой высокой международной награды – диплома на проходившем в 1964г. конкурсе кинематографистов Средней Азии и Казахстана с формулировкой "Лучший фильм для молодежи" и диплома Каннского кинофестиваля (1967г.). Мировое киносообщество отмечало важнейшее достижение молодого кинорежиссера – он явил миру новый образец героя мальчика-бунтаря, поборника справедливости и правды.

В классику советского и казахского национального кинематографа вошли и другие знаковые фильмы "Алпамыс идет в школу" (1976; призер 10 Всесоюзного кинофестиваля), "Соленая река детства" (1982), а также документальные киноленты "Народные ремесла казахов" (1958), "Тургайские горизонты" (1963), "Черкасская оборона" (1970) и фильм "Актобе" (1972).

6 октября исполнилось 125 лет со дня рождения художника Сергея Ивановича Калмыкова (1891 – 1967 гг.), одного из интереснейших и своеобразных художников многонационального искусства Казахстана.

Уроженец г. Самарканда, Сергей Калмыков после окончания Оренбургской гимназии в 1909-1910 годах, учился на подготовительных курсах Московской художественной школы и затем в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры. После стажировки у К.С. Петрова-Водкина и Добужинского молодой художник возвращается в Оренбург и занимается художественным оформлением общественных зданий и сооружений. Равно  увлеченный живописью, скульптурой и графикой, С.Калмыков активно демонстрирует свое творчество на многочисленных выставках тех лет. С интересом оформляет спектакли и делает образцы костюмов для Оренбургского театра и цирка. Новая страница его творческой биографии открылась в 1935 году с приглашением мастера в Казахский музыкальный театр (сейчас Казахский академический театр оперы и балета), где создает декорации к операм "Аида", "Князь Игорь", "Фауст", "Тоска" и др.

Коллекцию художника, хранящуюся в Центральном государственном архиве Республики Казахстан – 1111 работ! – составляют как произведения изобразительного искусства – рисунки, эскизы, гравюры, сценография, так и дневники и литературные заметки, документальные и фантастические сюжеты, что позволяет судить о творческом диапазоне и мировоззрении  мастера. "Ключ к Мирозданию" – название одного из рукописных альбомов Сергея Калмыкова. Этими словами можно определить всё творчество этого необыкновенного Мастера, соединившего восторг миром со сложными умопостроениями.  Значительная часть художественного наследия С.И. Калмыкова после его ухода из жизни поступила в Казахскую художественную галерею им. Т. Г. Шевченко. Многие его произведения – картины, написанные маслом (виды любимой Алма-Аты, выразительные портреты, аллегорические  этюды), гравюры, выполненные карандашом  и  тушью, акварели и монотипии, абстрактные композиции хранятся в Казахском государственном музее искусств имени А. Кастеева.

1 ноября исполняется 80 лет со дня рождения композитора, народного артиста Казахстана, заслуженного деятеля искусств Казахстана Базарбая Сагадиевича Жуманиязова (1936 г.)

Уроженец Западно-Казахстанской области Базарбай Жуманиязов в 1965г. окончил Алма-Атинскую  консерваторию под руководством Е.Г. Брусиловского. В 1964-65 гг. заведовал музыкальной редакцией  издательства  "Мектеп".

В дальнейшие годы – 1966-98гг. Б. Жуманиязов был преподавателем, а в 1997г. стал профессором Алма-Атинской консерватории. В 1973-84 гг. Б. Жуманиязов  – заместитель председателя Союза композиторов Казахстана, член президиума Союза композиторов СССР. В 1984-87гг. композитор руководит Казахским академическим театром оперы и балета; в 1991-98 гг. на посту первого секретаря Союза композиторов Казахстана.

Б.С. Жуманиязов  – автор оперы "Махамбет" (1990), кантат "Земля" (1967), "Кантата о Родине" (1972), "Праздничное шествие" (1980), "Дружба" (1980),  симфонического кюя "Радость" (1980), множества сюит, песен, романсов.  Композитором Базарбаем Жуманиязовым создана музыка к ряду  спектаклей  и  кинофильмов.

Лауреат  премии  комсомола  Казахстана (1970). Награжден орденом Дружбы народов.

16 ноября исполняется 75 лет подвигу 28 героев-панфиловцев (1941 г.)

Это они, воины-казахстанцы, проявили беспримерный массовый героизм на фронтах Великой Отечественной, в особенности при защите Москвы. Совершенный ими подвиг предстает перед нынешним поколением как легендарный.

(Из книги "Панфиловцы".–Алма-Ата, 1985).

В ознаменование этого подвига в Алма-Ате в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев сооружен Мемориал Славы.

Авторы Мемориала: архитекторы Т. К. Басенов, Р. А. Сейдалин, В. Н. Ким; Скульпторы В. В. Андрющенко, А Е. Артимович. Открытие состоялось в 1975 году в канун 30 годовщины Победы.

Центр  триптиха – "Вечный огонь над могилами героев". В глубине композиции – горельеф на подиуме, интернациональный характер, которого передан художественным изображением группы воинов, представителей 15 союзных республик, которые ведут бой у разъезда Дубосеково под Москвой. Третья часть композиции  – "Трубящие славу". В каменных блоках у входа в Мемориал Славы замурованы капсулы с землей, взятой с полей сражений у городов-героев. Торжественность Мемориала Славы подчеркивают партерная зелень, декративный красный гранит и лабрадорит в сочетании с металлом: скульптурные группы триптиха выполнены в технике чеканки по меди.

Память о подвиге  гвардейцев-панфиловцев жива и в кинофильмах, в историко-литературных произведениях, в песнях и в поэтических строках:

 Нет, героев не сбить на колени,

Во весь рост они стали окрест,

Чтоб остался в сердцах поколений

Дубосекова темный разъезд.

Поле снежное, снежные хлопья

Среди грохота стен огневых,

В одиноком промерзшем окопе

Двадцать восемь гвардейцев родных!

(Николай Тихонов, "Слово о 28 гвардейцах". 1942г.)

21 ноября исполняется 125 лет со дня рождения режиссера, заслуженного деятеля искусств КазССР Юрия Людвиговича Рутковского (1891 – 1970 гг.) .

Ю.Л. Рутковский родился в Варшаве, а 35 лет жизни и творческой дея­тельности Ю.Л. Рутковский посвятил Казахстану, который стал его второй родиной,

31 октября 1933 года спектаклем "Любовь Яровая" по пьесе К. Тренева на сцене Семипалатинского городского театра открылся новый драматический театр, который в дальнейшем, переехав в Алма-Ату, стал носить имя М.Ю. Лермонтова. Новый, 1934 год труппа "новорожденного" театра встречала с радостным предчувствием, что начинается важный этап в жизни каждого из ее актеров.

С этого спектакля действительно началась летопись театра, у истоков которого стоял замечательный режиссер, организатор труппы и первый художественный руководитель Юрий Рутковский.

Театральное окружение Юрия Людвиговича с большой теплотой вспоминало всегда открытый дом Рутковских, куда мог прийти каждый и когда угодно.

Даже в самые трудные времена всем находился кусочек хлеба, чашка, пусть даже морковного, но чая. Приходили артисты, режиссеры, художники, обсуждали спектакли, строили планы, устраивали читки. Своими людьми в доме были Калибек Куанышпаев, Канабек Байсеитов, Байгали Досымжанов с Хадишой Букеевой, любимица Юрия Рутковского Амина Умурзакова. Заходили с домброй Елубай Умурзаков или Шакен Айманов. Большая дружба связывала Юрия Рутковского с Мухтаром Ауэзовым, ведь Юрий Людвигович не раз обращался к драматургии классика казахской литературы.

Первый раз Рутковский ставил пьесу Ауэзова "Ночные раскаты" на сцене казахского театра еще в 1935 году, не зная ни языка, ни национальных особенностей казахов. Но Мухтар Омарханович согласился быть консультантом спектакля,  – и  все получилось как нельзя лучше. Второй раз Ауэзов сел с Рутковским за режиссерский столик в 1937 году, когда перевел эту пьесу на русский язык, и работала над ней уже русская труппа.

А за шесть лет работы в Государственном академическом русском театре драмы им. М.Ю. Лермонтова Юрий Людвигович поставил 22 спектакля. Одна из ярких актерских работ Ю. Рутковского – поручик Яровой стал одним из наиболее интересных и серьезных образов, созданных на сцене молодого театра в 30-е годы.

Ю.Л. Рутковский сотрудничал не только с драматическими театрами, но и с театром оперы и балета им. Абая, где он поставил 27 опер.

Юрий Рутковский глубоко осознал самое важное в пестрой панораме театрального процесса тех лет: новаторское искусство молодой режиссуры в своей практической работе неразрывно связано с живыми традициями реалистического театра. И всю жизнь он боролся с разобщенностью  творческих интересов, в меру своих сил поддерживая всё талантливое и жизнеспособное. (Богатенкова Л. Театр. Поиски и надежды)

16 декабря исполняется 80 лет со дня рождения актрисы, народной артистки Казахстана и КазССР, лауреата Государственной премии Казахстана Фариды Шариповой (1936 – 2010 гг.)

Фарида Шариповна Шарипова родилась в городе Чугучак (Китай). Выпускница Института искусств им. Курмангазы, молодая актриса в 1954-1955 годах делала первые шаги в искусстве на киностудии "Шанхайфильм" в КНР.  Первая роль в кино – Джамиля в фильме "Хасен и Джамиля" (1955 г.).

Творческая судьба Фариды Шариповой сложилась удачно. Причина и в яркости таланта и в её обаянии, в умении, не повторяясь, остаться самой собой, в стремлении к постоянному обновлению и непрестанная учеба у коллег, у жизни. Она считала счастьем, что ей пришлось играть в ауэзовских спектаклях и фильмах. Повезло ей и с учителями.

В 1959 году Фарида Шарипова принята в алмаатинскую  труппу  Казахского академического театра драмы им. М.О. Ауэзова. Рано придя на сцену, она почти сразу получила главные роли в спектаклях: Шолпан в "Айман-Шолпан" М. Ауэзова, Ажар в "Абае", Карлыги в "Каракипчак Кобланды", Енлик в "Енлик-Кебек", Карагоз в одноименном спектакле, Баян в "Козы Корпеш - Баян Сулу" Г. Мусрепова, Акбалы в спектакле "Кровь и пот" А. Нурпеисова, Жаныл в "Буране" Т. Ахтанова, Джамили в "Джамиле" Ч. Айтматова, Толганай в "Материнском поле", Катарина в "Укрощении строптивой" Шекспира, леди Анна в трагедии "Ричард III", Донна Анна в "Маленьких трагедиях" Пушкина, Елена Андреевна в "Дяде Ване" А.Чехова и многие другие.
Критика отмечала, что

Фарида  Шарипова тяготеет не только к сильным ролям, требущим таланта и темперамента, душевной энергии и физического напряжения, но и к сильной, полнокровной режиссуре: с актрисой увлеченно работали А. Мамбетов, Б. Омаров, А. Мадиевский, А Пашков, Б. Атабаев. В искусстве Шариповой национальные художественные традиции, не утрачивая своей мощи и выразительности, обращены непосредственно к чувствам современного зрителя, обретая новую жизнь и силу.

("Фарида Шарипова", Алматы, 2006, из серии "Наши современники").

Значительное место в кинотворчестве Фариды Шариповой занимает искусство дубляжа. "Считается, что  дубляж – повторное искусство,– говорила актриса,–  но  как он расширяет возможности перевоплощения,  ведь сколько ролей пропустишь через себя, озвучивая фильмы, то, что тебе не удается сыграть на сцене. Немало женских  характеров прошло через меня в кино, как сыгранных, так и озвученных, – рассказывала Фарида Шариповна. "Все они разные – любящие и отвергнутые, счастливые и несчастные, жертвенные  и  эгоистичные, добрые и злые, потерянные в  жизни и умеющие крепко стоять  на  ногах. И, следя мысленно за их  судьбами,  я вижу, какую эволюцию претерпел со временем женский характер, как выросли духовно её запросы и  интересы,  как обозначились её индивидуальные черты!"

За творческие заслуги Фарида Шарипова  удостоена почетных званий и наград:

Лауреат Государственной премии СССР (1974) –за роль Акбалы в спектакле "Кровь и пот" Абдижамила Нурпеисова; Лауреат Государственной премии Казахской ССР им. К. Байсеитовой (1966) — за роль Толганай в спектакле "Материнское поле" по Ч. Айтматову, кавалер ордена "Парасат" (2009), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1986), а также награждена Грамотой Советского комитета солидарности стран Азии и Африки и Советского комитета поддержки народов Вьетнама за роль Хиен в спектакле "Звезда Вьетнама" (1969).

P.s. В телеграмме Президента РК Нурсултана Назарбаева со словами соболезнования родным и близким Фариды Шариповой по поводу её кончины говорилось:

Талант и трудолюбие органично сочетались в ней с высокими человеческими качествами. Она сформировала свою актерскую школу и воспитала целую плеяду учеников.  Искусство Ф. Шариповой всегда получало высокую оценку в обществе.

Уважаемые гости сайта! За более полной информацией о персонах Календаря знаменательных дат обращайтесь в электронный каталог или отдел литературы по искусству.

Вся предоставленная информация подготовлена с использованием материалов из фондов библиотеки и публикаций в Интернете.